В практике образовательной работы с детьми дошкольного возраста развитие чувства ритма осуществляется только в процессе реализации образовательной области «Музыка» в разделе музыкально-ритмические движения. По нашему мнению, этого недостаточно. Задачу воспитания ритмических способностей можно эффективно решать и на материале образовательной области «Физическая культура».
Одним из основных элементов в содержании непосредственной образовательной деятельности по физической культуре являются общеразвивающие упражнения, которые могут быть организованы и проведены в разных формах. Отмечено, что наибольший интерес у дошкольников вызывает проведение общеразвивающих упражнений в форме комплексов ритмической гимнастики. Это позволяет педагогу повысить общую моторную плотность занятия, его тренирующий эффект и, бесспорно, дает возможность решать задачи воспитания ритмических способностей.
Цель исследования: совершенствование содержания физкультурных занятий в дошкольном образовательном учреждении на основе использования средств ритмической гимнастики.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика воспитания ритмических способностей на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физкультуре будет эффективно способствовать воспитанию ритмических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Разработать тесты для определения чувства ритма у детей дошкольного возраста и оценить ритмические способности детей.
- Разработать методику проведения физкультурных занятий в дошкольном учреждении с использованием комплексов ритмической гимнастики.
- Определить эффективность работы по воспитанию ритмических способностей.
Согласно задачам исследования, на основе литературных источников и собственного педагогического опыта, нами были разработаны тесты для определения чувства ритма у детей дошкольного возраста:
Упражнение 1. «Повтори» Педагог отбивает ритм в бубен. Просит ребенка повторить. (3 удара в бубен медленно и 2 быстро)
Упражнение 2. «Два медведя» Воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняет движения под речитатив. Ребенок должен повторить.
Упражнение 3. «Ходики» Педагог просит во время ходьбы на месте хлопнуть в ладоши на 2-й счет.
Упражнение 4. «Догонялки» Под счет дети выполняют поочередные движения рук и ног.
Оценкой уровня развития чувства ритма служат баллы – от 1 до 3 — в зависимости от качества выполнения упражнения:
- правильное одновременное выполнение — 3 балла;
- неодновременное, но правильное – 2 балла;
- неверное выполнение – 1 балл.
Это соответствует высокому, среднему и ниже среднего уровню.
Для проверки гипотезы исследования был организован педагогический эксперимент, который проводился на базе ГБОУ Гимназии №1572 (дошкольное отделение) с сентября 2013 года по апрель 2014 года на физкультурных занятиях. В нем участвовало 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 6 лет. И контрольная и экспериментальная группы состояли из 10 дошкольников: по 5 мальчиков и девочек в каждой. Все дети прошли тестирование. Результаты представлены на рис.1. Общая картина такова, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает (50% детей) уровень развития чувства ритма ниже среднего (оранжевая полоса), средний уровень имеют 42% детей (фиолетовая полоса), а высокий продемонстрировали только 8% детей.
Рисунок №1. Уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
А также было выявлено, что у детей экспериментальной и контрольной группы средние значения результатов практически равны, между группами нет статистически достоверных различий – группы однородны.
Далее в экспериментальной группе была реализована методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста с использованием комплексов ритмической гимнастики «Бременские музыканты». Это образно-игровая ритмическая гимнастика разработанная Кузьменко М.В. Отличительной особенностью комплексов является то, что в них включалась серия упражнений повышенной сложности, а также упражнения с гимнастической палкой. Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для воспитания ритмических способностей. В контрольной группе физкультурные занятия проходили по обычной схеме.
Повторное тестирование по окончании эксперимента показало, что в экспериментальной группе произошел достоверный прирост в уровне развития чувства ритма по всем тестам. С высоким уровнем развития чувства ритма стало 40% детей, со средним — 50%, а ниже среднего — 5% дошкольников.
В контрольной группе так же произошли изменения: возросло количество детей, которые улучшили свой результат, но эти изменения статистически не достоверны.
Таким образом, гипотеза подтвердилась.
С помощью средств ритмической гимнастики удалось существенно повысить ритмические способности детей дошкольного возраста.
Таблица 1
Показатели развития чувства ритма у детей в экспериментальной группе