Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В государственной программе Российской Федерации»Развитие образования» на 2013-2020 годы утверждённой распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. за  N 792-р  отмечено то, что модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения, позволяет выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний.

Наряду с этим ряд авторов отмечают, что для успешной самореализации в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений,  гражданин современного российского общества  должен обладать набором ключевых компетентностей: готовность делать осознанный и ответственный выбор, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, информационная компетентность, социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию), коммуникативная компетентность (А. В. Хуторской, О. Г. Смолянинова, А. М. Оробинский, А.В. Вишнякова, О.Б. Зайцева, Н.Х. Насырова, Н. Н. Масленникова) [1].

При рассмотрении проблем модернизации российской системы образования широко применяется термин «профессиональная компетентность». В современных исследованиях (В.А. Болотов, В.В. Сериков, А.А. Вербицкий, В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя) формирование профессиональной компетентности специалистов представляется как процесс целостного развития личности–субъекта профессиональной деятельности [1]. Профессионально-личностное развитие специалиста заключается в достижении новых смысловых уровней. Результативная сторона состоит в достижении определенного уровня квалификации, самостоятельности в процессе выполнения профессиональной деятельности, инициативности, субъективности и саморазвития.  В след за К.В.Шапошниковым,  мы  понимаем категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также и то, что профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [1].

На основе данного определения были выделены основные параметры профессиональной компетентности:

Технологическая компетентность,  составляющая профессиональной  компетентности, представляет совокупность когнитивных, операционально-деятельностных, дидактико-проектировочных и  рефлексивно — аналитических умений, опосредованных ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления профессиональной  деятельности, проектирования педагогического процесса, гарантирующая запланированный  результат. Мы рассмотрим управление развитием  технологического компонента профессиональной компетентности учителей начальных классов.

С гуманистических позиций сущность «управления» как педагогической категории заключается в «мягком», «нелинейном», «опосредованном» внешнем воздействии  на учителя  как субъекта управления для обеспечения  развития  технологического  компонента  профессиональной  компетентности.

Согласно авторской позиции М.Т.Громовой [1] образовательный процесс – это единство и целостность составляющих его процессов воспитания, обучения и развития, в которых педагог выступает как субъект управления по отношению к самому себе и через процессы осознания осуществляет изменение своего внутреннего образа и образа обучающегося.

Опираясь на концепцию педагогического управления В.А. Якунина [1] как деятельности управленца по созданию организационно-педагогических условий, было определено, что педагогическое управление развитием технологического компонента профессиональной компетентности учителей начальных классов  в образовательном процессе есть деятельность педагога, имеющая своим содержанием создание совокупности необходимых и достаточных организационно-педагогических условий: осуществление целеполагания, исходя из потребностей обучающихся; конструирование смыслопорождающего содержания образования на основе выбора форм и методов обучения контекстного типа, соответствующих природе системно деятельностного подхода в образовании, и управления, которое предполагает ориентацию на интерактивные технологии, совершенствование учебно-материальной базы, широкой автоматизация всех направлений деятельности образовательного процесса.

В рамках данного исследования под организационно-педагогическими условиями понимаются педагогические обстоятельства, необходимые для организации образовательного процесса образовательной организации с целью развития технологического компонента профессиональной компетентности учителей начальных классов.

Данные педагогические обстоятельства обусловлены временными возможностями исследования, поэтому корректно говорить в рамках развития технологического компонента профессиональной компетентности только о применении тренинго-игровых технологий.

По утверждению  И.В.Трайнева [1]  традиционно система педагогического образования не дает эффективных результатов. Поэтому необходим поиск конструктивных идей использованию технологий, в которых основную роль играли методы открытого обучения: взаимно коллективного обучения в диалогических сочетаниях, т.е. в парах переменного состава, диалогового игрового обучения, имитационного игрового моделирования,  тренинго-игрового моделирования и т.д.

В соответствии c развитием технологического компонента профессиональной компетентности учителей начальных классов были выделены  организационно – педагогические условия применения тренинго-игровых технологий. С этой целью определены показатели организационно-педагогических условий: теоретическое обоснование и определение cущности тренинго-игрового обучения в учебном процессе, диагностический и прогностический анализ и обобщение развития идей тренинго-игрового обучения и их конкретное использование на практике, обоснование признаков и классификация номенклатуры педагогических игр, определение организационных принципов тренинго-игрового обучения, формирование  педагогических технологических процессов  с учетом системы тренинго-игрового обучения, моделирование организационных форм в тренинго-игровом обучении. Смысл применения тренинго-игровых технологий заключается в том, что они содержат тот или иной актуальный элемент педагогической деятельности, «проигрывание» которого должно стать базой для развития профессиональных навыков у учителей начальных классов.

Методическая система, применяемая нами и обеспечивающая  развитиие технологического компонента профессиональной компетентности педагогов включает:

  Реализация  организационно – педагогических  условий  выполнения плана мероприятий лаборатории инновационной деятельности, позволила реализовать учебную  программу «Интерактивные технологии обучения в начальной школе», рассчитанную  на  24 часов  обучения,  в  которой  были выделены темы «Деятельность участников образовательного пространства и их взаимодействие в условиях ФГОС начального общего образования», «Необходимость инноваций в педагогичекой теории и практике», «Интерактивные технологии в образовательном процессе начальной школы» и др.

     Формирующий этап опытной работы проходил в естественных условиях образовательного процесса МБОУ Ц/О «Альянс» Куйтунского района Иркутской области. Для достоверности результатов опытной работы была осуществлена диагностика развития технологического компонента профессиональной компетентности учителей начальных классов количестве 10 человек (эспериментальная группа).

Диагностичекая работа проводилась в несколько этапов, на первом этапе было проведено анкетирование, которое содержало ряд вопросов определяющих  ценностные ориентации педагогов:

Это послужило отправной точкой в  создании  учебной  программы «Интерактивные технологии обучения в начальной школе», которая  помогла педагогам сориентироваться в современных подходах к  оценке качества образования, эффективной организации учебного процесса, формах взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.

В нашем варианте мониторинга технологического компонента профессиональной деятельности мы остановились на следующих критериях:

представление об инновационных педагогических технологиях;

В процессе исследования нашей задачей было не только сформировать команду единомышленников, но и выстроить систему формирования как знаниевых, так и деятельностных составляющих технологического компонента профессиональной компетентности учителей начальной школы.

Проявление  каждого  критерия  во  время  проведения  семинаров, моделирования педагогических  ситуаций на открытых уроках,  защиты  педагогических  проектов применения тренинго-игровых технологий  и других форм обучения, в  процессе  которых педагогам   приходилось  демонстрировать уровень развития технологического компонента профессиональной компетентности. Это отслеживалось на основе метода  экспертных оценок у каждого  слушателя и оценивалось тремя  показателями: соответствуют  полностью (10 баллов); соответствуют, но не вполне, требуется  уточнение (5 баллов); не  соответствуют  совсем (0 баллов).

Одним из компонентов мониторинга развития технологического компонента профессиональной компетентности являлась работа над проектом, предполагающая  творческое  освоение теории и  проектирование тренинго-игровой технологии  по  выбранной  теме урока. Данный вид деятельности  рассматривался нами как результирующий и предусматривал  определение   уровня  развития когнитивного, ценностно-смыслового, дидактико-проектировочного и  рефлексивно – аналитического  компонентов технологического компонента профессиональной компетентности.

По  итогам  опытно – экспериментальной  работы  были  выявлены изменения  в отношениях педагогов к проектированию учебной деятельности  в начальной школе, в переоценке значимости применения тренинго-игровых технологий, гарантирующих результат. Указанные  организационно – педагогические  и  методические  условия,  способствовали  формированию  у  педагогов технологического компонента профессиональной компетентности,  проявленной  в  виде  умений  формулировать  цели и задачи,  адекватно  определять структуру и  содержание  обучения, оптимально выбирать методы  и средства  обучения,  полно  анализировать соответствие достигнутых реальных  результатов запланированным.

Литература

 

  1. Герасимова. Н.Г. Формирование профессиональной компетентности педагога как средство стратегического управления образовательным учреждением. [Текст]: методические рекомендации./Авт.-сост.Н.Г.Герасимова,– Иркутск, 2010. – 61с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ » author=»Герасимова Н.Г, Марченко Татьяна Анатольевна, » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found