Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его важно организовывать в ходе воспитания и обучения детей для того, чтобы будущие граждане России обладали многогранной культурой личности, умели эффективно разрешать конфликты, цивилизованно общаться, сотрудничать, обладать качествами, необходимыми для успешной жизни современного человека. Формирование лидерских качеств – это формирование активного отношения к происходящим событиям, развитие способности рефлексировать, осознавать свои ценности, установки и умения, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей.
Современные кадетские школы-интернаты, возобновленные в 80-х гг. XX века, берут свое начало в отечественных традициях кадетских корпусов, в которых воспитывались подростки из семей офицеров российской армии. На сегодняшний день в России в первую очередь через кадетское образование решается задача по формированию национальной элиты, будущих лидеров общества. Миссия президентских кадетских училищ – воспитать гражданина и патриота России, готового к профессиональному служению государству на гражданском и военном поприще. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Вполне закономерно, что такой гражданин должен обладать лидерскими качествами, чтобы регулировать взаимоотношения в группе, отстаивать базовые национальные ценности российского общества в межгрупповом общении, не только влиять на формирование внутригрупповых ценностей, но и зачастую символизировать их.
Задача развития лидерских качеств у воспитанников кадетского училища представляется сложной вследствие различий индивидуальных особенностей личности обучающихся, их разного социального опыта, уровня развития коммуникативных навыков. Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Некоторые из них убедительны в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает задатками, которые делают его в будущем лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования и воспитания лидера можно сформировать. Вторая позиция, на наш взгляд, даёт больше веры в силы и возможности развития лидерских качеств у каждого воспитанника. Важно, чтобы каждый кадет проникся убеждением, что любой человек может стать лидером, если будет работать над собой.
Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры — ее гибкость и динамичность. Это значит, в процессе общественно полезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей.
Следует отметить ряд факторов обучения в учебном заведении интернатного типа, а именно в президентском кадетском училище, которые, на наш взгляд, обеспечивают успешность решения задачи формирования лидерских качеств.
Во-первых, это наличие в президентском кадетском училище общепринятой системы норм и правил, основанных на духовно – нравственной традиции российского воинства.
Во-вторых, в учреждении интернатного типа процессы групповой динамики протекают особенно ярко по причине «закрытости» данного типа учреждений, обуславливающей насыщенность, а главное, неизбежность тесных контактов «всех со всеми».
В-третьих, построение жизнедеятельности воспитанников, основано на имитации отношений и быта в военной организации, что позволяет установить эффективный контроль за поведением воспитанников.
В-четвертых, в структуре президентского кадетского училища работает социально-психологическая служба, которая решает задачи психологической диагностики, психопрофилактики, коррекции и развития личности воспитанников, проектирования индивидуальной траектории воспитания и обучения.
В-пятых, возраст воспитанников кадетского училища (11 – 17 лет) считается периодом интенсивного формирования черт характера и становления личности. Именно в этом возрасте появляется потребность и способность к саморазвитию. Это является хорошей основой для формирования лидерских качеств.
Таким образом, работа по развитию лидерских качеств воспитанников в Краснодарском президентском кадетском училище включает следующие основные направления: развитие позитивной самооценки и положительной Я-концепции, умения сказать «Нет», умения повести за собой, взять на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях, совершенствование саморегуляции, целеполагания, обучение навыкам принятия ответственных решений. В училище создаются социальные ситуации и событийные мероприятия для формирования у воспитанников внешних и внутренних ценностных ориентиров, уверенности в себе, целеустремленности, навыков социального общения, развития креативности и самосознания.
Список литературы:
- Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 256 с.
- Лухменева Е.П. Актуальность формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2010. – №4. – С. 111-112.
- Чернышев А.С. Психолого-педагогические подходы к обучению основам организаторской деятельности социально одаренных детей // Сб. матер. Всерос. форума «Обучение. Воспитание. Развитие». – Сочи, 2015. — С. 113-118.
- Шалагинова Л.В. Психология лидерства. — СПб.: Речь, 2007. – 464 с.
- Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. — СПб.: Речь, 2007. – 208 с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОСПИТАННИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА» description=»Целью исследования являлся анализ особенностей формирования лидерских качеств в условиях кадетского образования. Определяя миссию кадетского образования – формирование будущих лидеров общества, авторы последовательно выделяют приоритетные задачи развития лидерских качеств с учётом специфических факторов обучения в учебном заведении интернатного типа.» author=»Антоненко Евгений Николаевич, Лобанов Сергей Геннадьевич, Смагина Лариса Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]