Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Профессия  педагога  относится к  группе  профессий «человек-человек». По мнению Е. А. Климова, ее отличие от других профессий заключается в том, что она относится  одновременно как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий [1]. Поэтому  труд педагога считается одним из напряженных в эмоциональном и физическом  плане видов труда, а  значит, он  в  наибольшей  степени  подвержен  профессиональным  деформациям.

Н. В. Прокопцева [3], А. М.Самурганова [4] и др. доказывают, что все  педагоги любого уровня  в той или иной  степени,  на любой  стадии профессионального становления (профессиональной  адаптации, профессионализации или  профессионального  мастерства)  подвержены профессиональной  деформации. С  одной  стороны,  это обусловлено  тем, что в  образовании происходят глобальные  изменения, которые  требуют от  педагога огромных усилий  в изменении  педагогического мышления. Это выражается в   увеличении объема  работы, с которыми  педагоги  справляются  с трудом,  иногда  в  ущерб  своему  здоровью. С  другой  стороны,  многие его ресурсные возможности остаются невостребованными, так как выполнение конкретных видов труда не требует развития многообразных качеств и способностей личности. Поэтому  отдельные профессионально значимые качества личности с годами трансформируются в профессионально нежелательные. В итоге  у   педагога проявляются   педагогические  деформации поведенческого, личностного и личностно-поведенческого характера.

Под   понятием «профессиональная деформация  личности  педагога»  мы  понимаем двусторонний противоречивый  процесс вхождения и нахождения  педагога в профессиональной  деятельности, характеризующийся  негативными и позитивными последствиями профессионализации. Степень выраженности и симптомы  деформации, а так же её проявления определяются стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности педагога.

В настоящее время проблема профессиональной   деформации  личности педагога носит междисциплинарный характер и рассматривается в педагогических, психологических, социологических  и других смежных науках. Профессиональные  деформации, возникающие  в процессе выполнения профессиональной деятельности и меняющие профиль личности, освещены в работах С. П. Безносова, Р.М. Грановской, Э.Ф. Зеера, Л.Н. Корнеевой, А.К. Марковой и др.

Вместе с тем, анализ современных источников по интересующему нас вопросу показывает, что проблеме профилактики профессиональной деформации личности педагога дошкольной  образовательной  организации (ДОО)  уделяется  недостаточное  внимание. Между  тем, труд  воспитателя, по данным Е. А. Кобялковской [2], Н. В. Шуровой [5], относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка воспитателя в среднем больше, чем у директоров и главных инженеров промышленных предприятий. Исследователи считают, что именно этот аспект в большей степени способствует профессиональной  деформации.  Помимо  этого растут образовательные запросы родителей, происходит увеличение количества детей в группах, ощущается нехватка  квалифицированных специалистов, наконец, происходят глобальные  изменения  в системе  дошкольного образования – все это создает для педагога ситуацию чрезмерного эмоционального и физического напряжения, что, безусловно,  отражается  как на его взаимоотношениях с окружающими, так и на здоровье самого педагога.

С целью подтверждения на практике теоретических выводов по рассматриваемой проблеме мы организовали диагностическое исследование, цель которого — выявить  признаки профессиональной деформации у педагогов дошкольной  образовательной  организации. Исследование уровня профессиональной деформации педагогов  ДОО проводилось нами в соответствии с ранее определёнными критериями и показателями. Мы представили их в виде таблицы (таблица 1).

На основании вышеперечисленных критериев был подобран диагностический  инструментарий, который наиболее адекватно соотносится с критериями  оценки уровня  профессиональной  деформации и при этом позволяет  определить уровень проявления профессиональных деформаций у педагогов ДОО.

Таблица 1.

Критерии, показатели, уровни  и методы  исследования проявления профессиональных деформаций у педагогов  дошкольного образования

Компоненты (критерии) профессиональной деформации Уровни и показатели проявления профессиональных деформаций Методы и методики  исследования
Конструктивно-прогрессивный Инструментально-нестабильный Деструктивно- регрессивный
Мотивационный компонент

¾ Устойчивость осознанной профессиональной мотивации

¾ Удовлетворенность трудом  воспитателя

¾ Желание заниматься своей профессиональной  деятельностью.

 

Устойчивая внутренняя и осознанная профессиональная мотивация (мотивация профессиональных достижений, мотивация самоактуализации), желание заниматься  профессиональной деятельностью, удовлетворение трудом педагога. Внешняя, но неосознанная профессиональная мотивация, ориентированная главным образом на достижение производственных показателей, изменяемое желание то заниматься, то не заниматься  профессиональной деятельностью, частичное удовлетворение трудом педагога. Неустойчивая и неосознанная профессиональная мотивация, отсутствие желания заниматься профессиональной деятельностью, есть неизменное желание сменить ее, не- удовлетворенность трудом педагога. Анкетирование

 

Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана)

 

Когнитивный компонент

¾      Осознанность стремления  к саморазвитию, желание достижения высоких профессиональных результатов.

¾      Понимание необходимости заниматься  профилактикой профессиональных деформаций.

 

Высокие осознанность и качество знаний об успехах в профессии; реальное достижение высоких профессиональных результатов, адекватный выбор и реализация индивидуального пути профессионального саморазвития. Понимание необходимости заниматься  профилактикой профессиональных деформаций. Неосознанные знания о достижении успехов в профессии, неумение соизмерять задачи достижений в профессиональной деятельности и сохранения личности профессионала; неадекватный выбор и реализация пути профессионального саморазвития. Недостаточное понимание необходимости заниматься  профилактикой профессиональных деформаций. Незнание об успехах в профессии; достижение низких профессиональных результатов, невозможность выбора и реализации индивидуального пути профессионального саморазвития. Непонимание необходимости заниматься  профилактикой профессиональных деформаций.

 

Изучение и анализ педагогической документации

 

Анкетирование

 

Методика «Оценка уровня готовности педагога к развитию» (В.И.Зверева, Н.В.Немова )

 

Методика «Профессиональные деформации и я» (С.П. Андреев)

 

Поведенческий компонент

¾      Владение навыками саморегуляции.

¾      Отсутствие симптомов  эмоционального выгорания.

¾      Отсутствие  в  поведении авторитарности, ригидности, некритичности  как основных предпосылок формирования профессиональной деформации

Сформированы навыки саморегуляции и ярко выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании.

Отсутствие симптомов  эмоционального выгорания.

Отсутствие  основных показателей, определяющих формирование профессиональной деформации: авторитарности, ригидности, некритичности.

Частично сформированы навыки саморегуляции и слабо выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании.

Присутствие

единичных симптомов  эмоционального выгорания. Частичное присутствие  основных показателей, определяющих формирование профессиональной деформации: или авторитарности, или ригидности, или некритичности.

Не сформированы навыки саморегуляции и не  выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании.

Наличие всех или большинства симптомов  эмоционального выгорания. Наличие  основных показателей, определяющих формирование профессиональной деформации: авторитарности, ригидности, некритичности.

Анкетирование

 

Методика  «Осознание педагогами необходимости владения навыками   саморегуляции. Самооценка навыков  саморегуляции».  (Т.Ф.Белоусова,  Е.В.Бондаревская).

 

Тестирование

 

Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко).

 

Методика диагностики профессиональной деформации личности педагога (В.Е. Орел, С.П. Андреев).

В исследовании приняли участие 40 педагогов дошкольных образовательных организаций г.Ангарска Иркутской области с разной длительностью профессиональной деятельности (все лица женского пола). В экспериментальную и контрольную  группы вошло  по  20 человек. Представим  полученные  результаты  по каждой  методике.

Анализ педагогической  документации позволил нам выявить следующие данные: средний  возраст   педагогов в экспериментальной группе  составляет 44,5 лет, в  контрольной группе — 37 лет. 80% педагогов в экспериментальной группе  имеют средне – специальное образование (16 человек), 20% педагогов  имеют высшее образование (4 человека). 100% педагогов (20 человек)  в контрольной  группе  имеют средне – специальное образование.

15% педагогов (3 человека) в экспериментальной группе  имеют высшую квалификационную категорию, 25% имеют первую квалификационную категорию (5 человек), 60% педагогов не  имеют категорию (12 человек). 65% педагогов  в контрольной  группе  не имеют  категории (13 человек), первую квалификационную категорию имеют 35% педагогов (7 человек). Стаж работы  респондентов каждой группе разнообразен (от 1 года до 32 лет).  Курсы  повышения квалификации прошли 16 человек, получают высшее образование в вузе 5 человек. Награждены грамотами и благодарностями —  2 человека.

Результаты методики «Мотивация профессиональной деятельности» показали, что внутренняя мотивация профессиональной деятельности преобладает у 25% (5 чел.) педагогов экспериментальной группы и  35% (7 чел.) контрольной группы педагогов. Преобладание внешней положительной мотивации наблюдается  у 60% (12 чел.) экспериментальной группы и  50% (10 чел.) контрольной группы педагогов.  Преобладание внешней отрицательной мотивации присутствует  у 15% (3 чел.) экспериментальной группы и  15% (3 чел.) контрольной группы педагогов.

Анализ корреляционных связей показал, что профессией воспитателя удовлетворены лишь 30 % педагогов (6 чел.) экспериментальной группы и  35% (7 чел.) контрольной группы педагогов, тогда как 70% (12 чел.) экспериментальной группы и  65% (11 чел.) контрольной группы педагогов не удовлетворены своей профессией.

Таким образом, неудовлетворенность трудом  воспитателя выявлена у 70% (12 чел.) экспериментальной группы и  65% (11 чел.) контрольной группы педагогов. Наличие внешней  мотивации  показывает, что у воспитателей ДОО наблюдаются все предпосылки для формирования эмоциональной деформации.

Анализируя  результаты методики «Оценка уровня готовности педагога к саморазвитию» (В.И.Зверева, Н.В.Немова) мы  выявили,  что   высоким уровнем готовности к саморазвитию обладают 20%  (4 чел.)  экспериментальной группы и  15% (3 чел.) контрольной группы педагогов.  

На среднем уровне находится  60%  (12 чел.)  экспериментальной группы и  65% (13 чел.) контрольной группы педагогов. На низком уровне находится  20%  (4 чел.)  экспериментальной группы и  20% (4 чел.) контрольной группы  воспитателей: у них отмечается негативная тенденция остановки профессионального развития.

Анализ анкет показал, что основным фактором, препятствующим развитию и саморазвитию педагогов в ДОО, по признанию их самих,  является собственная инерция. Основным же фактором, стимулирующим  развитие и саморазвитие педагогов в ДОО,  является интерес к работе, возможность получения признания в коллективе, пример и влияние коллег.

Таким образом, у педагогов преобладает в основном средний уровень стремления к саморазвитию. У большинства работников отмечается проявление готовности к саморазвитию.

Результаты анализа  анкетирования по методике «Профессиональные деформации и я» (С.П. Андреев)  показали, что на  высоком  уровне осознания профилактики  профессиональной деформации находятся   20%  (4 чел.)  экспериментальной группы и  20% (4 чел.)    контрольной группы  воспитателей. К среднему уровню мы отнесли  60%  (12 чел.)  экспериментальной группы и  65% (13 чел.) контрольной группы педагогов. К низкому уровню мы отнесли   20%  (4 чел.)  экспериментальной группы и  20% (4 чел.) контрольной группы.

Таким образом, мы заметили, что низкий уровень осознания профессиональной  деформации  наблюдается в основном у сотрудников в возрасте от 45 до 60 лет (6 человек),  в возрасте от 20 до 25 лет (2 человека), при этом высокий уровень  отмечен у 3 педагогов  в возрасте от 45 до 60 лет и у 2 педагогов в  возрасте от 20 до 25 лет, что подтверждает наш тезис о том, что профессиональная деформация  в существенной мере зависит не только от возрастных особенностей  специалиста, но  еще  и  от его индивидуальных особенностей.

Результаты оценки «Осознания педагогами необходимости владения навыками саморегуляции. Самооценка навыков саморегуляции» позволили установить нам  следующие результаты: на высоком уровне саморегуляции находится 30%  (6 чел.)  экспериментальной группы и  20% (4 чел.) контрольной группы.  На среднем уровне саморегуляции находятся 50%  (10 чел.)  экспериментальной группы и  55% (11 чел.) контрольной группы. На низком уровне саморегуляции обозначены 20%  (4 чел.)  экспериментальной группы и  15% (3 чел.) контрольной группы.

Оценка уровня владения навыками саморегуляции педагогами свидетельствует о том, что 50%   (10 чел.)  экспериментальной группы и  60% (12 чел.) контрольной группы оценивают свой уровень владения навыками саморегуляции как низкий, только 25%   (5 чел.)  экспериментальной группы и  20% (4 чел.) контрольной группы определяют как  высокий.

Таким образом, педагоги  недостаточно владеют навыками саморегуляции, что является показателем несформированности поведенческого компонента  профессиональной деформации у   педагогов ДОО.

Итоговый количественный анализ по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности»  (В.В. Бойко) показал, что у 45% (9 чел.) экспериментальной группы  и 40% (8 чел.)  контрольной группы наблюдается  низкий  уровень эмоционального выгорания. К этому уровню мы отнесли педагогов, у которых фаза напряжения, резистенции и истощения эмоционального выгорания не сформировалась или одна из фаз находится в стадии формирования.

У 25% (5 чел.) экспериментальной группы  и 30% (6 чел.)  контрольной группы наблюдается  средний   уровень эмоционального выгорания. К этому уровню были отнесены педагоги, у которых фаза напряжения, резистенции и истощения эмоционального выгорания находится в стадии формирования или две фазы находятся в стадии формирования и одна из фаз уже сформирована.

У 30% (6 чел.) экспериментальной группы  и 30% (6 чел.)  контрольной группы наблюдается  высокий    уровень эмоционального выгорания. К этому уровню мы отнесли педагогов, у которых фаза напряжения, резистенции и истощения эмоционального выгорания находится в сформированной стадии или две фазы уже сформированы и одна из них находится в стадии формирования.

Анализируя результаты по методике «Диагностика профессиональной деформации личности педагога (В.Е. Орел, С.П. Андреев)  мы пришли к  следующим выводам: 45% (9 чел.) экспериментальной группы  и 40% (8 чел.)  контрольной группы относятся к высокому  уровню профессиональной деформации. К среднему  уровню профессиональной деформации личности педагога мы отнесли 45% (9 чел.) экспериментальной группы  и 45% (9 чел.)  контрольной группы. Низкий уровень деформации личности педагога отмечен только у 10% (2 чел.) экспериментальной группы  и 15% (3 чел.)  контрольной группы.

Таким образом, можно констатировать, что у большинства педагогов проявляется высокий и средний уровень профессиональной деформации личности. Такой результат подтверждает важность и актуальность задачи преодоления профессиональной деформации у педагогов.

В исследуемых группах высокий  уровень профессиональной деформации зафиксирован у воспитателей со стажем  от 15 лет и выше:  20% (4 чел.) экспериментальной группы  и 25% ( 5 чел.)  контрольной группы, а также  воспитателей  со стажем от 0 до 5 лет: у 15% (3 чел.) экспериментальной группы  и 10% (2 чел.)  контрольной группы. Наименьший уровень  профессиональной деформации отмечен у воспитателей со стажем от 5 до 15 лет.

В итоге диагностической работы мы распределили всех респондентов по группам в соответствии с уровнями профессиональной деформации. К конструктивно-прогрессивному уровню мы отнесли 20% педагогов экспериментальной группы и  15% контрольной группы. К инструментально-нестабильному уровню — 60% педагогов экспериментальной группы и 55% контрольной  группы. В группу с деструктивно- регрессивным уровнем вошли 20% педагогов экспериментальной группы и 30% контрольной  группы.

Таким образом, полученные  результаты эмпирического исследования убедительно продемонстрировали необходимость организации специальной работы,  направленной на профилактику профессиональных деформаций педагогов ДОО. Потребность в профилактике профессиональной деформации воспитателей обусловлена еще и тем, что, с одной стороны,  появление  и развитие  профессиональной деформации снижает уровень профессионализма воспитателя, с другой — высокий уровень профессионализма способствует коррекции профессиональной деформации.

 В связи с этим  в настоящее время возникает необходимость в  определении путей и условий профилактики профессиональной деформации личности  педагогов  дошкольной  образовательной  организации, а также в разработке специальной программы, предупреждающей деструктивные изменения в  профессиональной деятельности педагога. При этом систему профилактики профессиональной деформации личности педагога  нужно рассматривать как комплекс  предупредительных мероприятий (создание условий, мер), ориентированных на выявление предпосылок деформации у  педагогов и стимулирующих  их  самих к  устранению данных негативных факторов.

Список литературы:

  1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  2. Кобялковская Е.А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов ДОУ в связи с выраженностью потребности в самореализации: автореф. дис… канд. псих. наук. Пермь, 2006. — 21 с.
  3. Прокопцева Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. Москва, 2010. — 182 с
  4. Самурганова А. М. Предупреждение и коррекция профессиональной деформации учителя в современной школе России: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. Пятигорск, 2009. — 22 с.
  5. Шурова И. В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 1999. № 1. — С.82-86.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» description=»В статье рассматривается проблема профессиональной деформации личности педагога. Акцентируется внимание на специфике профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в контексте влияния её на профессиональную деформацию личности. Особое внимание уделяется определению критериев, показателей и уровней проявления профессиональной деформации работников дошкольной образовательной организации, видам профессиональных деформаций и причинам их появления у специалистов с разными социально-психологическими характеристиками. Представлен опыт эмпирического исследования проявления профессиональных деформаций у педагогов дошкольных учреждений.» author=»Федосова Ирина Валерьяновна, Шинкарёва Светлана Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found