Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование межкультурной толерантности — процесс сложный и продолжительный, который должен начинаться в период интенсивного социального становления личности — в период школьного обучения.

Межкультурные  отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействие народов в разных сферах — политике, культуре и т.д., в узком смысле- как межличностные отношения людей разных национальностей в разных сферах общения: семейно-бытового,  трудного, дружеского и других видах неформального общения.

Школа является одним из важнейших институтов воспитания. Поэтому именно на школу государство возлагает обязанность формирование толерантности школьников.

Формировать в человеке межкультурную толерантность, значит, формировать культуру межнационального общения,  под которой понимают:  совокупность специальных знаний и умений, которые помогут в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных этнических общностей,  позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [5, с.113].

Человеку с развитой культурой межнационального общения  присущи следующие черты личности:

Культура межнационального общения становится элементом образа         жизни и толерантного поведения личности под воздействием следующих факторов:

В документах ЮНЕСКО и на их основе разрабатываемых российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы- от детского сада до институтов повышения квалификации. Рекомендуется использовать следующие пути:

Согласно теории В.С. Кукушина, готовность к межкультурному  взаимодействию, общению и толерантному отношению формируется в процессе длительной подготовки, включающей этапы:

Из сказанного можно сделать вывод, что общение учащихся с представителями разных национальностей при определенных условиях будет способствовать формированию позитивных межэтнических установок, целостного видения мира, способствовать совершенствованию коммуникативной функции интеллекта, воспитанию толерантности.

         Поскольку воспитание на сегодняшний день является одной из самых важных функций образования как социального института, на первый план выступает изучение педагогом системы межличностных отношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе. Воспитание должно стремиться  приводить в соответствие нормы и формы общения представителей разных национальностей. В процессе сплочения коллектива педагог обязан постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы и братства между представителями различных этнических общностей.

Важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения [3, с. 41].

Любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает культурные ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой. Именно поэтому поликультурное образование, толерантное отношение должно выработать позитивные межэтнические  установки подрастающего поколения, общую компетенцию учащихся по вопросам культурных особенностей различных стран, помочь осознать  свое место и место своего народа в рамках современной глобализации.

Воспитание толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам, будет способствовать культурологический подход, поскольку он рассматривает образование как важнейший компонент культуры, как средство формирование ключевых компетенций школьников, путь достижения высокой цели- становления личности  как носителя и творца культуры. Культурологический подход предполагает формирование и функционирование «культуры» через традиции, обычаи, творчество. Он ориентирует на освоение наследия человеческой цивилизации через интеграцию общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе обучения. В рамках этого подхода, структура, основные идеи и цели учебной программы изменяются так, чтобы все изучаемые понятия, события, вопросы в образовательном процессе проходили под углом зрения опыта и целей расовых, этнических и культурных групп. В рамах данного похода необходимо ориентироваться на принципы:

— культуросообразность (способность образования выражать суть культуры, ее динамику, создавать условия для культурного самоопределения и идентификации ученика);

— продуктивность (способность выразить творческую сущность культуры, создать условия для творческой практической деятельности ученика);

— мультикультурность (способность выразить многообразие и разнообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов культур).

— принцип диалога культур (овладение школьниками диалогическим познанием действительности).

Данные принципы должны отражаться в содержании, формах и методах образования и целью образования является: научить каждого растущего и взрослеющего человека уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении и взаимодействовать с другими, отличными от нее культурами [2 с. 36].

Немаловажную роль в воспитании толерантности школьников имеет коммуникационно- диалогический подход: установление взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых, равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых результатов. Коммуникация выступает здесь как равноправный диалог, успех в котором достижим при условиях, если учтены цели и интересы всех сторон и сохранен паритет и уважение друг к другу.

Одним из важных является деятельностный подход, который углубляет личностно-ориентированный  подход.  Деятельность представляет собой форму существования человека, средство, которое связывает его с окружающей природой, миром предметов и людей. Именно в  деятельности формируется мотивационно-потребностная сфера ребенка, система его отношений, его личность.

Теоретический анализ методологических подходов к формированию толерантного поведения дал нам возможность сделать следующий вывод: формирование межэтнической толерантности лишь тогда займет свое достойное место в формировании личности, когда будет четко определено соотношение этого процесса с образовательными и воспитательными направлениями работы.

В связи с этим в образовательном процессе, прежде всего, должны решаться следующие задачи по формированию толерантности школьников:

— воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, Родину;

— формировать уважительное и терпимое отношение к представителям разных национальностей;

— обогащать знания школьников о многообразии культурных ценностей и их значимости;

— формировать восприимчивость к нуждам других народов;

— воспитывать чувство взаимопомощи;

-способствовать формированию первоначальных навыков общения с представителями разных национальностей, умению пользоваться ими в своей практической деятельности.

Поставленные задачи возможно решить, используя следующие условия и средства:

— включение в содержание в уроки  гуманитарного цикла знаний об особенностях культуры и народа-носителя;

— использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей;

— включение школьников в  общественно- полезную, творческую мультикультурную деятельность;

— использование заданий с различными ситуациями нравственного характера в учебно-воспитательном процессе;

— использование сюжетно-ролевых игр, в ходе которых школьники должны будут приспосабливаться к особенностям действий друг друга;

— привлечение к организации работы по формированию толерантности родителей учащихся.

Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что формирование межкультурного общения в общеобразовательной среде — это учебно-воспитательной процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающее приобретение обучающимися ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. Развитие системы образования должно происходить с учетом, как культурных национальных особенностей, так и тех изменений, которые происходят в развитии общества.

Межкультурное  общение в полиэтнической среде возможно лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на уровень   межкультурного  общения.

Список литературы

  1. Аракелян О.В. Поликультурное образование и этнопсихологияТекст. / О.В. Аракелян, А.Н. Бабилаев М.: Грааль, 2002 — 187 с.
  2. Братченко С.Л. Толерантность как норма образовательной и гуманитарной экспертизы Текст. / С.Л. Братченко // Век толерантности.- 2002.
  3. Выготский Л.С.История развития высших психических функций Текст. : В 6 т. / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1982- 1983.-Т.2- 504 е.; Т.З- 365 с.
  4. Куранов М. О гармонии национального и интеранционалыюго Текст. / М. Куранов // Педагогика.-1991.- № 9 с. 24-26.
  5. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики Текст. / В.Д. Шадриков.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993,-181 с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Данная статья посвящена проблеме формирования межкультурной толерантности в теории и практике образования. Отмечается, что наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является школьный возраст, когда формируется этническая идентичность. » author=»Макова Людмила Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found