Проблема личности и коллектива – важнейшая проблема в воспитании детей с раннего возраста. К ней привлечено внимание исследователей педагогов и психологов. Многое в этой сложной и важной проблеме требует глубокого изучения. Черты личности формируются в условиях деятельности человека в коллективе, во взаимодействии с окружающими людьми. Так на деле оправдываются слова К. Маркса: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков».
Процесс развития ребенка, начиная с раннего детства и вплоть до зрелой личности неоднозначен, индивидуален, и тем самым интересен. Коллектив же в свою очередь, играет немаловажную роль в развитии личности ребенка.
Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения, выражает общественную, коллективную силу человека. Окружающая действительность оказывает неминуемое воздействие на процесс становления ребенка как индивидуальности.
В нашей статье хотелось бы рассмотреть понятия «личности» и «детского коллектива» и условия формирования личности в коллективе.
Личность – целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основными функциями личности являются творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. К психическим свойствам личности относят характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика или склада личности.
Существует три фазы развития личности ребенка.
Первая фаза – становления личности. Ребенок не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью «быть как все» и стремлением ребенка к максимальной персонализации.
Третья фаза определяется противоречиями между уже сложившимися стремлениями ребенка быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т.д.
Ребенку присуща потребность быть личностью, т.е. быть в максимальной степени представленным в жизнедеятельности других людей, и способностью быть личностью – наличие индивидуальных особенностей, позволяющих удовлетворить эту потребность. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих способностей выступает как социализация индивида. «Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступать, может быть искажен или заторможен».
Основными признаками коллектива как общечеловеческой ценности являются добровольное объединение людей на основе общности целей, интересов, устремлений, потребностей при соблюдении правовых, нравственных принципов, при обеспечении свободы слова и творчества, подчинении избранным общечеловеческим ценностям и при условии адекватности мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, заботу об общем результате. Коллектив складывается из индивидуумов и становится по-настоящему коллективом, когда его члены обогащают друг друга своей индивидуальностью, выдвигают идеи, проявляют инициативу, творчество, стремятся к самопознанию, саморазвитию.
Современные педагоги исследуют такое понятие как «детский коллектив».
Детский коллектив – это группа детей, которую объединяют общие, имеющий общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: игровой, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом основные типы деятельности детей с определенной целью и социальной значимостью позволяют не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.
Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается в семье, через общение со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в детский сад становится членом коллектива. Как член общества и коллектива он должен принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны этому коллективу. Ребенок не может игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что ребенок должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.
Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гуманизм, гражданственность, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый ребенок должен воспринимать для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогам руководящим коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.
Список литературы:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» author=»Рубинчик Юлия Семеновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]