Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ

Процесс развития – неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, движение от низшего к высшему, рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности и индивида представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обуславливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения или тренировки, выступают движущими силами развития спортсмена.

Под адаптацией в широком смысле понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В результате на основе индивидуального социального опыта происходит приобщение личности к определенным видам деятельности. В современной науке часто используется понятие адаптации как в области физической культуры и спорта, так и в специальных целях (например, в области эволюционного моделирования). Рассмотрим подробнее вопрос адаптации в области физического воспитания.

Адаптационные резервы организма. Это понятие подразумевает способность че­ловека приспосабливаться к меняющимся условиям среды: температурным, двигатель­ным и т.п. Хорошо известно, что адаптированный организм может легче переносить воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды, чем неадаптированный, а под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального напряжения или высокой мотивации организм человека способен продемонстрировать возможности недоступ­ные для него в спокойном состоянии.

Способность к адаптации характерна для всех структурно — функциональных уровней от субклеточного до уровня целостного организма.

Н.А. Амосов [1] справедливо отмечал, что основой физи­ческого здоровья является наличие адаптационных резервов организма, главным механизмом формирования которых является тренировка органов и функций. Тренировка представляет собой особый механизм возобновления жизненных ресурсов организма. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность, объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке, как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа).

Если проблемы адаптации слишком значительны и превышают возможности организма, то возникает опасность того или иного заболева­ния. Эффективность адаптации зависит от соответствия формирующихся индивидуальных механизмов меняющимся условиям среды. Если организм для обеспечения уравновешивания со средой должен затратить больше усилий чем обычно, и если это напряжение черезмерно интенсивно или длительно, могут развиться так называемые «болезни адаптации» [Селье. Г. 1960] как суть ответа организма через общий адаптационный синдром на неспецифические «патогенные ситуации». Селье Г. относит к болезням адаптации многие сердечно-сосудистые, почечные, желудочно-кишечные, аллергические заболевания, психические нарушения, а также воспалительные заболевания глаз и кожи, болезни обмена веществ, сексуальные и другие расстройства.

Повышение адаптационных возможностей организма связыва­ют с повышением уровня его тренированности в процессе физичес­ких упражнений. По данным И. А. Аршавского, повышение адаптаци­онных резервов осуществляется в три фазы. Первая фаза — анаболическая, на которой организм мобилизует свои внутренние энергетические ресурсы. На второй фазе организм переходит на новый, более высокий уровень энергетических трат, во время которого по ходу деятельности начинается индукция по­степенного накопления энергетических резервов. В третьей фазе тенденция роста энергопотенциала увеличивается, в результате чего в организме повышается резерв адаптации, а, следовательно, и здо­ровья.

Адаптация или приспособление к условиям существования, — одно из важнейших свойств живой материи. Прежде всего выделяют следующие типы адаптации: физиологическую, социальную, биологическую. Человек является частью природы и на него, как на любой живой организм, действуют факторы окружающей среды. С изменением окружающей среды изменяется функциональное состояние организма, гомеостаз устанавливается на новом уровне, адекватном для конкретных условий, что и является физиологической адаптацией.

Помимо природных факторов, на человека постоянно действует комплекс социальных факторов, связанных с условиями его жизни и деятельности в обществе. Человеку приходится постоянно к ним адаптироваться.

Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма в измененных условиях существования. Адаптация — фазовый процесс, связанный с конкретными специфическими и неспецифическими механизмами и развивающийся на основе взаимодействия регуляторных систем.

Организм человека обладает сформировавшейся в процессе эволюции способностью приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям среды. Однако адаптационные возможности организма не беспредельны, он не всегда и не в полной мере может приспособиться к тем или иным условиям среды, в том числе, физическим нагрузкам, в результате чего нередко развиваются заболевания. В поддержании гомеостаза и его регуляции важнейшая роль принадлежит нервной системе, железам внутренней секреции, особенно гипоталамо — гипофизарной и имбической системам мозга (А.М. Голиков, 1985).

Адаптация студентов к учебному процессу в значительной степени зависит от индивидуально-типологических характеристик личности. Определяющими детерминантами результативности учебной деятельности при этом являются личностные особенности студента, его физиологические и психолофизиологический статус и исходные мотивационные установки.

В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника представляет процесс его интегрирования в студенчество, как социальную группу и означает принятие ее норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований. Очевидно, в современном обществе актуализируется проблема оказания психологической поддержки индивиду в процессе формирования адаптивных механизмов в том числе и в вузе, защищающих личность от негативных последствий социализации и предоставляющих ей возможности продуктивного саморазвития и успешной самореализации. Поддерживая студента, психолог обращается к его личности, опираясь на ее сильные стороны, помогает сформировать или сохранить уверенность в себе, самоуважение, помогает «не упасть».

Необходимость изучения психологической поддержки обусловлена, с одной стороны, повышением значимости его образования, с другой стороны — отсутствием практических технологий по целенаправленной поддержке студентам в период их адаптации к новым, незнакомым для них условиям. Ускорение процессов приспособления первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными.

В связи с этим, актуальным представляется рассмотрение процесса психической адаптации и психологического сопровождения студентов на начальных этапах обучения в вузе. В работе [3] был проведен сравнительный анализ влияния тренингов различной направленности на адаптацию первокурсников вуза (тренинги, направленные на формирование и развитие коммуникативной компетентности и тренинги, направленные на снятие психоэмоционального напряжения). В результате проведенного исследования оказалось, что и тренинги развития коммуникативной компетентности, и тренинги психоэмоциональной регуляции оказывают очевидный положительный эффект. Предполагается, что на начальном этапе адаптации к обучению в вузе для первокурсника первостепенное значение имеет «нахождение своего места» в группе, признание новым микросоциумом. Тренинги, направленные на развитие коммуникативной компетенции, позволяют в кратчайшие сроки членам группы, во-первых, лучше узнать друг друга, во-вторых, качественно презентовать себя группе, в-третьих, найти свое место в группе и, в-четвертых, сформироваться группе как целостной единице.

Тренинги, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, также оказывают мощный положительный эффект (это подтверждается снижением показателя по шкале психопатизации). Тренинги психоэмоциональной регуляции имеют интравертированную направленность, а коммуникативные тренинги экстравертированную. Вероятно, у первокурсников большая часть активности ориентированна «вовне», чем и объясняется большая эффективность тренингов, повышающих коммуникативную компетентность.

Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально — психологическая и дидактическая адаптация (Коваленко В.А.). Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Поэтому первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. В итоге профессиональной адаптации студент должен получить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности.

Социально — психологическая адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм стандартов поведения и т. п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности её потребностей; происходит внутренняя переориентация личности под влиянием, в основном, факторов межличностных отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его притязаний по мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учебной группы.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня интеллектуальной, психической готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т. д. У студентов с неудовлетворительной адаптивностью или срывом регуляторных механизмов к концу года резко увеличивается число баллов по шкале истерии, ригидности, психопатии и психастении, нарастает частота асоциальных психопатоподобных реакций. К соматической патологии добавляются болезненные ощущения психогенного характера, развивается глубокая дисгармония, чувство подавленности. Физические и психические резервы этих двух групп истощаются, у студентов развивается поведенческая слабость и аутизм.

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. От ее успешности зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека. На начальном этапе обучения студенты испытывают значительные сложности в учебно-познавательной деятельности, требующей сформированной познавательности, коммуникативных умений, ценностных ориентации. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании позитивного образа «Я». Создание благоприятных психологических и социальных условий для преодоления студентами вуза трудностей адаптации в обозначенный  период обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности.

Способность адаптироваться к условиям высшего учебного заведения является одним из элементов эффективного развития студента во время обучения. Адаптация личности с психологической точки зрения имеет четыре стадии [1]: начальная, стадия терпимости, аккомодации и ассимиляции. Разработка специальных программ помощи в адаптации позволяет повысить академическую успеваемость студентов.

Считается, что использование резервных возможностей человека средствами физической культуры (адаптация) способствует развитию даже сверхспособностей: «…последовательные занятия иногда вызывают спонтанное появление сверхспособностей» (Мерфи М., 2010). Таким образом, утверждается, что адаптация способствует развитию у человека тех или иных способностей. Во всех исследованиях подчеркивается положительная роль адаптации, чем больше адаптируется организм или личность человека, тем лучше, эффективнее осуществляется процесс развития тех или иных навыков и способностей к выполнению соответствующих видов деятельностей. Это говорит о линейном характере мышления ученых, занимающихся вопросами от эволюционного моделирования до физического воспитания.

Данная точка зрения противоречит основным положениям общей теории развития в плане как понятия процесса адаптации, так и самого процесса развития. Мы живем в необратимом мире, то есть речь идет о нелинейных системах, в которых возникают необратимые процессы. Частью этого процесса является этап, обусловленный гомеостазом (отрицательная обратная связь). В рамках данного этапа (его и называют адаптацией) система сопротивляется внешним воздействиям, ведет себя в соответствии с собственной волей [5]. Для необратимых систем (процессов) вообще характерно «коллективное противодействие» различным внешним воздействиям. Таким образом, «недостаток» необратимых систем (процессов) заключается в том, что они практически неуправляемы, то есть они могут «выходить из повиновения» и самопроизвольно менять свое состояние.

Утверждение, что эволюция (развитие) – процесс адаптации системы (выживаемости к изменениям внешней среды) некорректно, так как развитие за счет гомеостаза невозможно. Устойчивость, доведенная до своего предела, прекращает любое развитие (смерть эволюции – Н.Н. Моисеев). Это противоречит принципу изменчивости.

Этап количественных изменений (адаптации, стабильности, гомеостаза, отрицательной обратной связи) заканчивается переходом к качественным изменениям (скачком, процессом самоорганизации, положительной обратной связи). На кривой развития эта точка носит название точки сингулярности. Момент перехода (скачка, кризиса) предсказать невозможно, так как мы имеем дело со случайностью в условиях неопределенности второго рода [5].

Таким образом, исследователям, работающим в области адаптации, придется учитывать вышесказанное. Во всяком случае, им необходимо определиться с наличием ограничения на уровень адаптации, который может привести к нежелательному эффекту – «смерти развития» тех или иных способностей к выполнению необходимых видов деятельности.

Список литературы:

  1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 63 с, ил.
  2. Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук, 2006, — Т.37 — №3. – 42 с.
  3. Глушенко А.А. Общая теория развития. – М., 2011. – 198 с.
  4. Козлова Э.М., Самарина Е.М. Проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе / Материалы IX Международной научно-практической конференции – Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2012. – 99 с.
  5. Суворова А.В. Адаптационные тренинги в реализации задач применения инновационных методов организации учебного процесса / Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2012. – 79 с.[schema type=»book» name=»ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ» author=»Таран Валерий Алексеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found