Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕТОВ ДЛЯ ИГРЫ В ХОККЕЙ С МЯЧОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Процесс начальной подготовки количественных и качественных спортивных показателей юных хоккеистов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, и в нем закономерно находят свое отражение общие педагогические принципы.

На подготовку спортивного резерва хоккеистов распространяются и общие принципы соревновательной деятельности спортсменов в хоккее на траве. В тот же период, на этапе начальной подготовки эти принципы приобретают свое характерное содержание, обусловленное особенностями возрастного развития детей [13, с.22].

Поэтому, В. П. Губа [4, с.108], В. А. Друзь [8, с. 95] и Е. В. Федотова [25, с. 58], приступая к разработке динамики и структурных показателей соревновательной деятельности юных хоккеистов, определяют стратегии, нормированию тренировочных и соревновательных нагрузок на отдельных ее этапах, необходимо тщательно учитывать возрастные закономерности развития отдельных функциональных систем и организма в целом.

В исследованиях Р. Н. Дорохова [7, с. 86], В. М. Костюкевича [10], Е. В. Федотова [25, с. 58] и др. доказано,  что регулярные занятия спортом, хотя и не несут принципиальных трансформаций в важнейшие закономерности процесса роста и формирования организма. Но эти же процессы оказывают существенное стимулирующее действие, за счет чего происходит существенные модификации основных параметров телосложения юных спортсменов на начальном этапе подготовки [6, с. 46].

В работах А. А. Гужаловский [5, с. 24], Ж. Л. Козина, З. И. Кузнецовой [11, с. 7-9] и др., отмечают индивидуализацию подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Определено, что более быстрый, полный и устойчивый эффект обучения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в индивидуальном подходе к подготовке будущих хоккеистов. Поэтому Е. В. Федотова [25, с. 58] считает, что процесс начальной спортивной подготовки будет более эффективным, если преимущественная направленность тренировочного процесса на отдельных этапах определяется с учетом данных о периодах наибольшего естественного прироста в развитии двигательных качеств и функциональных возможностей организма юных спортсменов.

Проблемам начальной подготовки, и начала спортивной специализации уделяется большое внимание в работах С. В. Брянкина [1, с. 55], В. П. Губа [3, с. 32-33], В. А. Лапицкого, И. И. Переверзина [21, с. 65], В. И. Шапошникова [27, с. 156] и др.

Хоккей с мячом как вид спорта развивается, методы совершенствуются, соревновательная деятельность играков осложняется. Важно как отмечают А. А. Гужаловский [5, с. 24], З. И. Кузнецова [12, с. 216-218], А. А. Маркосян [16, с. 57], B. C. Фарфель [24, с. 27-30] и J. Bales [29], не упустить время, необходимое для достижения высот спортивного мастерства, и использовать возрастные периоды развития организма. Это особенно легко поддается тренирующим воздействиям, отвечая на них быстрым прогрессированием двигательных способностей. Но И. Г. Озолин [14, с. 24], В. П. Филин [26, с. 252], К. Titel [30, с. 290]считают, что необходимо избежать чрезмерно узкой специализации, которая хотя и дает в ближайшие годы быстрый прирост спортивных результатов, но в итоге оказывается малоперспективной.

Требования, предъявляемые в современном спорте к спортивной подготовке, заставляют тренеров держать руку на пульсе. Разработанные системы специальных тестов и показателей Л. П. Матвеевым [17, с. 32], К. Г. Молчиниколовым, Я. М. Теплов [22, с. 10-20] и др., для выявления задатков успешных занятий тем или иным видом спорта еще до конца не сложилась. Разработка методов дефиниции спортивной одаренности направлена на выявление основные тенденции количественных, качественных и структурных изменений показателей соревновательной деятельности спортсменов в хоккее на траве в ходе их спортивного совершенствования, с поиском отдельных информативных признаков наследственного характера.

Методологически и педагогически нельзя исходить из представлений об отдельных информативных признаков наследственного характера. Они всегда — достижение целостной личности, а не отдельных функций организма. При этом решающую роль в обнаружении и устремленном формировании наследственных предпосылок спортивных достижений выступает спортивное и общее воспитание.

Спортивный талант — это «талант спортивного трудолюбия». Формирование его с первых шагов спортивной деятельности в решающей мере предопределяет конечные спортивные результаты. Риск ошибиться в выборе спортивной специализации снижается, если способности к совершенствованию в том или ином виде спорта выявляются по достаточно широкому комплексу показателей и поэтапно.

К числу общих показателей спортивных способностей Л. П. Матвеевым [18, с. 543], К. Г. Молчиниколовым, Б. М. Теплов [22, с. 10-20], выделено не только уровни спортивных результатов, но и сдвиг результатов за определённое время после начала специализированной тренировки, а так же соотношение темпов прироста спортивных результатов и темпов увеличения объёма тренировочной работы.

Основное место содержания тренировки начальном этапе спортивной специализации продолжает занимать широкая общая подготовка, особенно в тех случаях, когда специализация начинается в раннем возрасте. Целесообразно, как считает В. П. Филин [26, с. 252], придавать начальной специализации «многоборный» характер.

Ю. В. Верхошанский [2, с. 176] советует спортсменам на начальных этапах подготовки совершенствоваться вначале во всех либо в некоторых игровых специализациях. Это соответствует главной цели, достигаемой в стадии базовой подготовки, и вместе с тем дозволяет избежать многих погрешностей при решительном определении узкой специализации.

В некоторых случаях юный спортсмен подходит к предмету основной специализации через «подводящую» специализацию в смежных видах спорта. Такой путь неизбежен, если спортивные занятия начинаются раньше, чем появляются возрастные предпосылки основной специализации.

Своеобразно решается проблема начальной специализации и в тех случаях, когда узкоспециализированная тренировка в избранном виде спорта связана с опасностью образования «скоростного барьера». Вопреки распространенным мнениям, на этапе начальной подготовки по-видимому, следует строго ограничивать объем упражнений, служащих основным предметом совершенствования.

Для воспитания же скоростных способностей могут быть использованы разнообразные формы занятий, разработанные В. П. Климиновым [9, с. 58], требующих нестандартных проявлений быстроты, например футбол, гандбол, баскетбол, и другие игры с быстрыми перемещениями в постоянно меняющихся ситуациях. Равно как упражнения, которые избирательно воздействуют на отдельные факторы, определяющие скорость движений; скоростно-силовые способности, координацию движений.

Динамика спортивных результатов на первых этапах характеризуется высокими темпами их увеличения, которые не находятся в прямом соответствии с величиной тренировочных нагрузок. Сравнительно невысокие нагрузки, по мнению И. А. Швыкова [28] сопровождаются более значительным приростом результатов, чем на последующих этапах. Это обусловлено, можно полагать, повышенной реактивностью организма в начальные периоды его естественного развития и особенно широким диапазоном переноса тренировочного эффекта в первой стадии адаптации к тренирующим факторам.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок за время начальной подготовки должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки. Интенсивность упражнений, учитывает возраст, но степень увеличения суммарной напряженности нагрузок нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост их общего объема.

Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок B. C. Фарфель [23, с. 206] требует во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки на этапе начальной подготовки спортивного резерва для игры в хоккей с мячом характеризуются доминированием подготовительного периода.

Соревновательный период представлен как бы в свёрнутом виде. Общее построение тренировки юных спортсменов на этом этапе более тесно, чем в дальнейшем, связано с циклами школьного учебного года, что находит отражение в планировании тренировочных периодов, сроки которых соотносятся, с учебными четвертями и каникулярным временем.

Содержание и режим школьной нагрузки непосредственно влияют на построение тренировки в средних и малых циклах: затраты времени на спортивные занятия, порядок их распределения в течении дня, недели, месяца и т.д., а следовательно, величина тренировочных нагрузок, их динамика и другие черты тренировочного процесса зависят в большой мере от возможностей, допускаемых основной учебной деятельностью юного хоккеиста.

Л. П. Матвеев [19, с. 245] утверждает, что по мере возрастного созревания будущего спортсмена, повышения общего уровня функциональных возможностей и овладения основами спортивного мастерства тренировочный процесс приобретает черты, отражающие закономерности достижения спортивных результатов.

Отличительная особенность этапа начальной подготовки хоккеистов — приходящийся на это время пубертатный период, характеризующийся гетерохронностыо формирования отдельных систем и органов организма юных спортсменов. Поэтому одним из важнейших разделов учебно-тренировочной работы на этом этапе должна стать общая физическая подготовка, обеспечивающая всестороннее физическое развитие и способствующая снижению утомляемости подростков.

Возраст детей 6-7 лет является благоприятным для развития координации и точности движений, функций равновесия. В то же время как отмечает В. Г. Макаренко [15, с. 122] для спортсменов этого возраста характерно несовершенство механизмов нейроэндокринной регуляции, отставание показателей относительной силы, низкие величины максимального кислородного голодания.

Таким образом, юном возрасте у спортсменов отмечается развитие произвольного внимания, совершенствование таких его свойств, как распределение и переключение. Вместе с тем повышается продуктивность и других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. У спортсменов интенсивно развивается способность не только запоминать программу своих действий, но и предвидеть их результат. М.Я. Набатникова [20, с. 254] считает, что именно на основе этих качеств, развиваются способности к тактическим действиям и тактическому мышлению.

В настоящее время С. К. Сарсания, А. В. Скотникова и Е. В. Федотова [25, с. 58] считают одним из факторов, значительно снижающих эффективность системы подготовки спортсменов для игры в хоккей с мячом на этапе начальной подготовки, несоответствие между характером тренировочных нагрузок и требованиями соревновательной деятельности.

В связи с этим одними из наиболее актуальных задач в теории и методике современного отечественного хоккея с мячом становятся обоснование и разработка эффективных средств специальной подготовки игроков.

Список литературы:

  1. Брянкин С. В. Организация отбора в современном спорте / С. В. Брянкин, С. В. Константинов. — М. : Издат. МОГИФК, 1982. — 55 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский — М. : Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  3. Губа В. П. Оценка физического развития детей по данным морфологических наблюдений / В. П. Губа, Я. С. Татаринов // Теория и практика физической культуры, 1988. — №3. — с. 32-33 . — ISSN 0040-3601.
  4. Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений : учебное пособие / В. П. Губа. — Смоленск.: 1996. — 108 с. — ISBN 5-7768-0158-3.
  5. Гужаловский А. А. Проблемы теории спортивного отбора / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры, 1986. — №8. — с. 24. -ISSN 0040-3601.
  6. Дорохов Р. Н. Телосложение спортсмена / Р. Н. Дорохов, Л. П. Рыбчинская. — Смоленск.: СГИФК. 1977. — 46 с.
  7. Дорохов Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте : учебное пособие / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрухии. — Смоленск. : СГИФК. 1994. — 86 с.
  8. Друзь В. А. Моделирование процессов спортивной тренировки / В. А. Друзь. — Киев. : Здоровья, 1976. — 95 с.
  9. Климин В. П. Управление подготовкой хоккеистов [Текст] / В. П. Климин В. И. Колосков. — М. : Физкультура и спорт, . — Издат. № 67-62. 1981. — 58 с.
  10. Костюкевич В. М. Специализированная подготовка спортсменов различных игровых амплуа в хоккее на траве : автореф, дисс. канд. пед. Наук : 13.00.04 /Костюкевич Виктор Митрофанович. — Москва.: 1990.
  11. Кузнецова З. И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З. И. Кузнецова // Физическая культура и спорт. — 1975. — №1. — с. 7-9. ISSN
  12. Кузнецова З. И. Особенности развития пространственной точности движения в различных суставах тела у мальчиков школьного возраста: В кн. : Методы исследования функций организма в онтогенезе / З. И. Кузнецова, А. И. Мартовский, T. H. Сагалаков. — М. : 1975. — с.216-218.
  13. Лисепчук Г. А. Управление подготовкой футболистов / Г. А. Лисенчук. Киев. : Олимпийская литература, 2003.- 22 с. — ISBN 9-6671-3362-1.
  14. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. — М. : Физкультура и спорт, 1970. — 24 с.
  15. Макаренко В. Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: автореф. Дисс .канд. пед. наук: 13.00.04: [ГЦОЛИФК]: / В. Г. Макаренко. — М. :1982. -122 с.
  16. Маркосян А. А. Возрастная физиология и вопросы педагогики / А. А. Маркосян. – М. : Сов. Педагогика. — 1965. — 57 с.
  17. Матвеев Л. П. О закономерностях начальной спортивной специализации / Л. П. Матвеев, К. Г. Молчиниколок // Теория и практика физической культуры.- 1979.- № l.-c.32.-TSSN 0040-3601.
  18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : Учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с. ISBN 527800326х.
  19. Матвеев Л. П. Общая теория спорта : Учеб. книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л. П. Матвеев. — М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. — 245 с.
  20. Набатникова М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. Я. Набатникова. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 254 с.
  21. Переверзии И. И. Прогнозирование и планирование физической культуры / И. И. Переверзии. — М. : Физическая культура и спорт, — Идат. № 46-05. 1972. — 65 с.
  22. Теплов Я. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — . — Издат. АПН. РСФСР. Москва, 1961. — 10-20 с.
  23. Фарфель B. C. Управление движениями в спорте / B. C. Фарфель. – М. : Физкультура и спорт, .-Издат. №51-11. 1975.-206 с.
  24. Фарфель B. C. Двигательные способности / B. C. Фарфель // Физическая культура в школе. — 1977. — №12. — С.27-30. — ISSN 0130-5581.
  25. Федотова Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Е. В. Федотова. -М. : СпортАкадемПресс, 2004 — 58 с- ISBN 5-8134-0140-7.
  26. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. — М. : Физкультура и спорт, — Издат. № 49-40. 1974. — 94, 252 с.
  27. Шапошникова В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В. И. Шапошников. — М. : Физкультура и спорт, — Издат. № 69-31.1984. — 156 с.
  28. Швыков И. А. Подготовка вратарей в футбольной школе — 2-е изд. / И. А. Швыков, — М. : Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. -9с-ISBN 5-9312-7259-3.
  29. Bales J. Hungary’s Approach / J. Bales. — CR.: nov/dec, 1986.^5 p.
  30. Tiltel K. Sportanthropometrie / K. Tiltel, N. Wutscherk. Leipzig, 1972.-290 p.[schema type=»book» name=»ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕТОВ ДЛЯ ИГРЫ В ХОККЕЙ С МЯЧОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ» author=»Милевская Наталия Алексеевна, Галимов Геннадий Яковлевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found