Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в его принципах. Принцип обучения — это «первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету»[2, с.139]. Принципы обучения раскрывают теоретические подходы к построению учебного процесса, определяют позиции и установки для его оптимизации.

Для построения эффективной системы обучения иероглифическому письму необходим учет и применение в практике преподавания широкого диапазона дидактических, обще- и частно-методических принципов, лежащих в основе современных подходов методики обучения иностранным языкам.

К принципам, непосредственно влияющим на процесс формирования навыков и умений письма необходимо отнести:

Рассмотрим, какую роль в обучении иероглифическому письму китайского языка играет каждый из вышеуказанных принципов.

В методике обучения иероглифическому письму одним из важных общедидактических принципов является принцип сознательности. Данный принцип получил свое обоснование в рамках сознательно-сопоставительного метода [4]. Сущность принципа сознательности состоит в том, что учащиеся осознают осваиваемые действия и операции с языковым материалом. В цели обучения китайскому иероглифическому письму включается формирование навыков письма на китайском языке, обучение основным единицам иероглифического письма (черта, графема). Таким образом, учебный процесс предполагает осуществление аналитико-синтетических операций по классификации и категоризации иероглифического материала. Учащиеся должны сознательно определять структуру иероглифического знака и создавать логические связи между различными иероглифами.

Логические связи лежат в основе мыслительной деятельности. Характеризуя развитие  мышления, И.П. Павлов писал: «Мышление до известного пункта ничего другого не представляет как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций, значит каждая маленькая, первая ассоциация — это есть момент рождения мысли» [5,с.585]. Сознательное, осмысленное изучение иероглифического материала предполагает установление широких связей: иероглифы заучиваются не механически, а сознательно, с пониманием каждого знака, его генезиса, связи формы со значением слова и т.д.

Принцип сознательности получает новое звучание в принципе когнитивной направленности процесса обучения (Н. Д. Гальскова, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова и др.). Суть принципа когнитивной направленности процесса обучения заключается в решении таких проблем, как восприятие, познание, обработка, структурирование, сохранение, выведение и использование знаний. А. В. Щепилова отмечает, что «оптимальная организация учебного процесса на этапе осознания нового должна совпадать с естественным путем познания, свойственным психике человека»[8, с. 5]. При естественном изучении языка «познание движется от наблюдений за функционированием языка к анализу лингвистических элементов (от целого к структуре)»[8, с. 5]. Таким образом, принцип когнитивной направленности процесса обучения иероглифическому письму реализовывается за счет формирования у учащихся системы соответствующих знаний, эффективного использования познавательных стратегий (мнемических, когнитивных, компенсаторных, метакогнитивных, социально-аффективных), а также развития мыслительных и интеллектуальных способностей учащихся.

Важное значение в организации процесса обучения иероглифическому письму имеет принцип наглядности. Его необходимость обосновывается «диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания» [9,с.233]. В соответствии с принципом наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. По мнению Е. И. Пассова, целью применения изобразительных смысловых опор является активизация необходимых ассоциаций между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания [6] В методике обучения китайскому иероглифическому письму языковая наглядность может быть представлена в виде особой, концентрической организации иероглифического материала в иероглифические «кластеры». Кластер (от англ. cluster — пучок, гроздь) — это совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу [7]. Основным условием объединения определенных иероглифических знаков в кластеры является наличие у них некоторого признака, который позволяет проследить взаимосвязь между ними. Иероглифический кластер может быть построен на основе графической формы, звукобуквенного стандарта или семантического значения. В качестве иллюстрации приводится иероглифический кластер «Человек», построенный на графическом компоненте 人 «человек» (рис.1).

Рисунок 1. Иероглифический кластер «Человек»

Следует отметить, что концентрическая организация материала позволяет выявлять системные связи между иероглифическими знаками, а также предоставляет возможность анализировать и синтезировать изученный иероглифический материал.

Реализация принципа системности в организации процесса обучения иероглифическому письму предполагает формирование в сознании учащихся представления об изучаемом языке как о целостной системе, состоящей из набора элементов и правил их употребления. Наибольшую трудность в изучении иероглифики представляет сложная графическая форма. «Если бы в каждый из десятков тысяч иероглифов входили все новые черты, — пишет профессор В.П. Васильев, — то, конечно, нечего было бы и толковать о каком-нибудь систематизировании; каждый иероглиф должен бы быть изучаем сам в себе или сам по себе»[1,c.3]. Однако иероглифический знак представляет собой структурную организацию, включающую ряд элементов (черта, графема), присущих всей системе иероглифической письменности. Это позволяет установить особенности, характеризующие всю графическую систему иероглифической письменности.

Необходимо отметить, что в процессе обучения важно развивать у учащихся иероглифическое «чутье», которое основывается на «причинно-следственной связи трех составляющих иероглифа (звучания, написания, значения) и их составных элементов, то есть анализа и синтеза внутренней структуры, формы, сочетаемости каждого составного элемента» иероглифического знака[3, с.123].

Особое место в обучении иероглифическому письму занимает методический принцип поэтапного формирования навыков и умений письма. Суть данного принципа заключается в том, что обучение иностранному языку должно строиться поэтапно, от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности.

В процессе обучения навыкам китайского иероглифического письма можно выделить следующие этапы: ознакомление с новым иероглифическим материалом, тренировка в использовании материала и применение материала в новых условиях.

На этапе ознакомления с новым иероглифическим материалом происходит восприятие и распознавание иероглифических знаков, формируются знания об основных и производных чертах иероглифического письма, об основных графемах, компонентах и аспектах иероглифической системы. Детально изучается композиционная структура иероглифических знаков, правила каллиграфии, порядок начертания.

На этапе тренировки в использовании материала происходит воспроизведение изученных черт, графем, иероглифических знаков: осуществляются операции по актуализации различных компонентов и аспектов иероглифов, выбор графических компонентов для записи иероглифических знаков. На данном этапе формируются графические, каллиграфические и орфографические навыки письма.

На этапе применения иероглифического материала в новых условиях осуществляется совершенствование навыков письма, интегрируются полученные учащимися декларативные и процедурные знания.

В целом, поэтапность формирования навыков и умений письма должна обеспечивать, с одной стороны, его доступность для всех обучающихся, с другой — усиливать его результативность.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что грамотное сочетание и реализация данных принципов в практике обучения будет обеспечивать успешное формирование навыков и умений иероглифического письма.

Список литературы:

  1. Васильев В.П. Анализ китайских иероглифов. Спб., изд. 2-е, ч.1, 1898. — 110с.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336с.
  3. Масловец О.А. Методика обучения китайскому языку в средней школе. М.: Восточная книга, 2012. — 184с.
  4. Миролюбов А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам. – М., 1998. — 54с.
  5. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед / отв. ред. акад. Л.А. Орбели. Т.2. — М.-Л.: Изд. Акад. наук СССР, 1949. — 627с.
  6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. — М.: Русский язык, 1989. — 276с.
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. ИНФРА-М, 2011. — 512с.
  8. Щепилова А. В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2. — С. 4–11.
  9. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. — 746с.[schema type=»book» name=»ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА» description=»Статья посвящена методике обучения китайскому иероглифическому письму. В статье рассматриваются основные принципы обучения, включающие дидактические, общие и частные методические принципы, а также предлагаются рекомендации по организации учебного процесса. » author=»Лагер Нелли Борисовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found