Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В своем выступлении на форуме « инновационный  Казахстан – 2020» ( 13 мая 2011 года) Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил , что инновации определены стратегической задачей государства.

В течение в последних двух лет сформирована нормативно-правовая база. Приняты Законы « О науке», « О господдержке инновационный деятельности» , « О частном предпринимательстве». Эти законы начали действовать только в этом году, необходимо, они практически заработали, — отметил Президент.

Глава государства подчеркнул, что для того, чтобы попасть в первую группу, Казахстану уже сейчас нужно создать собственную отечественную базу инновационного развития.

Прежде всего, необходимо готовить инноваторов – людей, которые заражены этим, людей, которые имеют креативное мышление. Их надо собирать, искать везде и всюду. Вопрос подготовки кадров, повышение профессионального  и творческого уровня этих людей для всего этого становиться  нашей,  главной задачей, помимо самих инновации — сказал Президент.

Нурсултан Абишевич Назарбаев особо отметил ,что ключевой вопрос для инновации- кадровая поддержка. Борьба за финансы и инвестиции  сегодня уже на втором плане, на первый план выходят подготовленные кадры — специалисты профессионалы [1].

Проблемы подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности связаны с активизацией познавательной деятельности, увиличением объема доступной информации. Компьютер в данном случае выступает как субъект обраховательного процесса и позволяет увеличить объем обрабатываемой информации. При этом информационно-коммуникационные технологии могут одновременно выполнять и учебные, и социалные функции. При этом к учебным функциям информационно-коммуникационных технологий относят познавательную, образовательную, диагнастическую, коммуникативную, ценностно-ориентационную и художественную. А к социальным: усилительную (увиличение скорости вычислений, объема памяти), уравнительную (повышение возможностей слабоуспевающих, рост достоинства личности), гуманистическую (дружественность интерфейса, оказание своевременной помощи при затруднениях), реабилитирующую (представление возможности осуществления социально-значимой деятельности будущим специалистам с физическими недостатками), управляющую (поддержание заданного сценария предъявления  информации), тренинговую (развитие умений и навыков при  решении практических задач) и развлекательно-успокоительную функции.

Подготовка будущих учителей к инновационной профессиональной деятельности зависит расширение возможностей для интеллектуального творчества за счет сокращения рутинной части проделываемой работы. В педагогической науке установленно, что увилечение объема обрабатываемой информацией расширяет кругозор, свертывает репродуктивную составляющую позновательной деятельности, оставляя больше времени для творчества и наконец, представляет возможность творческого самовыражения будущих специалистов, не считавшимися ранее особо талантливыми. По мнению многих ученых, для достижения успеха в инновационной деятельности также требуется «божья искра-специальные  способности», что стало очевидным с развитием и «высоких технологии». Педагогическая практика показывает, что в современной информационной среде есть некие катализаторы творческого процесса, но они проявляют себя в том случае, если педагог ставит перед обучаемым творческие задачи, связанные с будущей инновационной деятельностью специалиста. В связи с этим, использование электронного обучения при подготовке к инновационной деятельности являются одним из обязательных компонентов современного образования.

Педагогическая технология электроного обучения заключается в последовательной реализации всех компонентов процесса обучения в информационно — образовательной среде: новых способов педагогичсекого целеполагания, способов отбора и реализации содержания обучения, способов интерактивного дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса, способов контроля и самоконтроля учащихся, последовательное воплощение которых на практике обеспечивает подготовку будущих учителей к инновационной педагогической деятельности.

Ядром информационно — образовательной среды электронных учебников, созданных в национальном центре информатизации, под руководством профессора Г.К.Нургалиевой выступает модуль как иерархизированная совокупность локальных, функциональных и системных знаний. Электронное обучение предпологает самостоятельное или под руководством педагога восприятие модуля как систеемы понятий и котегории, как языка конкретной науки, уяснения его ценностного аспекта. В данном случае, цели обучения представляют в наглядном и обозримом виде, что позволяет будущему специалисту четко и ясно представит систему знаний, которую он должен освоить по данному предмету.

Ориентация не на конкретные занятий или лекций, а на содержание изучаемого предмета в целом позволяет будущему специалисту увидеть учебный материал целостно, во всех взаимосвязах. При этом формируется личность будущего специалиста, способного к наблюдению анализу, уставлению причинно- следственных связей, заключению выводов, что способствует принципам подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности.

Информационно — образовательной среде электронных учебников используется технология  мультимедия, которая «обладает следущими дидактическими возможностями:

Таким образом, использование в педагогическом процессе программ общего назначения, обладающих мултимедийными качествами, способствует реализации принципов наглядности, соответствие возрастным особенностям учащихся, дает возможность обеспечивать индивидуализацию обучения и может являться средством интеллектуального развития личности учащихся и развитие способностей школьников самостоятельно добывать и осмысливать и информацию, умение грамотно излагать свои мысли, планировать свою деятельность от постановки проблемы до анализа результатов. Все это является элементами инновационной профессиональной деятельности.

Условием эффектиивной реализации принципов подготовки будущих учителей к инновационной деятельности является разработка специальной программы использования  информационно — коммуникационных технологии, позволяющей развивать и диагностировать уровень развития интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.Такая программа должна быть расчитана на проведение систематических занятий, проводимых по заранее составленному плану. Основной целью при этом должно являться выявление старшеклассников, имеющих склонность и способность к исследовательской деятельности, создание благоприятных условий для развития инициативы, самостоятельности, самоопределения и самореализации в различных областяъ научного познания. Поэтому целесообразно определить модульную структуру программы, так, чтобы основные блоки были ориентированы на развитие интеллектуальных способностей учащихся на базе совершенствование общеучебных умений, на углубленное изучение отдельных вопросов интересующих дисциплин (в данном случае, информатики), разработку проектов и на индивидуальную работу.

Проведение занятий по предлагаемой программе должно учитывать использование разнообразных форм организации учебного процессе (лекции,семинары, практические занятия, работа над проектами в группах и индивидуально, изучение разнообразной учебной и науяной литературы, написание рефратов и участие в конференциях).

Отсутсвие строгого регламента в прохождении программы создает благоприятные условие для организации учебного процесса как продуктивной ииноваионной деятельности. Изучение материала целечообразно проводить по схеме, совпадающей с циклом инновационной деятельностью: анализ исходных данных- постановка проблемы – создание модели – формулировка гипотезы – планирование деятельности – собственно деятельность по доказательству (опровержению) гипотезы – анализ результатов.

Существенным отличием о  традиционных школьных занятии будет являться отсутствием привычных форм контроля – их заменят отчеты школьников о проделанной работе, доклады на семинарах и кондеренциях. При этом деятельность перестает быть прерогативой педагога, и школьники учатся самостоятельно вырабатывать критерии оценивания, устанавивать соответствие реального результата ожидаемому, определять причины расхождения, планировать и осуществлять деятельность по коррекции результата. Разработанная программа должна предусматривать использование информационных – коммуникационных технологии, позволяющих оптимизировать процесс оценки и коррекции, сделать его более осмысленным. Все это будет способствовать более динамичному осуществлению процесса перехода контроля педагога во внутренний самоконтроль учащихся и соответсвует принципам подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности.

Таким образом, внедрение информационно – коммуникационных технологий в систему образования является одним из основных факторов формирования конкурентноспособности будущих специалистов и его вхождение в мировое сообщество профессионалов.

 

Список литературы:

404: Not Found404: Not Found