Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ И УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время в системе военного образования реализуется компетентностный подход. Он призван качественно изменить роль знаний, получаемых обучающимися. Содержание обучения при этом нацелено на усвоение, главным образом, таких знаний, которые более активно используются на практике. Таким образом, происходит расширение границ применимости знаний, умений и навыков. Компетентностный подход не ограничивается передачей знаний, он ставит своей целью формирование умения применять полученные знания в предстоящей реализации профессии, а также и в различных жизненных ситуациях.

Компетентность в воспитании и обучении личного состава представляет – актуальное состояние личности будущего офицера в процессе профессионального военного образования, сравнительную характеристику его потенциала, окружающую индивидуальный результат профессионального развития в сравнении с профессиональной компетенцией, рассчитанной на способность организовывать и вести воспитание подчинённого личного состава в соответствии со своим предназначением.

Проведённый анализ показал, что в работах, посвящённых педагогической компетентности офицера, очень часто не находит отражение специфика военно-педагогической деятельности. Авторы практически не показывают различия между аналогичными понятиями воспитательного и учебного процессов в военной и гражданской сфере. Кроме того следует отметить, что воспитательный и учебный процессы в военном учебном заведении невозможно рассматривать в отдельности, здесь больше подходит – учебно-воспитетельный процесс [1].

Кроме того, если посмотреть  с военно-технической точки зрения, то можно увидеть, что подготовка военных специалистов необходима как на ближнею, так и на дальнею перспективу развития и совершенствования Вооружённых сил. Специфичность военной службы также определяет, что основным видом деятельности военного специалиста является военное управление, которое включает в себя организацию и ведение боевых действий, управление сложными техническими системами, которые зачастую не имеют аналогов в гражданской деятельности, руководство повседневной деятельностью подразделений, и ранее уже отмеченные – обучение и воспитание подчинённых

Также анализ литературы показал, что можно выделить особенности военно-педагогической деятельности по формированию компетенций будущего офицера по обучению и воспитанию подчинённых, которые заключаются в следующем[2]:

– особенная мотивация. Овладение курсантами своей специальностью и развитие необходимых профессионально важных качеств личности является обязанностью, закреплённой соответствующим законодательством Российской Федерации. Компетенция офицера должна отражать специфику мотивационного управления воспитанием

– единство с практической военно-профессиональной деятельностью. процессы обучения и воспитания ориентированы на практику, профессиональное развитие курсантов происходит непосредственно в повседневной деятельности, и следовательно, педагогическую компетентность офицера образует и его общая профессиональная компетентность в своей специальности;

– связь с боевой готовностью. Даже необученный и невоспитанный военнослужащий уже определяет боевую готовность подразделения, и проецируясь на профессиональную педагогическую компетентность, это обстоятельство актуализирует значение ответственности офицера не только за себя, но и за личный состав;

– напряжённость военно-педагогической деятельности, сегодня она по элементам осуществляется иногда в кротчайшие сроки, в условиях общего умственного и психологического напряжения, и в этом случае компетентность офицера, в связи с этим, зависит от его личной воли;

– коллективный характер обучения и воспитания. Обучение военному делу и воинское воспитание происходит в условиях тесного взаимного влияния его субъектов, с преимущественным использованием коллективных методов, и поэтому от офицера этот факт требует развития лидерских качеств;

– многоплановость, так как военно-педагогическая деятельность – это многоплановый процесс, в ходе него решается не только проблема развития профессионально важных качеств личности, но и исправления личностных деформаций, адаптации военнослужащего в обществе после увольнения из Вооружённых Сил. Таким образом, в составе педагогической компетентности офицера усиливается значение социального кругозора офицера [3].

Изучение различных источников по данной проблеме, а именно по формированию подхода к определению компетентности офицера в воспитании и обучении личного состава, указывает на то, что компетентность в учебно-воспитательном процессе заключается в общей способности вести эффективную педагогическую деятельность будущим офицером, а также в способности влиять на личность обучающегося. В структуре компетентности можно выделить несколько компонентов: мотивационно-ценностный, интеллектуальный и коммуникативный [3].

Качество личности будущего офицера, которые образуют его компетентность в воспитании и обучении личного состава, могут быть рассмотрены только в единстве непосредственно воспитательной и учебной деятельности. Исходя из этого в структуре компетентности будущего офицера можно выделить:

– компонент знаний и интеллекта, который отражает особенности развития и действия рационального познания личности;

– компонент действий и опыта, состояние которого определяет операциональное оснащение будущего офицера в организации и ведении воспитательных и управленческих процессов в подразделении, а также управлении этими процессами;

– компонент способностей, характеризующий индивидуальные биологические и социальные свойства личности будущего офицера, обеспечивающие успешное выполнение им воспитательной и обучающей деятельности;

– компонент направленности, качества которого создают определённое отношение офицера к воспитанию и обучению подчинённых, определяют динамические характеристики и регулируют его деятельность и развития как субъекта учебно-воспитательного процесса;

– компонент военно-профессиональных качеств, характеризующий будущего офицера как субъекта военно-профессиональной деятельности в конкретной воинской специальности.

Компонент знаний и интеллекта можно считать областью, в которой группируются качества, определяющие настоящее и будущее офицера-воспитателя, наставника, как носителя определённых знаний. Содержание этого компонента на наш взгляд создают: система педагогических и военно-педагогических знаний, интеллект будущего офицера, мышление и речь [3, 4].

Обращение профессионального образования к компетентностному подходу не означает изменения отношения к теоретическим знаниям будущего специалиста, теоретические знания выступают основой формирования компетентности.

В определении профессионализма, как высшего уровня профессионального и личностного развития человека, практически всегда отражается роль человеческого интеллекта. В структуре профессиональной компетентности будущего офицера в воспитании и обучении подчиненных интеллект представляется как целостное психологическое образование, которое объединяет:

– виды мышления будущего офицера при различных обстоятельствах (познавательное, творческое, пассивное и др.);

– стили мышления (образный, аналитический и др.);

– качества ума (сообразительность, гибкость и др.);

– познавательные процессы и умения (внимание, воображение и др.);

– умение учиться и обучаться (ставить задачи, планы и цели);

– внепредметные знания и умения (понимание морали и знание общечеловеческих качеств);

– предметные знания, умения и навыки (система общеобразовательных и специальных знаний) [3, 4].

Компонент действий и опыта связан с компонентом структуры компетентности офицера в воспитании и обучении личного состава. Содержание этого компонента образуют:

– различные целевые технологии по воспитательной и учебной деятельности, освоенные будущим офицером;

– собственный и приобретённый опыт воспитания и обучения подчиненных;

– опыт педагогического самообразования и самостоятельного профессионального развития.

Следующим в структуре компетентности офицера в воспитании подчиненных выступает компонент способностей, он отражает индивидуальные свойства личности, основывающиеся на врожденных и школьных задатках, развитые в профессиональном военном образовании и определяющие потенциальную возможность будущего офицера воспитывать и обучать подчинённый личный состав на достаточно высоком уровне эффективности. Следуют отметить, что способности отличаются от знаний, и они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение [4].

В состав этого компонента следует выделить:

– способность будущего офицера к педагогическому общению, то есть способность повести подчинённых за собой;

– способность к осознанному сопереживанию эмоциональному состоянию подчинённых без потери чувства реальности;

– способность к проведению педагогической рефлексии.

Составными элементами компонента направленности офицера в воспитании и обучении личного состава мы определили:

– педагогическая направленность личности;

– волевые процессы в области воспитания и обучения личного состава;

– психологическую готовность к учебно-воспитательному процессу.

Военно-профессиональные качества будущего офицера, объединённые в единый целостный компонент, формируют его как субъекта военно-профессиональной деятельности, образец и пример в воспитательном аспекте, объектом подражания в учебном аспекте. В составе этого компонента наибольшее влияние на компетентность будущего офицера в воспитании и обучении личного состава оказывают:

– командные и лидерские качества будущего офицера;

– специальные профессиональные качества;

– профессиональный и жизненный опыт [5].

На основе выше изложенного и проведённого анализа можно сделать вывод, что развитие профессиональной компетентности курсанта, будущего военного специалиста – это процесс закономерного изменения личностных и профессиональных качеств обучающихся, необходимых для выполнения своих служебных обязанностей в предстоящем учебно-воспитательном процессе с высокой эффективностью. Представленная с этой точки зрения компетентность будущего офицера в воспитании и обучении личного состава может служить целью образовательных процессов высших военных учебных заведений, ориентированных на её развитие.

Кроме этого, опыт преподавания дисциплин на кафедрах военного учебного заведения и командования (управления) подразделениями (личным составом) позволяет сделать определённые выводы, которые заключаются в том, что необходим контроль формирования компетенций, который должен отвечать основному требованию – достоверности.

Для того чтобы осуществлять контроль по сформированности основных компетенций выпускников, которые определяются квалификационными требованиями, в том числе и по воспитанию и обучению личного состава, мы выдвинули несколько предложений по совершенствованию механизмов реализации компетентностного подхода в военном учебном заведении, которые могут быть и актуальны для гражданских учебных заведений:

– обязать преподавателей на вводной лекции по дисциплине знакомить курсантов с компетенциями и давать их под запись;

– в частные методики преподавания дисциплин внести алгоритм формирования компетенций;

– переработать содержание отзыва на выпускника из войск с учётом компетентностного подхода с целью проверки сформированности основных компетенций из квалификационных требований, изложив их суть в понятных для командиров воинских частей формулировках.

Список литературы:

  1. Военная педагогика [Текст] / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
  2. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст] / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – 2005, – № 8. – С.26-44.
  3. Левочкин А.Н. Развитие компетентности курсанта – будущего офицера в воспитании личного состава // Матер. Межвузовской научно-методической конференции. – Омск: ОАБИИ, 2014. – 250 с.
  4. Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2004. – 450 с.
  5. Томилин, А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: на материале частей и кораблей ВМФ: дисс. … докт. пед. наук. – Новороссийск, 2011 – 522 с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ И УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ» author=»Терещенко Евгений Сергеевич, Кечкин Юрий Владимирович, Люлькович Сергей Григорьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found