Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАБОТА НАД ОСНОВНЫМИ НАВЫКАМИ С НАЧИНАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Игра на фортепиано, как на инструменте,  дающем полную картину музыкальной  фактуры, не может не увлечь настоящий музыкальный талант.

/Н.А.Римский-Корсаков/

В комплексе учебных  дисциплин музыкальных училищ, призванных формировать всесторонне развитого музыканта-профессионала, важную роль играет класс фортепиано.

В классе общего фортепиано музыкант-педагог должен воспитывать у учащегося понимание высокой общественной роли искусства, любовь к народной музыке, к творчеству казахских, русских композиторов, к произведениям зарубежной классики, внимательное отношение к прогрессивной современной зарубежной музыке, расширять музыкальный кругозор учащегося, углублять музыкально- исторические и теоретические знания. При работе с учащимися нужно всемерно развивать чувство ответственности, сознательную  дисциплину, волю к преодолению трудностей, творческую активность, умение обобщать приобретенные знания и навыки и применять их на практике, учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Задачи курса общего фортепиано предусматривают  приобретение многообразных навыков игры на фортепиано, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения, воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности учащихся.

В настоящее время часть студентов, поступающих на 1-ый курс в училище, не имеют музыкального образования. В связи с этим обучение необходимо начинать с азов. Ограниченные сроки требуют от преподавателя фортепиано поисков наиболее рациональных методов обучения. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы учащиеся не только научились играть на инструменте, но и усвоили сущность тех или иных приемов работы над произведением.

Предлагаю рассмотреть несколько важных вопросов при работе с начинающими.

Как только ученик сел за фортепиано, нужно обратить внимание на его посадку. Сидеть надо свободно и в то же время стройно и удобно для себя, с тем, чтобы можно было легко использовать при игре плечевой пояс и верхнюю часть корпуса. Нельзя допускать напряженности в плечах и спине. Не нужна излишняя прямота спины или ее напряженный наклон назад, а также сутулость и расслабленность посадки. Ни то, ни другое не позволят играющему ощутить внутреннюю собранность и свободу, обеспечивающие в дальнейшем удобство движений при игре на фортепиано [1].

Знакомство с нотной грамотой следует обычно начинать с первых же уроков. Нужно рассказать учащемуся, зачем нужна запись, что собой представляет нотоносец и т.д.; объяснить принцип нотной записи, показав сначала расположение нот на линейках и сопоставив его с клавиатурой.

Ученику необходимо помочь освоиться с нотной грамотой; не надо бояться, что ознакомление с ней может занять много времени. Важно чтобы нотное грамота не заучивалась механически, а была усвоено как неотъемлемая часть той музыки, которой занимается ученик.

Свободное владение нотной грамотой позволит ученику, играя по нотам, следить за мелодической линией, за качествам звучания и т.п. Нужно стремиться к тому, чтобы уже на начальном этапе развитие зрительное  впечатление а текста вместе с поиском нужной клавиши и направленным на нее движение руки составили бы на ученика одна целое и не были бы для него главным. Первые место должно занять единство зрительного и слухового представлений, а также слуховой контроль за качеством звучания. Это появляется только в результате довольно длительной практики игры по нотам.

С целью лучшего усвоения нотной записи можно порекомендовать запись самим учеником – сначала, конечно с помощью педагога – знакомых мотивов, подобранных или спетых песен. Это полезно и обычно нравится ребятам. Записывая мелодии, ученик получит более подробные сведения о длительностях, размерах, паузах или сможет закрепить то что усвоил раньше.

Навыки разбора. Рассматривая задачу как наполнить  смыслом  процесс работы и развить длительную концентрацию внимания учащегося, следует остановиться на одном из главных условий, одинаково необходимым для всех без исключения школ, систем и методов обучения музыке. Это условие заключается в том, чтобы научить «разбирать» музыку и научить разучиванию. Ведь что такое разбор? Это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение. Можно сказать, что в правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением, причем половина очень важной для всего остального процесса разучивания. Точно также в неправильном разборе возникают те трудности , в борьбе с которыми в дальнейшем бесполезно растрачиваются время и силы ученика и педагога [4].

Обучать разбору педагог должен с самых первых шагов, занимаясь этим систематическим в классе на уроке. В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач, ясные по строению музыкальной ткани. Главная цель при этом заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков слитному процессу исполнения.

 Далее следует обратить более серьезное внимание на постепенное налаживание элементарных двигательных навыков. Этот этап следует выделить из целого. Вначале немного о том, что часто называют постановкой руки. Конечно, рука ученика должна приспособиться в двигательном отношении к процессу игры. Но самом слове «постановка» есть нечто связываемое с единственно правильным, застывшим, неизменным, а этого не должно быть, так как такое положение руки будет не помогать игре, а по существу исключать ее. Разумеется, не следует приучать играть вытянутыми или судорожно сжатыми пальцами, с негнущейся кистью и напряженным предплечьем: но не следует закреплять как нечто незыблемое и более удобное для игры положение. Закрепленного состояния руки вообще быть не должно, как нельзя допускать и расслабленности мышц: нужна организованность руки (кисти, пальцев, предплечья, плеча). Под выражением «организованная рука» подразумевается такое состояние руки и пальцев которое предполагает собранность упругость мышц и позволяет свободно управлять движениями на клавиатуре. Понятие «организованная рука» исключает как излишнее нужное напряжение мышц, так и их  вялость, пассивность.

Одна из наиболее важных задач педагога в работе с начинающими заключается в том, чтобы научить их слышать и исполнять мелодичную линию. Самым простым ее выражением будет короткая мелодия, исполняемая звуковых последовательностей штрихом legato.

Однако практически это часто оказывается невозможным, так как рука ученика может быть напряженной  «зажатой», либо несобранной  с вялыми пальцами. В этих случаях необходима  пусть порой и короткая по времени, подготовительная работа.

Приступая к работе над штрихом  non legato, необходимо приучить учащегося слушать, что у него получается, следить за тем, чтобы звук был полным и мягким (показывая, как это достигнуть), а не сухим и резким. Ученику надо привыкнуть связывать качество звука с соответствующими движениями: полный красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти, с мягким и глубоким погружением округлого пальца в клавишу,  «сухой» и  «жесткий» — с напряженностью руки и пальцев. Следует предостеречь от форсирования звучания: «полный» звук с маленьким учеником достигается при опускании свободной, но достаточно собранной руки на устойчивый палец.

Непременное условие при занятиях – восприятие мелодических  ходов, сыгранных   non legato как коротких мелодий, сохраняющих элементарный музыкальный смысл. Приходится направлять на это внимание, учить слушать куда  идет мелодия, показывать соответствующий прием игры. Надо следить, чтобы ученик почувствовав опору пальца и услышав звук, свободно продолжал бы движение, поднимая руку немного вверх (с несколько приподнятым запястьем) и спокойно опуская ее на следующую нужную клавишу и т.д. Основным должно быть движение в клавишу, а не от нее: важно не снимать с клавиши руку, а брать сверху следующую ноту, т.е. идти вперед, слушая звучание мелодии . Цель этой работы – научить брать звуки незаторможенным и в то же время организованным движением [3].

Введение штриха  legato потребует объяснения того, что сущность этого приема заключена в плавном переходе одного звука в другой, причем такая плавность возможна только при внимательном вслушивании.

Одновременно с включением  этого  штриха в разучиваемые пьесы полезно использовать упражнение из двух или лучше из трех звуков, исполняемых legato: последовательность из трех звуков легче воспринимается учеником, как одна звуковая линия.

Схема исполнения  non legato будет примерно следующей. Рука, так же мягко, как и при non legato, опускается на клавиатуру, палец погружается в клавишу. В момент звукоизвлечения те пальцы, которым предстоит брать следующие звуки, не лежат на клавишах, а еле заметно приподняты (без напряжения), слегка согнуты и спокойно, без лишних движений опускаются поочередно на «свои» клавиши. Кисть и запястье должны быть устойчиво – гибкими, позволяющими хорошо ощущать общую направленность звуковой линии. Не фиксируя особенно моменты движения и слушая звучание, все же надо связать ее с ощущением руки, пальцев, спокойно «переступающих» по клавишам. Иногда  педагогу можно своей рукой помочь ученику расслабить кисть, опереться на пальцы.

Применяя оба штриха, хорошо давать такой материал, при котором legato исполняются короткие мотивы, чередующиеся со штрихом non legato, с передачей мелодической линии из одной руки в другую, — это поможет сохранить правильное состояние руки; особенно осторожно следует подходить  к пятизвуковым поступенным последовательностям: они часто вызывают напряжение.

Овладение начальными навыками игры non legato и legato позволит расширить круг изучаемых пьес. Они должны быть простыми по характеру и выразительными по музыкальному материалу, различными по характеру, доступными по трудности, легко запоминающимися. Не рекомендуется использовать слишком длинные для ученика пьесы, так как он пока не может охватить их как целое. Нужно включать пьесы в различных тональностях мажорного и минорного ладов, пока небольшим числом ключевых знаков. Начав с чередования партий каждой руки, далее, разумеется, следует переходить к их одновременному звучанию. Пьесы с удвоением мелодического голоса можно использовать лишь изредка, так как они приучают руки к одновременному выполнению  одинаковых заданий. Кроме того, подобные пьесы не способствуют развитию у учащихся представлений о мелодии и сопровождении (или о двух различных голосах), не воспитывают гармонического чувства. Поэтому, вводя одновременную игру обеими руками, лучше обращаться в основном к пьесам с различными партиями правой и левой руки. Они могут быть изложены в виде мелодии и сопровождения, могут включать элемент полифонии – имитацию, подголоски [2].

             Конкретные требования, предъявляемые к начинающему, конечно, меняются в зависимости от его развития ; но такие общие требования, как вслушивание в игру, ее осмысленности и выразительность сохраняются на всем протяжении занятий . С этим тесно связана точность и грамотность прочтения текста.

С самого начала занятий надо обращать внимание на характер исполняемых пьес. На совсем мелких пьесах можно показать ученику, что мелодия любой из них состоит из более мелких частей, надо услышать, с чего они начинаются, слушать движение мелодии. Даже на самом начальном этапе надо, чтобы ученик вслушивался в звучание, не путал штрихи, не брал ( по возможности ) фальшивые  ноты, играл ритмически точно.

Точность исполнения распространяется не только на нотный текст, но и фразировку, на все встречающиеся указания, на аппликатуру. Даже начинающему ученику не рекомендуется над каждой нотой писать, каким пальцем следует играть. Ему надо постепенно привыкать к естественной последовательности пальцев. Иными словами, работая с начинающими, следует воспитывать у них грамотность исполнения.

Начинающие, как правило, очень быстро, даже быстрее, чем хотелось бы, выучивают пьесы наизусть. Игра на память для них гораздо легче , чем по нотам: играя наизусть, не нужно следить за нотной строчкой и можно все время смотреть на клавиатуру. Простейшие, короткие пьески начального периода обучения действительно очень легко, как бы сами собой запоминаются; это позволяет учащимся освободиться от трудной и порою тягостной для них игры по нотам. В результате этого развитие навыка игры по нотам замедляется. Кроме того, неотрывно глядя на руки. Поэтому рекомендуется подольше учащимся играть пьесу по нотам [1].

С усложнением учебного репертуара усложняется и процесс выучивания наизусть. Для того, чтобы разучить  текст той или иной пьесы , нужно уже значительно дольше играть ее по нотам. Учащиеся постепенно привыкают к игре по нотам, но при этом зачастую пьеса выучивается наизусть механически, музыкальный материал сам незаметно «ложится в пальцы». Такая «моторная» память не всегда оказывается надежной. Небольшая заминка в координации движений может повлечь за собой остановку исполнения. Плохо зная наизусть строение музыки, исполнитель уже не в силах играть дальше на память и вынужден начать пьесу сначала.

Поэтому ведущую роль в процессе выучивания музыки наизусть должно играть логическая (интеллектуальная) память, а моторная служит лишь ее дополнением [4].

Большое внимание должно быть уделено приобретению учащимися навыков чтения нот с листа. Умение читать с листа поможет более быстрому музыкальному развитию, успешному изучению музыкально – теоретических дисциплин и ознакомлению с музыкальной литературой, в первую очередь по своей специальности. Успехи в этой области зависят, прежде всего, от систематической практики. Для чтения следует стараться подбирать наиболее интересную и доступную по трудности музыкальную литературу, а также учитывать индивидуальные склонности учащихся. Это будет, несомненно, содействовать более успешному продвижению в этой области.

 Начинать чтение с листа надо с наиболее легкого музыкального материала, так как исполнение трудных пьес лишает развитию правильных навыков чтения. Полезно предварительно просматривать нотный текст глазами, отмечая все особенности, и лишь после этого начинать проигрывать его на фортепиано [3].

Учащийся должен уметь схватить в музыке основное и видеть нотный текст, «забегая» несколько вперед. При чтении с листа не следует допускать небрежной игры.

Развитие навыков самостоятельной работы у начинающих. Прежде всего следует уточнить понятие самостоятельности в работе учащихся и выяснить , можно ли требовать какой – либо самостоятельности от  учеников на начальной стадии обучения.

Под самостоятельностью имеется в виду умение учащихся применять в своей домашней работе полученные на уроках знания и навыки, творчески подходя к решению поставленных задач. С первого года обучения педагог должен стремиться к постепенному развитию у ученика инициативы самостоятельности , стараясь пробудить в нем интерес к занятиям и творческую активность .

Процесс развития самостоятельности  мышления сложен и длителен. Умение самостоятельно мыслить не дается человеку само, оно воспитывается путем определенной тренировки воли и внимания.

Большое значение для развития будущей самостоятельности учащихся имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог строит свои объяснения так, что основная мыслительная деятельность падает на учащегося, то это способствует развитию его активности, без которой немыслима подлинная самостоятельность.

Одной из основных задач педагога является воспитание элементарной грамотности . Уже на первой стадии музыкального обучения следует развивать у ученика бережное отношение к тексту , внушать ему, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться правильного раскрытия авторского текста .

Важнейшими факторами, способствующими правильной организованности учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному всестороннему развитию  музыкально-исполнительских данных учащегося, являются: планирование учебной работы  и глубоко продуманный выбор репертуара.

Одной из основных форм планирования занятий в классах общего фортепиано является составление индивидуального плана учащегося. От систематичности и качества его выполнения во многом зависит успеваемость.

Индивидуальные планы  составляются педагогом для каждого учащегося к началу первого и второго полугодия.

При составлении индивидуального плана учащегося следует учитывать одну из важнейших задач курса – воспитание творческой инициативы учащегося, развитие навыков самостоятельной работы, формирование ясных представлений о методах разучивания произведения и приемах работы над различными пианистическими трудностями.

Основной учебного материала является русская , зарубежная классика, творчество советских композиторов, прогрессивная современная зарубежная музыка. Также рекомендуется шире использовать произведения казахских композиторов .

Курс фортепиано имеет большое значение в общем музыкальном развитии будущих музыкантов и призван дать им дополнительные навыки, необходимые для их будущей профессиональной работы.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано Москва.: Музыка. — 1978. — 288с.
  2. Любомудрова Н.Методика обучения игре на фортепиано         М.: Музыка, 1982. – 141с
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога  Klassika-31, 1999. – 228с
  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано /Учебное пособие для студентов пед. институтов по музыкальным специальностям. М.: Просвещение, 1984. — 176 с[schema type=»book» name=»РАБОТА НАД ОСНОВНЫМИ НАВЫКАМИ С НАЧИНАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО» author=»Бодауова Бактыгуль Кабидоллаевна, Шаймухамбетова Кулян Шакеновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found