Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Приоритетной целью образования в современной начальной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к ступени начального образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий, особое место среди которых  занимает развитие осознанного чтения и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без развития у младших школьников читательской самостоятельности.

Читательская самостоятельность рассматривается как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания, как  способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для  достижения своих целей, расширения  знаний и возможностей[2 ].

В основу организации работы с читательской самостоятельностью могут быть положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о понимании текста: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста и его оценка.

Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой.

Младший школьник ориентирован на восприятие эмоциально окрашенных произведений, к которым относится такой жанр, как сказка. В начальной школе сказка изучается с первого класса, учащиеся знакомятся со сказками о животных, бытовыми и волшебными сказками («Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора»)

Во втором классе дети читают такие народные сказки как «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие. В третьем классе особое внимание уделяется авторским сказкам: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее» и другие.

Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. То есть необходимо выделять читательские умения, которые способствуют развитию читательской самостоятельности.

Нами разработаны диагностические методики, связанные с определением уровня различных групп читательских умений.

  1. Диагностическая методика « Волшебное зеркальце»

 Цель: определить умение детей лексически верно отбирать сказочные слова или обороты.

Учитель предлагает детям ряд слов , которые существуют в реальной жизни и в сказочной .Далее детям предлагается отобрать сказочные слова от нейтральной лексики. Например,  распределить на две группы: красная девица, добрый молодец, очень далеко, добрый конь, красивая девушка, очень далёкая страна, через некоторое время, обильное   угощение, ниже плеч буйну голову повесил ,хороший парень, пир на весь мир, загрустил,   сильный  конь,   в тридевятом царстве, в тридесятом государстве , неожиданно, за семью морями, нежданно- негаданно, долго ли, коротко ли.

Все ответы учащихся можно распределить по трём уровням. Высокий уровень: ученик легко  выделяет слова или словосочетания сказочного характера.  Средний уровень: возникают затруднения в определении сказочной лексики. Ребёнок не всегда может отличить сказочные слова от нейтральных. Низкий уровень : ребёнок с трудом определяет сказочную лексику, допускает большое количество ошибок в отделении сказочных слов от нейтральной лексики.

  1. Диагностическая методика « Орешек»

Цель: определить умение учащихся находить  в сказке главную мысль.

Детям предлагается  русская народная сказка « Лиса и журавль»  из сборника А. Н. Афанасьева варианты  Дети должны  найти в сказке главную мысль среди выделенных учителем:

  1. Лиса обидела журавля.
  2. Журавль обидел лису.
  3. Как аукнется, так и откликнется.
  4. Наказала сама себя.
  5. Диагностическая методика « Сказочные слова»

Цель: определить умение учащихся  подбирать лексику близкую к сказочной в заданном тексте.

Детям  предлагается две русские народные сказки « У страха глаза велики» и « Царевна -лягушка». Необходимо на месте пропусков поставить слова как можно точнее соответствующие характеру сказки.

« У страха глаза велики»

Жили-……… бабушка-……., внучка-….., курочка…….. и мышка…….

« Царевна- лягушка»

В некотором……….., в некотором………… жил да……царь с ….. У него было три сына: все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке……….,ни ………….. .

В процессе чтения – поиска информации учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о волшебном мире, то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

  1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;
  2. Умение определить сказочное место и время действия;
  3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;
  4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;
  5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, понимание языковых особенностей  включают определение главной темы, общей цели или назначения сказочного текста. Для этого могут быть использованы такие задания, как: выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок частей текста и т.д.  Ученик должен уметь отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы, мысли.

Для развития читательской самостоятельности при работе со сказками учащийся должен владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос (если сказка авторская) и различать авторские оценки изображенного.

Литература.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» author=»Колесова Оксана Вячеславовна, Куликова Мария Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found