Тренд современного рынка труда – это «мультиспециалист», мотивированный на самообразование, стремящийся получить все новые профессиональные знания, навыки и умения. Это, в свою очередь, приводит к тому, что к процессу обучения начинают предъявляться новые требования, которые бы позволяли специалисту совмещать получение необходимого образования и работу. В достижении этой цели одним из самых эффективных инструментов становится дистанционное образование. Однако при этом оно обладает определенной противоречивостью.
С одной стороны, одним из важнейших достоинств дистанционного обучения называют его доступность:
— территориальную (возможность получения образования для граждан, проживающих в муниципальных образованиях, где отсутствуют высшие учебные заведения или отсутствует необходимая специальность);
— экономическую – стоимость обучения зачастую ниже стоимости традиционной очной формы. Стоимость заочной формы обучения приблизительно равна стоимости дистанционной, однако, без учета транспортных и других затрат (Таблица 1)[6;7;8;9;10];
Таблица 1.
Сравнительный анализ стоимости обучения 1 семестра по специальности «Юриспруденция», 2014 год
Форма обучения, тыс. рублей |
СФУ | МЭСИ | МФЮА | СПбУУиЭ |
ТУСУР |
очная, рублей | 52 000 | 31 660 | 44 500 | 40 000 | 31685 |
заочная, рублей | 30 000 | 18 375 | 22 500 | 26 000 | 18 000 |
дистанционная, тыс. рублей | отсутствует | 17 500 | 22 500 | 25 000 | 19 000 |
— социальную доступность (получение образования становиться более доступным для населения независимо от их возраста, состояния здоровья).
Но с другой стороны, сложившаяся в настоящий момент в России система дистанционного образования имеет определенные недостатки. Так, например, открытым остается вопрос о качестве дистанционного образования – насколько соответствуют профессиональные и личностные компетенции специалистов, обучавшихся дистанционно, потребностям и ожиданиям, формирующимся на рынке труда.
Для образовательных организаций внедрение дистанционного обучения становится еще одним источником дохода (по информации экспертов, на дистанционном обучении московские вузы ежегодно зарабатывают по пять-шесть миллиардов[3]). Во-первых, затраты на него значительно ниже, чем на традиционное обучение, а во-вторых, именно за счет снижения себестоимости образовательной услуги, ее конечная стоимость на рынке образовательных услуг становится значительно ниже. А это является одним из критериев, на которые ориентируется потребитель при выборе как места, так и формы обучения. Так компания IBM разработала вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс преподавался в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. Были отмечены следующие преимущества: программа сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза — с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз [1].
Таким образом, рассматривая стандартное образовательное учреждение, оказывающее образовательные услуги дистанционного характера, стоит отметить, что направления подготовки зачастую соответствуют не реальным потребностям рынка труда определенного региона, а ориентируются на потребности потребителей. И если в идеале потребности потребителей и потребности рынка труда должны совпадать, то в реальности они различаются. Так, стандартно предлагаются дистанционные образовательные программы по таким специальностям как финансы, менеджмент, бухгалтерский учет, юриспруденция и психология[6;7;8;9]. Данные направления пользуются популярностью среди абитуриентов уже на протяжении длительного времени, не смотря на тенденции современного рынка труда. Так, по информации Агентства труда и занятости населения Красноярского края в 2014 году большую часть составляли вакансии в сферах деятельности: строительство (18,4%), торговля (13,5%), сфера услуг (12,1%), сельского хозяйства 8,8% [5].
Следовательно, на выходе человек получает специальность, которая не востребована в настоящий момент, на которую на рынке труда существует переизбыток предложений, а не спроса. Таким образом, при совершенствовании системы дистанционного обучения целесообразно учитывать интересы не только субъектов – образовательной организации и потребителей (специалистов, абитуриентов), но и работодателей.
Также в настоящее время в России считается, что качество дистанционного образования ниже качества традиционного образования, то есть имидж такого образования не высок, что также сказывается на выпускниках при поиске ими работы и отношения к ним со стороны работодателей. В зарубежных странах отношение к дистанционному образованию совершенно другое. Так, в США насчитывается более 3 млн. слушателей и многие аналитики предсказывают дальнейший рост этого сектора рынка образовательных услуг[2]. Таким образом, одним из важнейших направлений по совершенствования системы дистанционного образования является работа по изменению восприятия такого образования, формирование в обществе отношения к дистанционному образованию как к одному из эффективных способов постоянного самообразования, позволяющего совмещать рабочую и учебную деятельность, то есть знания и опыт.
Важный аспект дистанционного обучения – качество образования. Исследования, проведенные в США и Японии, показывают, что качество образования у студентов очной и дистанционной формы практически не отличается, а, соответственно, уровень знаний и квалификации соответствует стандартам высшей школы [4]. В оценку качества образования входит как оценка качества конечного результата, так и качества процесса оказания образовательных услуг в соответствии с предъявляемыми требованиями всех заинтересованных субъектов. Оценка качества процесса образовательных услуг представляет собой текущий контроль не только за студентами, но и за остальными субъектами образовательного процесса, то есть профессорско-преподавательским составом и соответствием преподаваемых дисциплин потребностям как клиента, так и рынка. При этом здесь не ставиться цель оценить профессиональные компетенции преподавателей, здесь предлагается оценка в первую очередь их способности к организации преподавания своей дисциплины наиболее эффективно через применение дистанционных технологий.
К тому же, студенты в большинстве своем в настоящее время не способны самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. В том числе из-за достаточно низкого уровня мотивации. С одной стороны, они понимают необходимость получения высшего образования, а с другой стороны, рассматривают процесс образования как принудительный, не имеющий, на их взгляд, практической основы. Одной из ключевых проблем остается и проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. До сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает либо очную экзаменационную сессию, либо простую высылку готовых работ на почту преподавателя. При этом невозможно сказать, кто выполнял в реальности данную работу. Также в обучающей программе невозможно отразить все возможные виды и вариации ошибок или затруднений обучаемого, не всегда при ответе на вопрос студент может дать корректный и точный ответ, пояснить свою позицию, которая может быть верна, просто искажена в результате неудачного выражения мысли. Отчасти эти проблемы решаются с использованием современных информационных технологий, например, с установкой «прямого моста» между обучаемыми и преподавателями.
Таким образом, могут быть предложены следующие меры по совершенствованию дистанционного образования в России:
— разработка концепции по развитию дистанционного обучения в России, которая бы содержала основные направления развития системы дистанционного образования, необходимые факторы, которые необходимо учитывать в каждом конкретном регионе при подготовке специалистов. То есть существует необходимость создать единый официальный документ, который бы регулировал деятельность высших учебных заведений в части предоставления услуг по дистанционному обучению;
— применение системного подхода. То есть организация дистанционного обучения должна рассматриваться как система, состоящая из взаимозависимых элементов, где каждый элемент обладает собственными характеристиками и требованиями, оказывает определенное влияние на процесс обучения, и тем самым, на конечный результат (Рисунок 1). Исходя из этой схемы, видно, например, что необходимо создавать тесную взаимосвязь между учреждениями, оказывающими услуги дистанционного обучения и работодателями в целях подготовки тех специалистов, которые в данный момент востребованы в том или ином регионе;
Рисунок 1. Блок-схема «Системный подход к получению качественной образовательной услуги»
— изменение учебно-методических материалов и применение других методов контроля и оценки знаний, отличных от используемых при очном обучении;
— применение профессиональных стандартов, на соответствие которым и должен оцениваться каждый специалист при получении документа об образовании.
Таким образом, при определенном подходе дистанционное обучение может стать качественным инструментом оказания образовательной услуги, который своевременно и с наименьшими потерями сможет отвечать на меняющиеся запросы рынков труда.
Список литературы:
- e-Learning сегодня: основные факторы успеха: междунар. конф., 26-27 мая 2004 г./Мур С.Э. – Режим доступа: B397EBDEFADF9047C3256E6300568B04/doc.html
- Голышева М.Д. E-Learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения/ М.Д. Голышева, А.В. Диденко, М. Власова//Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 4. – С.46-50.
- Рядчикова, Ю. Вузы отучают от образования [Электронный ресурс]/ Ю. Рядчикова // Московский комсомолец. Красноярск. – Режим доступа: https://kras.mk.ru/article/2014/02/26/990303-vuzyi-otuchayut-ot-obrazovaniya.html
- Раицкая, Л.К. Дистанционное образование в США/ Л.К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО.– Москва: МГИМО, 2002. – №10. – С.147-155.
- Сайт Агентства труда и занятости населения Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rabota-enisey.ru
- Сайт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krasnoyarsk. mesi.ru/education/vishobr/online/
- Сайт Московского финансово-юридического университета[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Сайт Санкт-Петербургского университета управления и экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Сайт Томского государственного университета управления и радиоэлектроники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fdo.tusur.ru/ ?1001
- Сайт Юридического института СФУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ» author=»Зарипова Неля Шакуровна, Романюта Мария Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]