«Национальность человека – это элемент культуры,
истории, языка, традиций, нравов,
самобытности миропонимания и психологии.
Прежде всего, мы люди, а потом уже представители
той или иной национальности, культуры и языка»
(И.С. Гусейнова, С.Р. Назаралиева)
Нестабильная экономическая ситуация; распад СССР; разрушение идеалов коммунистической морали, к которым относится и интернационализм; трансформация ценностных идеалов; культ насилия и жестокости, транслируемый средствами массовой информации; духовный кризис, усиленный кризисом гражданской идентичности; правовой нигилизм; высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации; усиление миграционных потоков; распространенность негативных стереотипов в отношении других народов; недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов привели к тому, что уровень агрессии в обществе, в том числе и среди молодежи стремительно возрастает. Возникли предпосылки для преступной вседозволенности[1].
Напряженная социальная ситуация, являющаяся следствием выделенных проблем, осложняется тем, что отношения между различными национальностями и этническими группами являются самыми уязвимыми в социальной сфере. Большинство противоречий, возникающих по разным причинам, стали рассматриваться как этнические и религиозные. В этой связи превентивные меры, направленные на противодействие национальному, религиозному экстремизму, особенно среди молодежи, приобретают особую актуальность и значимость.
Молодежный экстремизм как массовое явление начал проявлять себя лишь в последнее десятилетие нашей жизни [2].
К особенностям экстремизма в молодежной среде относятся:
– маргинальная среда (неопределенность социального статуса, взглядов на ситуацию);
– низкий уровень материального достатка;
– низкий уровень самоуважения; игнорирование прав личности;
– низкий уровень культуры, культурная деформация;
– принятие идеологии насилия, нравственная неразборчивость.
Его специфической особенностью является и то, что членами неформальных молодежных организаций или группировок экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 – 18 лет (старшеклассники или обучающиеся среднего профессионального образования).
Подростковый возраст характеризуется развитием самосознания (кто «Я»), поиском смысла жизни и самоидентичности (желание сформировать круг близких по духу людей, найти виноватого за все беды и неудачи). Подростку присуща неустойчивая психика, поддающаяся внушению со стороны более сильной личности, а также высокая степень мобильности, готовность к экспериментам над своей жизнью.
Вполне вероятно, что экстремистская субкультура, неформальное молодежное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта может дать молодому человеку простые ответы на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».
Для молодежи этой возрастной категории являются привлекательными такие установки, как жертвенность, романтика риска и экстрима, возможность почувствовать себя «спасителем человечества». Экстремистская деятельность дает иллюзию демонстрации собственной значимости, тогда как деятельность, направленная на проявление патриотизма действительно может помочь в процессе самореализации личности. Патриотизм и экстремизм – это две взаимосвязанные проблемы. Устранить экстремизм без сформированного патриотизма нельзя.
Разберем эти понятия.
Анализ справочной и научной литературы позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:
– «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
– «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
– «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);
– «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);
– «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
А.И. Солженицын под патриотизмом понимает «чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране – особенно многонациональной, – где потеряна ответственность общегосударственная» [3].
В.А. Кольцова, В.А. Соснин рассматривают патриотизм как «базовую составляющую национального самосознания, выражающуюся в чувствах любви, гордости, преданности своему отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом» [4].
Таким образом, патриотизм является и принципом, и ценностью, и чувством, и обязанностью.
Субъектами патриотизма являются: личность, социальные группы, этносы, народ, нация.
Объектом патриотизма является Отечество. Лыкова Т.Р. [5] выделяет различные содержательные уровни самого понятия «отечество» (так называемая «малая родина», политическая, экономическая, культурная среда и пр.) Исследователи патриотизма (С.Ю. Иванова, В.Ф. Фарфоровский, B.C.Чудной) с объектами патриотизма связывают следующие характеристики: пространственно-территориальные (территория государства состоит из территорий сел, деревень, поселков, районов, городов, областей, республик и т. д.); средовые (политическая, экономическая, социальная, культурная, природная и другая среда); временные (история, культурные традиции, вклад соотечественников в мировой прогресс).
Выделение субъектов и объектов патриотизма позволяет выделить следующие проявления (разновидности) патриотизма:
- патриотизм, определенный пространственно-территориальными характеристиками: по отношению к стране – государственный (державный), в отношении к своей малой родине – региональный (местный) патриотизм;
- патриотизм, связанный с деятельностью по совершенствованию конкретной сферы (среды) в своем Отечестве;
- культурно-исторический патриотизм, определенный временными и социокультурными характеристиками.
Т.Р. Лыкова отмечает, что все выделенные проявления патриотизма могут быть представлены в воспитательно-образовательном процессе, направленном на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.
Обратимся к понятию «экстремизм». В переводе с латинского «экстремизм» означает «крайний». В традиционном понимании экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т.д. [6].
Достаточно интересной является формулировка данного понятия М.Я. Яхьяева. Он считает, что экстремизм – это закономерная реакция определенных социальных групп на ситуацию их отчуждения от традиционных форм социального бытия, возникающую в моменты реформ, революций или кризисов. Автор выделяет три основных элемента экстремизма, а именно экстремистскую идеологию, являющуюся базисом экстремизма; экстремистскую деятельность, являющуюся осуществлением, воплощением в жизнь экстремистской идеологии; экстремистскую организацию, являющуюся формой социальной организации экстремистской деятельности [7].
Юридическое определение действий считающихся экстремистскими в РФ, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
– воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
– совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
– публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
– публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
– организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
– финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
По данным «Информационно-аналитических материалов по профилактике экстремизма в молодежной среде» экстремистские движения можно классифицировать следующим образом:
- националисты (ксенофобы, неофашисты, неонацисты);
- радикалы в области социально-экономических реформ;
- религиозные экстремистские формирования;
- экологические и культуроохранные (т.н. «зеленые») – экстремистская деятельность осуществляется во имя защиты окружающей природной среды, сохранения памятников истории, архитектуры и культуры, борьбы с глобализацией;
- мимикранты – под видом экстремистской деятельности данными группами совершаются преступления общекриминального характера.
Методами групп националистской направленности являются пикеты, митинги, блокады подъездных путей, захваты объектов, нападения на граждан, вербовка в националистические и экстремисткие группировки на футбольных (и иных) матчах, рок-концертах и т.д.
Исключительно молодежным методом является интернет-играпод общим названием «Большая игра. Сломай систему!». Ее целью является пропаганда идей национал-социализма на основе флэшмоб-технологии, выражающейся в противоправных проявлениях (от нанесения нацистской символики до проведения силовых акций в отношении лиц «неславянской внешности» и представителей правоохранительных органов).
Спецификой флэшмоб-технологии является то, что организаторы акции могут остаться вне поля уголовной ответственности; подготовка к проведению таких акций характеризуйся высоким уровнем скрытности. Акции по флэшмоб-технологии выполняют «детонирующую» функцию. Они в короткий промежуток времени вовлекают в процесс множество наблюдателей, которые могут случайно стать участниками.
В настоящее время на территории Российской Федерации наибольшую активность проявляют объединения националистической направленности: «Русское национальное единство» (РНЕ), руководитель – А. Баркашов; «Народно-национальная партия России» (ННП), руководитель – А. Иванов-Сухаревский; «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), руководитель – А. Поткин; «Народно-державная партия России» (НДПР), руководители – А. Севастьянов, С. Терехов; «Партия защиты российской конституции – Русь» (ПЗРК), руководитель центрального политического совета – М. Бурлаков; Объединение «Северное Братство», автор идеологической программы – П. Хомяков;«Национал-социалистическое движение “Славянский союз”» (СС), руководитель – Д. Демушкин; «Национал-социалистическое общество» (НСО), руководитель – Д. Румянцев; «Русское общественное движение» (РОД), президент – К. Крылов (РОД является организатором проведения «Русского марша» – совместного выступления русских националистических организаций, целью которого служит демонстрация единения всех русских националистов).
Среди молодежных группировок экстремистского толка особое место занимают скинхеды («Skin-head» – англ., досл. «кожаная голова»)– неформальная молодежная субкультура, основанная на идеологии насилия, национализма и расизма. Группировки скинхедов, в том числе около 40 наиболее крупных, сегодня действуют приблизительно в 85 городах России.
Движение скинхедов в своей массе не имеет общего руководства и не структурировано. Молодежь объединяется в группы по 15-20 человек по местам проживания или. Обычно такие группировки носят громкие названия, например: «Небесные арии», «Нордический фронт», «Орден СС», «Валькирия», «Тевтонский крест», «Белый сокол» и т.п.
Большую общественную опасность представляют крупныескин-группировки (по 100 – 150 человек), отличающиеся строгой иерархией и дисциплиной. Участники таких группировок ответственны за наиболее жестокие преступления на национальной почве, совершаемые в России.
Скин-движение имеет определенную социально-возрастную иерархию. Наиболее многочисленную часть движения составляют т.н. «малолетки». В последнее время их еще называют «карлики» или «гномы». Это подростки 12 – 14 лет. Их участие в движении сводится к стремлению подражать более опытным товарищам. Для этой категории характерно увлечение внешней символикой и атрибутикой движения. Вторая категория скинхедов – т.н. «молодняк», подростки 14 – 16 лет, активно участвующие во всевозможных неонацистских акциях и митингах. Третья категория – «основа» (или «олдовые», от англ. old – старый), обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, участвуют в митингах, ведут активную агитационно-пропагандистскую работу [8].
Оппонентами скинов на территории РФ являются кавказские молодежные экстремистские группировки, к которым относятся, например, «Чёрные ястребы» (межнациональная группировка, организованная исключительно из «лиц нерусской национальности» с целью нападения на русских скинхедов), а также Антифа́ (антифашисты: скинхеды против расовых предрассудков) – международное лево-экстремистское молодёжное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом, под которым обычно понимается национализм.
В целом, молодежный экстремизм выражается в отрицании действующих в обществе правил поведения, закона вообще, появлении неформальных молодежных объединений деструктивного характера. По мнению современных социологов, занимающихся проблемами экстремизма, развитие молодежного экстремизма является следствием недостаточно сформированного уровня толерантности молодежи, с одной стороны и высокого уровня эгоцентризма с другой стороны (я хочу все и сейчас).
Таким образом, формирование патриотизма является особой превентивной мерой, направленной на предотвращение ксенофобии и экстремизма.
В этой связи необходимо обозначить основные подходы к организации профилактики экстремизма в образовательной среде.
Профилактика экстремистской деятельности в образовательном пространстве, с нашей точки зрения, неразрывно связана с формированием психического здоровья личности; с созданием условий по эффективной социокультурной адаптации к окружающей среде; с внедрением технологий конструктивного урегулирования конфликтов, возникающих в межличностных отношениях подростков, в подростково-молодежных группах.
Организация профилактической работы с учащимися в образовательных учреждениях в психологии и педагогике раскрывается через следующие подходы и теории:
– философско-антропологический, обращенный к личности обучаемого, открывающий возможность воспитания подростка в соотнесении с реальной жизнью, духовным бытием (А.А. Белик, Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, С.В. Кульневич, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.);
– гуманистический, основанный на идеях смыслотворчества, свободы выбора, самовоспитания и самопознания, сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.В. Мардахаев, Л.И. Новикова, А.И. Рувинский и др.);
– системный, базирующийся на общей теории систем, обеспечивающий комплексное изучение любых педагогических объектов (А. Г. Асмолов, В. П. Беспалько, А. В. Гаврилин, И. Д. Демакова, В. А. Караковский, Ю. А. Конаржевский, В. А. Сластенин, Н.Л. Селиванова и др.);
– средовой, позволяющий опосредованно управлять процессами формирования и развития личности подростка (А. И. Артюхина, В. Я. Барышников, Г. Е. Беляев, Ю. С. Мануйлов, Н. Б. Стрекалова, Е. А. Ямбург и др.);
– теоретические положения психологии и педагогики о коррекции, исправлении и ресоциализации личности (З.А. Астемиров, И.П. Башкатов, Е.М. Данилин, В.И. Казанцев, М.Н. Кузнецов, В.М. Литвишков, С.А. Лузгин, Н.И. Махиборорда, В.М. Поздняков, А.Н. Сухов, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков, и др.).
– социально-педагогические концепции профилактики деструктивных проявлений человеческой природы (М.А. Алемаскин, С.А. Завражин, А.С. Макаренко, И.А Невский, В.Н. Сорока-Росинский, Л.Б. Филонов, Л.К. Фортова и др.).
Превенция проявлений экстремизма в подростково-молодежной среде основывается на принципах:
- систематичность – поэтапность реализуемых мероприятий, их взаимосвязанность и системность;
- гуманность – необходимость проявлениячеловеколюбия ко всем категориям, являющимся субъектами профилактики;
- диалогизм – психическая способность воспринять, услышать альтернативное мнение;
- поликультурность – способность человека интегрировать в своем сознании различные культурные пласты, области, смыслы, значения;
- креативность – способность и потребность творческого самовыражения;
- профессионализм – наличие высшего педагогического образования, позитивной ценностно-смысловой ориентации личности, системы профессиональнозначимых знаний, умений и алгоритмов действий, которые определяют успешность педагогической деятельности, знания основ возрастной психологии, свободной ориентации в определенном социокультурном пространстве, представлений о традициях современных подростково-молодежных субкультур; владение технологиями развивающего, проблемного, дифференцированного обучения и воспитания школьников;
- адресность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей –направленность на конкретную целевую аудиторию, учет ее особенностей при разработке содержания, форм, методов и технологий реализации;
- сотрудничество и согласованность действий лиц, участвующих в профилактике, межведомственное взаимодействие специалистов–комплексность и разноуровневость профилактической работы, в которой участвуют специалисты органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- своевременность – осуществление мониторинга социального благополучия обучающихся ОУ, анализа данных диагностики; учет существующих сигналов о наличии проблемных моментов.
Профилактика экстремизма – это составная часть системы профилактики правонарушений и отклоняющегося поведения несовершеннолетних, она ориентирована на формирование устойчивых толерантных установок и мотивов просоциальной деятельности, препятствующих противоправному поведению личности и социальных групп в образовательной среде. Таким образом, субъектом профилактической работы выступает обучающийся со специфическими особенностями, возможными проявлениями девиаций.
При организации работы по профилактике экстремизма в образовательной среде необходимо учитывать специфику категории «неформальная подростковая группа» (субкультура).
Эта группа чаще всего относится к группе социального риска. К ней относятся:
– выходцы из неблагополучных семей, с низким социально-экономическим статусом, имеющим склонность к проявлению девиаций (алкоголизм, наркомания, притесняющая направленность личности);
– «золотая молодежь» (мажоры), выходцы из благополучных, материально обеспеченных семей, склонные к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
– дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
– носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
– члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
Превентивные меры по профилактике экстремистской деятельности среди молодежи группы риска должны быть направлены на конструктивное взаимодействие между представителями разных национальностей и разного вероисповедания, формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма.
В практике решения профилактических проблем, направленных на преодоление экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде существуют следующие направления деятельности:
– распространение информации об опасности экстремистской деятельности с целью развития отвращения к ней;
– развитие эмпатийных и аффилиационных качеств личности (дети с недостаточно развитой эмоциональной сферой, не способные к сопереживанию, являющиеся жертвами родительских директив: «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной»);
– внедрение программ социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для занятий с родителями и молодежными лидерами; тренингов устойчивости к социальному давлению;
– формирование позитивных жизненных навыков через оказание психологической помощи в достижении возрастных и личных целей;
– активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем (к примеру, институционализация движений футбольных фанатов через их привлечение к организованным и социально контролируемым формам реализации собственной активности, волонтерские объединения, «Доброштаб» и др.);
– развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;
– организация проектной деятельности (исследовательские и социальные проекты);
– проведение социальных акций как вида социальной деятельности [9], направленных на привлечение внимания к определенным социальным проблемам, формирование позитивных ценностных ориентиров, изучение отношения общества к проблемам, распространение информации среди разных групп населения, содействие формированию общественного сознания.
К видам социальных акций относятся: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); рекламные; благотворительные; социально–педагогические (воздействие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо);социально-профилактические (предупреждение развития ситуации социальной дезадаптации молодежи); патриотические (воспитание любви и уважение к месту своего рождения и постоянного проживания);социокультурные (формирование интереса к своей национальной культуре и культуре других народов); социально-правовые (повышение уровня правовой культуры).
В подготовке и проведении социальной акции выделяются этапы.
Подготовительный этап. Выделение проблемы, цели и задач; определение группы участников (распределение обязанностей), места, времени проведения, формы социальной акции, сценария проведения, осуществление Информационной подготовки (подготовка и рассылка пресс-релиза в СМИ, издание и тиражирование информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, буклеты, календари, плакаты, транспаранты).
Основной этап – реализация сценария социальной акции.
Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
Существуют разные формы проведения акций по форме организации и конечного продукта: игра, квест[1], митинг, флэшмоб, конкурс, концерт, встречи в школах со знаменитостями и т.д.
Таким образом, внедрение программ социально ориентированной интервенции, активизация молодежных общественных движений («Доброштаб»), развитие клубных форм работы, организация проектной деятельности, проведение социальных акций действительно могут и способны формировать позитивные жизненные навыки, способствуя отвлечению подростков от экстремистской деятельности.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014 – 2020 годы – [электронный ресурс] –
- Некоторые проблемы изучения межэтнической напряженности в современной России – И.С. Гусейнова, С.Р. Назаралиева – [электронный ресурс] – Этнический экстремизм и терроризмhttps://www.ekstremizm.ru/publikacii/item/532-nekotorye-problemy-izucheniya-mejetnicheskoy-napryajennosti-v-sovremennoy-rossii
- Солженицын, А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2006. 104 с. С. 152-153. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/publizistika/rossiya_v_obvale/rossiya_v_obvale.pdf
- Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. – 2005. Т. 26, №4. – С. 89-97).
- Лыкова, Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 (часть 4). – C. 778-782
- Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Норма, 2009 – С. 562
- Яхьяев, М. Экстремизм как особое состояние психики. Дагестанская правда, № 121, 25 апреля 2008.
- Информационно-аналитические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде – [электронный ресурс] – https://доимп. рф/activities/counter-extremism/377/
- Ершова, Н. Н. Добровольчество – школа гражданского становления молодёжи [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. Н. Ершова, М. Н. Бородатая. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – 193 с.
[1]Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; самопознание – любые аспекты исследования личности; компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры; творческое задание – творческая работа в определенном жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика; аналитическая задача – поиск и систематизация информации; детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов; достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме; оценка – обоснование определенной точки зрения; журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов); убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц; научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.[schema type=»book» name=»ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭТНОПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ » author=»Морозова Е.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]