Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Тренд современного рынка труда – это «мультиспециалист», мотивированный на самообразование, стремящийся получить все новые профессиональные знания, навыки и умения. Это, в свою очередь, приводит к тому, что к процессу обучения начинают предъявляться новые требования, которые бы позволяли специалисту совмещать получение необходимого образования и работу.  В достижении этой цели одним из самых эффективных инструментов становится дистанционное образование. Однако при этом оно обладает определенной противоречивостью.

С одной стороны, одним из важнейших достоинств дистанционного обучения  называют его доступность:

— территориальную (возможность получения образования для граждан, проживающих в муниципальных образованиях, где отсутствуют высшие учебные заведения или отсутствует необходимая специальность);

— экономическую – стоимость обучения зачастую ниже стоимости традиционной очной формы. Стоимость заочной формы  обучения приблизительно равна стоимости дистанционной, однако, без учета транспортных и других затрат (Таблица 1)[6;7;8;9;10];

Таблица 1.

Сравнительный анализ стоимости обучения 1 семестра по специальности «Юриспруденция», 2014 год

Форма обучения, тыс. рублей

СФУ МЭСИ МФЮА СПбУУиЭ

ТУСУР

очная,  рублей 52 000 31 660 44 500 40 000 31685
заочная, рублей 30 000 18 375 22 500 26 000 18 000
дистанционная, тыс. рублей отсутствует 17 500 22 500 25 000 19 000

— социальную доступность (получение образования становиться более доступным для населения независимо от их возраста, состояния здоровья).

Но с другой стороны, сложившаяся в настоящий момент в России система дистанционного образования имеет определенные недостатки. Так, например, открытым остается вопрос о качестве дистанционного образования – насколько соответствуют профессиональные и личностные компетенции специалистов, обучавшихся дистанционно,  потребностям и ожиданиям, формирующимся на  рынке труда.

Для образовательных организаций внедрение дистанционного обучения становится еще одним источником дохода (по информации экспертов, на дистанционном обучении московские вузы ежегодно зарабатывают по пять-шесть миллиардов[3]). Во-первых, затраты на него значительно ниже, чем на традиционное обучение, а во-вторых, именно за счет снижения себестоимости  образовательной услуги, ее конечная стоимость на рынке образовательных услуг становится значительно ниже. А это является одним из критериев, на которые ориентируется потребитель при выборе как места, так и формы обучения. Так компания IBM разработала вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс преподавался в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. Были отмечены следующие преимущества: программа сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза — с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз [1].

Таким образом, рассматривая стандартное образовательное учреждение, оказывающее образовательные услуги дистанционного характера, стоит отметить, что направления подготовки зачастую соответствуют не  реальным потребностям  рынка труда определенного региона, а ориентируются на потребности потребителей. И если в идеале потребности потребителей и потребности рынка труда должны совпадать,  то в реальности они различаются. Так, стандартно предлагаются дистанционные образовательные программы по таким специальностям как финансы, менеджмент, бухгалтерский учет, юриспруденция и психология[6;7;8;9]. Данные направления пользуются популярностью среди абитуриентов уже на протяжении длительного времени, не смотря на тенденции современного рынка труда. Так, по информации Агентства труда и занятости населения Красноярского края в 2014 году большую часть составляли вакансии в сферах деятельности: строительство (18,4%), торговля (13,5%), сфера услуг (12,1%), сельского хозяйства 8,8% [5].

Следовательно, на выходе человек получает специальность, которая не востребована в настоящий момент, на которую на рынке труда существует переизбыток предложений, а не спроса. Таким образом, при совершенствовании системы дистанционного обучения целесообразно учитывать интересы не только  субъектов – образовательной организации и потребителей (специалистов, абитуриентов), но и работодателей.

Также в настоящее время в России считается, что качество дистанционного образования ниже качества традиционного образования,  то есть имидж такого образования не высок, что также сказывается на выпускниках при поиске ими работы и отношения к ним со стороны работодателей. В зарубежных странах отношение к дистанционному образованию совершенно другое. Так, в США насчитывается более 3 млн. слушателей и многие аналитики предсказывают дальнейший рост этого сектора рынка образовательных услуг[2]. Таким образом, одним из важнейших направлений по совершенствования системы дистанционного образования является работа по изменению восприятия такого образования, формирование в обществе  отношения к дистанционному образованию как к одному из эффективных способов постоянного самообразования, позволяющего совмещать рабочую и учебную деятельность, то есть знания и опыт.

Важный аспект дистанционного обучения – качество образования. Исследования, проведенные в США и Японии, показывают, что качество образования у студентов очной и дистанционной формы практически не отличается, а, соответственно, уровень знаний и квалификации соответствует стандартам высшей школы [4]. В оценку качества образования входит как  оценка качества конечного результата,  так и  качества процесса оказания образовательных услуг в соответствии с предъявляемыми требованиями всех заинтересованных субъектов. Оценка  качества процесса образовательных услуг представляет собой текущий контроль не только за студентами, но и за остальными субъектами образовательного процесса, то есть профессорско-преподавательским составом и соответствием преподаваемых дисциплин потребностям как клиента, так и рынка. При этом здесь не ставиться цель оценить профессиональные компетенции преподавателей, здесь предлагается оценка в первую очередь  их способности к организации преподавания своей дисциплины  наиболее эффективно через применение дистанционных технологий.

К тому же, студенты в большинстве своем в настоящее время не способны самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. В том числе из-за достаточно низкого уровня мотивации. С одной стороны, они понимают необходимость получения высшего образования, а с другой стороны, рассматривают процесс образования как принудительный, не имеющий, на их взгляд, практической основы.  Одной из ключевых проблем остается и проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. До сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает либо очную экзаменационную сессию, либо простую высылку готовых работ на почту преподавателя. При этом невозможно сказать, кто выполнял в реальности данную работу.  Также в обучающей программе невозможно отразить все возможные виды и вариации ошибок или затруднений обучаемого, не всегда при ответе на вопрос студент может  дать корректный и точный ответ, пояснить свою позицию, которая может быть верна, просто искажена в результате неудачного выражения мысли. Отчасти эти проблемы решаются с использованием современных информационных технологий, например, с установкой «прямого моста» между обучаемыми и преподавателями.

Таким образом, могут быть предложены следующие меры по совершенствованию дистанционного образования в России:

— разработка концепции по развитию дистанционного обучения в России, которая бы содержала основные направления развития системы дистанционного образования, необходимые факторы, которые необходимо учитывать  в каждом конкретном регионе при подготовке специалистов. То есть существует необходимость создать единый официальный документ, который бы регулировал деятельность высших учебных заведений в части предоставления услуг по дистанционному обучению;

— применение системного подхода. То есть организация дистанционного обучения должна рассматриваться как система, состоящая из взаимозависимых элементов, где каждый элемент обладает собственными характеристиками и требованиями, оказывает определенное влияние на процесс обучения, и тем самым, на конечный результат (Рисунок 1). Исходя из этой схемы, видно, например, что необходимо создавать тесную взаимосвязь между учреждениями, оказывающими услуги дистанционного обучения и работодателями в целях подготовки тех специалистов, которые в данный момент востребованы в том или ином регионе;

Рисунок 1. Блок-схема «Системный подход к получению качественной образовательной услуги»

— изменение учебно-методических материалов и применение других методов контроля и оценки знаний, отличных от используемых при очном обучении;

— применение профессиональных стандартов, на соответствие которым и должен оцениваться каждый специалист при получении документа об образовании.

Таким образом, при определенном подходе дистанционное обучение может стать качественным инструментом оказания образовательной услуги, который своевременно и с наименьшими потерями сможет отвечать на меняющиеся запросы рынков труда.

Список литературы:

  1. e-Learning сегодня: основные факторы успеха: междунар. конф., 26-27 мая 2004 г./Мур С.Э. – Режим доступа: B397EBDEFADF9047C3256E6300568B04/doc.html
  2. Голышева М.Д. E-Learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения/ М.Д. Голышева, А.В. Диденко, М. Власова//Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 4. – С.46-50.
  3. Рядчикова, Ю. Вузы отучают от образования [Электронный ресурс]/ Ю. Рядчикова // Московский комсомолец. Красноярск. – Режим доступа: https://kras.mk.ru/article/2014/02/26/990303-vuzyi-otuchayut-ot-obrazovaniya.html
  4. Раицкая, Л.К. Дистанционное образование в США/ Л.К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО.– Москва: МГИМО, 2002. – №10. – С.147-155.
  5. Сайт Агентства труда и занятости населения Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rabota-enisey.ru
  6. Сайт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krasnoyarsk. mesi.ru/education/vishobr/online/
  7. Сайт Московского финансово-юридического университета[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  8. Сайт Санкт-Петербургского университета управления и экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  9. Сайт Томского государственного университета управления и радиоэлектроники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fdo.tusur.ru/ ?1001
  10. Сайт Юридического института СФУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ» author=»Зарипова Неля Шакуровна, Романюта Мария Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found