Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-БАКАЛАВРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (бакалавр) на основе компетентностного подхода наметило перспективные тенденции к применению интерактивных образовательных технологий в процессе подготовки педагогов-бакалавров музыкального профиля.

Реализация компетентностного подхода при организации процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВПО должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, удельный вес которых должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий (6, с. 15).

В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализации интерактивного обучения, рассматриваются подходы, способствующие разработке теории интерактивного обучения (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, М. В. Кларин, М. В. Коротков, В. В. Сериков, Т. С. Панина, Г. С. Харханов и др.).

Слово «интерактив» пришло к нам из английского «interact», которое в переводе означает «inter» – «взаимный», «act» – действовать. Следовательно, интерактивный – значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо [1].

Интерактивное обучение, согласно педагогическому словарю, рассматривается как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [4, с.157].

Т. С. Панина «интерактивное обучение» рассматривает как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» [3].

И. Б. Кондратенко утверждает, что «интерактивное обучение есть система форм, методов, средств педагогического взаимодействия, основанная на активизации субъектного опыта будущего учителя и включения его в активную познавательную и коммуникативную деятельность по решению учебных и профессиональных задач» [2, с. 157].

Суть интерактивного обучения, как отмечает И. В. Плаксина, заключается в том, что в процесс познания оказываются вовлеченными практически все обучающиеся, которые имеют возможность обмениваться информацией, моделировать ситуации, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. При этом учебный процесс проходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать новые знания, развивать познавательную деятельность обучающихся [5, с. 20].

Преподаватель при интерактивном обучении нацеливает студентов на проявление собственной творческой деятельности в ходе занятия, выступает в качестве помощника, создает условия для проявления собственной инициативы и творчества обучающихся. Т. С. Панина утверждает, что «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину» [3, с. 74]. При этом осуществляется постоянная смена таких методов интерактивного обучения, как: ролевые и деловые игры, круглый стол, дебаты и  учебные групповые дискуссии, тренинги, мозговой штурм (мозговая атака, брейн-сторм), интерактивные экскурсии, проведение видеоконференций, использование кейс-технологий или case-study (анализ определенных ситуаций), фокус-группа (анализ конкретных, практических ситуаций),  мастер-класс, работы в малых группах, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, презентации, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки» и др.

Согласно ФГОС ВПО и учебным планам направления подготовки бакалавра «Педагогическое образование», профиль «Музыка» одной из базовых учебных дисциплин профессионального цикла является дисциплина «Музыкальная педагогика». В процессе изучения данной дисциплины интерактивные технологии, на которые отводится 36 час., не заменяют лекционный материал, а способствуют его лучшему усвоению, а также стимулируют умение студентов мыслить, самостоятельно решать познавательные и практические задачи. Рассмотрим некоторые из них.

К числу интерактивных методов обучения относятся различные виды интерактивных лекций, которые объединяют в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры.

Так, проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. На подобных лекциях происходит диалог преподавателя и студентов, которые активно привлекаются к обсуждению, поиску тех или иных вариантов решения.

Другой вид интерактивных лекций – лекция-визуализация, которую желательно использовать на этапе введения студентов в новый раздел или тему. На таких лекциях студенты учатся преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Обучающимся можно предложить подготовить наглядный материал в виде схем, рисунков и т.п., которые необходимо использовать на данной лекции.

В целях углубленного и систематизированного изучения наиболее важных и типичных для будущей профессиональной деятельности педагогических ситуаций также целесообразно проводить различные виды интерактивных семинаров.

Семинар-дискуссия проходит в форме научной дискуссии. Здесь упор делается на инициативу студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Важно, чтобы источники информации были разнообразными, представляли различные точки зрения на проблему, а дискуссия всегда направлялась преподавателем.

В ходе семинара «чистая страница» каждому студенту предлагается на листе бумаги с указанием своей фамилии сформулировать вопросы, замечания и дополнения к высказываниям оппонентов. Тот, кто сдает преподавателю незаполненный лист, считается неподготовленным к занятию и обязан сдать эту тему персонально преподавателю. Это повышает ответственность и активность всех обучаемых.

Перед началом изучения новой темы, например, «Музыкально-педагогическое общение», также можно использовать другой интерактивный прием «Эффективное общение», после выполнения которого студенты должны сформулировать тему урока.

После того, как студенты разделятся на группы по 4-5 человек, они начинают обсуждать следующие вопросы:

  1. Как Вы думаете, что такое общение?
  2. Что значит для Вас уметь общаться?
  3. Есть ли какие-то особенности профессионального общения?
  4. Каковы особенности музыкально-педагогического общения?
  5. В чем трудности музыкально-педагогического общения?

В конце задания проводится коллективное обсуждение. Все ответы обобщаются, формулируется тема лекции.

Усвоение учебного материала можно проверить с помощью интерактивного приема «Кроссворд». Студентам предлагается самостоятельно в домашних условиях составить кроссворды по всем изученным темам учебного курса. Такие кроссворды могут быть различными по степени сложности в зависимости от количества использованных понятий, от учета симметричности их расположения и т.п. По тематике они могут быть узкотематическими (все слова посвящены одной теме) и посвященными какой-то широкой проблеме, со случайным набором слов из любых областей знаний.

Составление и заполнение кроссвордов способствует повторению материалов лекций, требует от студентов умений и навыков обращения со справочной литературой, развивает формально-логическое и творческое мышление, все виды памяти, эрудицию.

Также интересен, на наш взгляд, интерактивный экспресс-прием «Ассоциации», который можно использовать в начале или в конце урока для повторения пройденного материала. Студентам предлагаются слова, например, «объект», «принцип», «мастерство» и т.д. Их задача рассказать, какие ассоциации у них возникли, услышав данные термины: каждый из студентов рассказывает то, что знает. Следовательно, данный прием способствует активизации познавательной активности студентов.

Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки педагогов-бакалавров музыкального профиля в педагогическом вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода.

Литература

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. Н. Двуличанская // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.https://technomag.edu.ru/doc/172651.html
  2. Кондратенко И. Б. Формирование общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.08 / И. Б. Кондратенко. – Йошкар-Ола, 2014. – 203 с.
  3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  5. Плаксина И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. Пособие / И. В. Плаксина. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // [Электронный ресурс] / Режим доступа: fgosvpo.ru/.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-БАКАЛАВРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ» author=»Иванова Светлана Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found