Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОВЕСТИ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Перспективы развития нашего общества зависят от интеллектуального, культурного и духовно-нравственного развития молодежи. Духовно-нравственное развитие молодежи, а в частности студенчества (как наиболее ее передовая часть), напрямую связано с таким понятием морального сознания как совестью. В энциклопедическом словаре совесть есть  «выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать для себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков» [8].

В своем исследовании О.В. Есева на основе анализа философской, религиозной, художественной, психолого-педагогической литературы уточняет  содержание понятия «совесть» как  механизм  регуляции поведения человека в определенных жизненных ситуациях, способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения [2].

Богослов Г.И. Шиманский пишет, что в жизни человека совесть имеет огромное значение. Цель жизни человека на земле – Богоподобие и Богообщение (Мф. 5:48). Чтобы достигнуть такого состояния, надо вести борьбу с трудностями и проблемами, как в личной жизни, так и в учебной деятельности. Добиться положительных результатов и победить в этой борьбе поможет совесть, которая постоянно будет указывать нам на правильность наших действий. Как известно, каждый человек по своей природе имеет способность ощущать в душе довольство или недовольство своими поступками, так как существует внутренний закон, который с помощью совести показывает человеку качественный результат его действий. Господь в помощь людям дал Свой Божественный откровенный закон. Как отмечает автор,  это и есть естественный нравственный закон, который начертан в сердцах людей. Под этим естественным законом разумеются осознанные умом правила внутреннего и внешнего поведения человека. Правила эти предписывают, что можно делать, а чего надо избегать. На различие между добром и злом указывает нам наш «голос совести», он по евангельски ясен и отвечает: да-да и нет-нет. Это подтверждается в священном Писании: «…дело закона написано у нас в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли, то извиняющие, то оправдывающие одна другую [Рим. 2: 14-15]. Святые отцы (Святой Иоанн Златоуст, Святой Исидор Пелусиот и другие) говорят о том, что сам человек носит в себе точный и неповрежденный критерий добродетелей. Этот неписанный закон переходит из поколения в поколение и становится источником писанных законов [11].

В соответствии со святоотеческими представлениями, совесть сравнивается с вектором, указывающим человеку духовный путь,  нравственным указателем для самосовершенствования и самопознания. Следование голосу совести как нравственному указателю духовного пути, по мнению религиозного философа И.А. Ильина, является значимой характеристикой духовной личности. Совесть есть один из даров Божиих, который раскрывается в нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности. Для И.А. Ильина совесть – одно из самых духовно сильных побуждений человека. Он связывает его с действием и раскрытием духовного начала в человеке, рассматривает его в связи с чувством ответственности и справедливости. Современное человечество разучилось переживать совестный акт и ограждает себя от голоса совести. Так, если совесть угасает, то ослабевают чувства долга и верности, расшатывается дисциплина. Человек, принципиально отрицающий возможность отличать «добро» от «зла», тем самым загораживает себе доступ к духовной культуре. Даже если голос совести и не всегда побуждает нас следовать по пути добра, то он может научить нас различать добро и зло [3].

Таким образом, можно сказать, что  глубокое понимание содержания совести отражается в том, что совесть связана с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед другими. Великие отцы и учителя Церкви описывали различным образом, как совесть сопровождала человека на всех путях его жизни. В схеме 1 в свернутом виде представлены высказывания отцов  и учителей  Церкви о понятии «совесть».

                                                                                                    Схема 1.

Понятие «совесть » в святоотеческой литературе

Совесть

Святитель Иоанн Златоуст

 

  Святитель Григорий Богослов

 

Совесть наш руководитель и не умолкающий в нас обличитель

 

 

  Совесть есть «домашнее и неложное судилище»

 

 

     
Преподобный Нил Синайский

 

  Святитель Тихон Задонский

 

Совесть – свидетельница дел наших

 

 

  Совесть – закон естественный и природный

 

     
Преподобный Марк подвижник

 

  Схиигумен Савва

 

Совесть – естественная книга велений Божиих

 

  Совесть – есть зеркало, в котором отражены все пороки

 

 ( см.: священномученик Сергей (Мечёв) [7] ).

У  разных людей совесть развита в разной степени,  в  человеке это чувство совершенствуется  воспитанием. На проявление чувства совести у детей в качестве закона оказывают сильное влияние нравственный характер взрослых (в нашем случае педагогов) и их духовное устроение. А также окружающая среда в целом с ее обычаями и характером религиозных мировоззрений.

Здесь необходимо обратить внимание на  варианты искажения совести в ее действиях. Описывая различные состояния совести Г.И. Шиманский пишет, что в первую очередь, совесть указывает  нам, что требует от нас воля Божия, какие качества личности педагог должен развивать у своих подопечных. Так в следствии искажении совести,  основные добродетели и положительные качества личности (красота души человеческой) могут представляться превратно. Например, скупость может считаться бережливостью, расточительность — щедростью, гнев — чувством благородного негодования, жестокость как ревность по правде, хитрость — благоразумием,  гордость —  чувством собственного достоинства. Если педагог с такими понятиями, с такого рода погрешающей совестью находятся рядом с обучающимися, то не удивительно, что они эти правила примут за образец поведения. Тогда добродетельные поступки других будут осуждаться чувством собственной совести [11].

Таким образом, получается наличие признака  искажения совести как уклонения суда от себя на других. Нередко так незаметно человек доходит до состояния бессовестности и опустошения нравственного чувства. Человек бессовестный (в смысле заглушения ее голоса) есть самый страшный для других и несчастный для себя.

В душеполезных наставлениях известного старца схиигумена  Саввы (Остапенко) находим указание на сохранение чистоты совести:  «От неё никуда не уйдешь, нигде не скроешься – она везде с нами, все видит, все: не только дела, но и мысли и намерения наши – знает; для неё нет ничего тайного, у неё и ночь и день – как день. Вот какой чудный страж поставлен над человеком от Творца»  [9, с. 159].

Следовательно, если человек добивается каких-либо результатов в профессиональной деятельности не честным путем, тогда он поступает против своей совести и  оскверняет свою душу. В таком случае,  педагогу стоит задуматься, что важнее развивать у студентов  профессиональные или личностные качества. Чтобы правильно поступать в жизни, необходимо  научиться разумно сочетать в себе эти два компонента личности, прислушиваясь к голосу совести. Особое внимание нужно обращать на сохранение чистоты совести воспитанников.

В поучении преподобного Аввы Дорофея также содержатся указание на хранение чистоты совести. Надо хранить совесть нашу пока мы находимся в этом мире, не допуская того, чтобы она нас обличала в каком-либо деле. Рассматривая условия нравственности и развития чувства совести, автор указывает на характер острого переживания (угрызение совести), которое ведет за собой раскаяние и отсечение усвоенных ранее способов поведения. В таком случае человек способен к перерождению и поднятию на более высокую ступень совершенства. Итак, необходимо внимать себе всегда и охранять себя от всего этого. А хранение совести многоразлично, но основные из них: в отношении к Богу, к себе самому, к ближним и ко всем вещам [1].

Пример хранение совести к вещам непосредственно  связан с  дизайном, с его воспитательной функцией. Спецификой дизайна является выражение сущности проектируемой вещи, ее направленности на потребителя с учетом их ценностных идеалов. В.Ю. Медведев пишет, что  дизайнер моделирует позицию и мир будущих потребителей проектируемого объекта. Поэтому от того, каких взглядов придерживается дизайнер, какие он исповедует идеалы, во многом зависит и ценностное ориентирование массового потребителя (воспринимающего вещи). Дизайнеры должны осознавать ответственность своей профессии, которая призвана участвовать в формировании духовной культуры общества. И ради коммерческого успеха и получения прибыли, согласно голосу совести, не использовать привычные для людей модные стереотипы, порождаемые массовой культурой. Это приводит к пошлости, цинизму, к утрате дизайнером роли воспитателя эстетического вкуса потребителей в массовой культуре [6].

Здесь уместно указание философа С.А. Левицкого на два рода совести: разоблачающую (осуждающая нас за уже совершенное зло) и  предостерегающую нас от совершения зла в будущем.  Первая форма совести призывает наше «Я» к раскаянию, а вторая — к преображению злой воли. Автор дает краткий анализ природы совести [4].

 На основе этого анализа составлена следующая таблица 1.

                                                                                                 Таблица  1.

Характерные черты понятия «совесть»

Характерные черты совести

Содержание понятия

1 Бескорыстный характер Совесть не преследует никаких практических интересов. Совесть есть как бы посредник между абсолютными  ценностями  и человеческой личностью
2 Голос совести говорит не всегда, но совесть  всегда регистрирует все наши поступки и мотивы Благодаря совести мы все втайне знаем степень нашего морального несовершенства, хотя скрываем от других и от себя это потаенное знание

 

3 Совесть говорит не от имени «Я», а обращаясь к «Я». Наше «Я» — лишь восприемник, а не творец голоса совести. Она характеризуется своеобразной «данностью сверху». Мы можем заглушать голос совести, но не изменять его
4 Совесть осуждает нас не за сами поступки, а за характер мотива, из которого они вытекают Она осуждает не сам поступок, а его первопричину: направленность нашего «Я» на низшие или отрицательные ценности
5 Совесть разоблачает зло (говорит, чего не нужно делать), но не указывает прямо путь добра Вознесение души к добру предполагает уже ответную реакцию нашего «Я» на голос совести

Представленный выше анализ природы совести показывает,  что свое наиболее глубинно-непосредственное выражение моральный закон находит в голосе совести. Можно сказать, что сама совесть обладает непосредственно интуицией добра,  и в  обычных ситуациях можно рационально обосновать это чувство.

Совершенное же опознание совести в земных условиях, по мнению русского религиозного мыслителя Н.О. Лосского,  невозможно. Основа совести как индивидуальная нормативная идея есть очень глубинное и далекое чувство. Поэтому при исполнении требований справедливости морали, возможны ошибки знания. Задача педагога в процессе  духовно-нравственного развития молодежи,  на первое место надо ставить расширение опыта как интеллектуального (знания бытия) так и опыта чувства и воли. Средством для развития этого опыта чувства может служить искусство как творческая деятельность, основанное на высоких ценностях. И тогда  обучающиеся в процессе художественной  деятельности будут вживаться в новую область бытия, божественная природа совестного акта будет сочетаться с глубиной творческого этапа создания духовного образа.  В итоге искусство перестает  для них  быть средством, а становится также целью само по себе. Это происходит в связи с эмоциональным переживанием данной ценности, которая и содействует развитию нравственности с присущей ей чувства совести [5].

Возникает вопрос, как устроить образовательный процесс, чтобы он благоприятствовал новой, требуемой совестью и желаемой сердцем жизни. Познать способы воспитания помогают  поучения христианского писателя и богослова  святителя Феофана Затворника. Рассуждая о духовном развитии  личности, он отмечает, что человек растет на поле жизни нашей подобно дереву. А чтобы познать способ развития в человеке доброго, необходимо сравнивать со способами, употребляемыми при развитии деревьев. В процессе роста деревья  прикрывают от неблагоприятных внешних действий, поливают, обрезают лишние ветви [10].

Подобное необходимо выполнять и в жизни духовной. В условиях образовательных учреждений  создавать благоприятные внешние условия для обучения, воспитывать молодежь на основе этических и нравственных нормах, развивать у них способность собственного рассуждения и духовного опыта в процессе творческой деятельности.

На основе выше сказанного можно сказать, что совесть является главною силою, побуждающая человека к нравственному поведению в профессиональной деятельности.  Поэтому там, где чувство совести не развивается воспитанием, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, появляется безразличие к результату труда и творчества, исчезает из жизни ответственность. Необходимо испытывать в душе не только неодобрительные проявления совести, но допускать ее к положительным творческим проявлениям. Через указание на такие внушения и наставления можно кратким путем прийти к духовному совершенству в  обучении.

В результате проведенного анализа специальной литературы по исследуемой  проблеме  были сделаны следующие выводы:

  1. В жизни человека совесть имеет великое значение. Совесть человека, есть средство и критерий духовно-нравственного развития человека. Она содействует главной цели жизни человека на земле. Эта цель – Богоподобие и Богообщение. Чтобы достигнуть такого состояния, надо много трудиться над совершенствованием своего внутреннего состояния. В этом нам поможет совесть, которая постоянно будет указывать нам на правильность наших действий.
  2. Если совесть исправлена в своих действиях в человеке, то она может помочь выполнить ему свое призвание. Это возможно только, если человек сам обращается за помощью к Богу. И тогда искаженная совесть вразумляется, очищается, ей возвращается первоначальная сила.
  3. От педагога зависит процесс развития чувства совести у воспитанников, которая есть один из вернейших путей к внутренней духовной свободе. Величайшая мудрость необходима педагогу для развития у молодежи духовности. Много помогает нам слышимый в душе голос совести, который предупреждает или указывает на неисправные наши действия и чувства.
  4. Совесть выступает как духовный критерий художественного творчества. Средством для развития чувства совести может служить дизайн как проектно-творческая деятельность, основанная на высоких ценностях. Дизайн является феноменом культуры, который связывает материальное с духовным на основе художественного. Необходимо внимать совести в нашем профессиональном делании, хранить ее в  чистоте путем самоиспытания и бдительности, а также испытывать совесть, уясняя себе все допущенные неправедные поступки.
  5. Анализ понятия «совесть» в святоотеческой и специальной литературе позволяет рассматривать развития личности в принятии ею ответственности в процессе творческой художественной деятельности в соответствии с голосом совести. В процессе творческого этапа создания художественного образа обращение к высшим духовным смыслам, к нашей совести поможет дать студентам внутреннее примирение инстинкта и духа, радость профессионального служения, обретение «совестной цельности» души.  По состоянию личности студенчества в значительно мере можно судить о состоянии человеческого потенциала будущей России.

Список литературы:

  1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. – М.: Светлый Берег, 2008 – 287 с.
  2. Есева О. В. Воспитание чувства совести у старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 190 с.
  3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – Харьков.: Изд- во Белорусского Экзархата, 2012. – 928 с.
  4. Левицкий С.А. Трагедия свободы. – Мн.: Изд- во Белорусского Экзархата, 2011. – 480 с.
  5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики – Мн.: Изд-во Белорусского экзархата, 2011. – 528 с.
  6. Медведев В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: учеб.пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: СПГУТД, 2004. – 108 с.
  7. Священномученик Сергей (Мечёв). К исповедникам // Путь покаяния. Беседы перед исповедью / под ред. Т.В. Петровой. – М.: Даниловский благовестник, 2010. – 832 с.
  8. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 1632 с.
  9. Схиигумен Савва (Остапенко). Бисер духовный. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления. – М.: Ковчег, 2014. – 481 с.
  10. Феофан Затворник, святитель. Внутренняя жизнь. – М.: Отчий дом, 2010, – 192 с.
  11. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Общество любителей православной литературы. – К.: Изд- во им. Святителя Льва, папы Римского, 2007. – 680 с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОВЕСТИ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ» author=»Шатохина Надежда Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found