Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одной из основных движущих сил в современном мире. Успешность как отдельного человека, так и целого государства во многом зависит от своевременного доступа к необходимой информации.

Под информационным неравенством понимают новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Обратимся к статистике.

Федеральное статистическое наблюдение (октябрь 2013)показало, что в сети Интернет задействовано 75% городских 25% сельских домохозяйств.

В рамках оценки результатов реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» в октябре 2013 г. было опрошено около 69 тысяч человек в возрасте 15-72 лет. Данное Федеральное статистическое наблюдение показало, что используют ИКТ в среднем домашних хозяйствах 66 %. Самыми активными пользователями интернета по возрастным группам являются группы населения 20-24 и 25-29 лет [1].

Наблюдение показало, что в рамках возрастных групп 20-24 и 25-29 лет наибольшую активность проявляют мужчины, чем женщины в среднем на 2%, а в группах начиная с 40-44 и до 60-72 активнее становятся женщины в среднем на 1 — 3%.

За последнее десятилетие активность возрастных групп использующих сеть интернет для государственных и муниципальных услуг на порядок выше в городах, чем в сельских поселениях (причем доминируют при этом женщины). Причины заключаются в неравномерности информационной грамотности пожилого особенно сельского населения.

Информационное равенство, на наш взгляд, это социальная ситуация, когда значительная часть населения получает возможность доступа к информации о деятельности публичных органов и публичным услугам, выражения своего мнения по тем или иным вопросам при помощи информационно-коммуникационных технологий.

 «…Разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство… Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть», – слова Дмитрия Анатольевича Медведева. Поэтому одной из наиболее актуальной в современном образовании является проблема подготовки кадров к использованию ИКТ как ведущей части деятельности личности. Достижение этой цели невозможно без соответствующей подготовки учителей.

В 2013-2014 гг. в рамках сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в сфере образования были получены следующие данные, количество участников, успешно прошедших тестирование растет, а тех, кто недобрал нужного количества баллов до положительного результата в процентном отношении уменьшается год от года.

При этом распределение по результату прошедших тестирование учителей показало увеличение доли выполнения заданий до 80% к марту 2014 г. Вывод, который можно сделать по результатам мониторинга состоит в том, что учителя России мотивированы на освоение информационно — коммуникационных технологий, но достаточными компетенциями не обладают, поэтому важно расширять сеть организаций системы повышения квалификации, особенно развитие дистанционных образовательных курсов, проведение вебинаров и виртуальных мастер — классов.

Информатизация образования – многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей. Современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ, и в итоге, стать полноценными гражданами и работниками[1, 2].

Распространение дистанционных форм обучения – это естественный этап эволюции системы образования. От доски смелом – к компьютерным обучающим программам. Дистанционные и традиционные формы обучения не следует воспринимать как взаимоисключающие. Хорошее образование сегодня – это синтез самых разных форм получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание которых может определить для себя только сам обучающийся. Нами было проведено исследование в сентябре-октябре 2014 года на базе социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и «Академия социального управления» МО.  В рамках нашего исследования на вопрос «Вызывает ли у Вас интерес возможность мобильного обучения (с помощью планшетов, любых мобильных устройств)» 50% респондентов ответили положительно, из них затруднились ответить 13%, 6 % сказали категорично нет; на вопрос «Вызывает ли у Вас интерес возможность дистанционного обучения?» 59% дали положительный ответ из них затруднились ответить 12%, сказали нет -12 %. Видно, что результаты опроса подтвердили ориентированность взрослого населения на дистанционную форму обучения [3].

Современное общество нуждается в постоянном образовании и самообразовании его членов. Эти требования вытекают из потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров особенно в удаленных от больших городов селениях. Как показывает статистика более 2/3 взрослого населения не охвачено никакими формами образования, хотя потребность в этом имеется. По данным Федеральной службы государственной статистики численность работников, получивших дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме обучения в 2013 году составила лишь 7% от общего числа, мотивация к совершенствованию своей профессиональной компетентности особенно в области освоения информационно-коммуникационных технологий возрастает[2, 3].

ИКТ-компетентный учитель может по-новому организовать информационную образовательную среду для того, чтобы проводить увлекательные занятия по своему предмету. Только такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ-грамотности учащихся.

iSpringFree – популярная бесплатная программа для создания Flash-презентаций и электронных учебных курсов в PowerPoint.Программа iSpringFree устанавливается в форме надстройки для MicrosoftPowerPoint. Учебный курс будет создан на основе PowerPoint-презентации. При конвертации курса в формат Flash, iSpringFree обеспечивает прекрасную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и триггер-анимаций [4].

Мультимедийные лекции, которые разработал преподаватель с помощью специального программного обеспечения, становятся средством обучения в асинхронном виде.Традиционное очное обучение приобретает смешанный характер, так как наряду с синхронным групповым обучением осуществляется асинхронное индивидуальное обучение. Информационно-коммуникационные технологии в этом процессе применяются, прежде всего, для обеспечения интерактивной коммуникации. Это делает процесс обучения индивидуализированным, оно осуществляется через самостоятельную деятельность обучающихся в их собственной среде обитания (по месту проживания, работы). Они свободны в выборе сроков и темпов работы с мультимедийным учебным материалом.

Современные образовательные информационные технологии позволяют на практике осуществить переход:от синхронного процесса обучения к асинхронному; от статического представления учебного материала — к динамическому; от однонаправленного представления материала — к интерактивному; от мономедийного представления учебной информации — к мультимедийному[5].

Список литературы:

  1. Грохольская, О.Г.Развитие зарубежных дидактических систем[Текст] / О.Г. Грохольская // История и педагогика естествознания, 2014. – № 4.
  2. Монахова, Г.А., Монахов, Д.Н. Виртуализация образовательного процесса в России[Текст]/ Г.А. Монахова, Д.Н. Монахов //Социология образования. №1. 2015. С. 54-61
  3. Монахова, Г.А., Монахов, Д.Н. Инструментальные возможности iSpringSuite 7 для дистанционного обучения[Текст]/ Г.А. Монахова, Д.Н. Монахов
//Дистанционное и виртуальное обучение. № 02. 2015. С. 67-73.
  4. Монахова, Г.А., Монахов, Д.Н. Мультимодальные технологии в учебном процессе высшей школы[Текст]/ Г.А. Монахова, Д.Н. Монахов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 158-160.
  5. Монахова, Г.А., Монахов, Н.В. Обзор средств разработки цифровых образовательных продуктов, ориентированных на обучение и контроль[Текст]/ Г.А. Монахова, Н.В. Монахов// XI международная научно-практическая конференция «Россия и Европа: связь культуры и экономики» (27 февраля 2015, Прага). Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2015. С.317-320.[schema type=»book» name=»РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» author=»Монахов Никита Вадимович, Монахова Галина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found