Согласно современным представлениям управление — это конкретный, целенаправленный процесс руководства определенным объектом, обеспечивающий достижение необходимого эффекта. Структурные элементы системы управления (принятие решения, организация исполнения, сбор и обработка информации, подведение итогов) определяют последовательность действий, необходимых для перевода спортсмена с одного уровня подготовленности на другой качественно новый уровень. В целом они обеспечивают упорядочение организации тренировочного процесса, направленного на достижение поставленной цели. Цель управления конкретизируется в постановке частных задач, необходимым условием их решения является наличие информации о факторах определяющих достижение этой цели [1].
В системе многолетней подготовки, применение средств и методов тренировки направлено на повышение потенциала двигательных возможностей спортсменов и реализацию этого потенциала в соревновательной деятельности, индивидуализации тренировочного процесса.
Изучение современного состояния подготовки спортсменов в лыжных многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье, зимний полиатлон) показало, что высоких спортивных результатов лыжники-многоборцы как правило достигают в возрасте 20-22 года, начиная занятия лыжными многоборьями в возрасте 9-10 лет. Об этом свидетельствуют фактические данные о возрасте чемпионов и финалистов зимних Олимпийских игр, Всероссийских и международных соревнований. Минимальные сроки достижения высшего спортивного мастерства составляют 11-13 лет.
Результаты анализа вклада (%), соревновательных упражнений многоборья в итоговый результат соревновательной деятельности позволил выявить типы подготовленности лыжников-многоборцев (табл. 1).
Отмечено, что с ростом спортивного мастерства проявляются тенденции в изменении типа подготовленности спортсмена.
Особенности проявления типов подготовленности в многоборье с ростом спортивного мастерства свидетельствуют о значимости ориентации подготовки лыжников-многоборцев на применение технологий способствующих формированию «универсального» типа подготовленности, то есть равновысокого уровня подготовленности спортсменов в соревновательных упражнениях многоборья.
На примере биатлона, разработана методика формирования «универсального» типа подготовленности спортсменов с применением возможностей искусственной управляющей среды для повышения эффективности двигательных действий спортсмена.
Таблица 1
Типы соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев
Тип лыжника-многоборца | МСМК | МС | КМС-I разряд | II–III разряды | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Биатлон |
||||||||
«Универсальный» | 30 | 55,6 | 32 | 38,6 | 37 | 33,0 | 31 | 21,5 |
«Гонщик» | 17 | 27,7 | 26 | 31,3 | 42 | 37,5 | 67 | 46,6 |
«стрелок» | 9 | 16,7 | 25 | 30,1 | 33 | 29,5 | 46 | 31,9 |
Лыжное двоеборье |
||||||||
«Универсальный» | 16 | 48,5 | 31 | 37,4 | 31 | 37,8 | 24 | 32,8 |
«Прыгун» | 9 | 27,3 | 29 | 34,9 | 36 | 43,9 | 32 | 43,8 |
«Гонщик» | 8 | 24,2 | 23 | 27,7 | 15 | 18,3 | 17 | 23,3 |
Зимний полиатлон |
||||||||
«Универсальный» | 25 | 27,2 | 35 | 25,7 | 21 | 12,8 | 16 | 13,3 |
«Гонщик» | 18 | 19,6 | 26 | 19,1 | 47 | 28,7 | 31 | 25,6 |
«Гонщик-стрелок» | 14 | 15,2 | 23 | 16,9 | 19 | 11,6 | 20 | 16,5 |
«Гимнаст-гонщик» | 12 | 13,0 | 8 | 5,9 | 26 | 15,8 | 15 | 12,4 |
«Гимнаст-стрелок» | 9 | 9,8 | 22 | 16,2 | 21 | 12,8 | 15 | 12,4 |
«Гимнаст» | 8 | 8,7 | 15 | 11,0 | 18 | 11,0 | 12 | 9,9 |
«Стрелок» | 6 | 6,5 | 7 | 5,2 | 12 | 7,3 | 12 | 9,9 |
Современные тенденции развития биатлона характеризуются возросшей скоростью передвижения спортсменов на дистанции, повышением точности стрельбы и уменьшением общего времени на ее выполнение. Это ставит необходимым, осуществлять дальнейший поиск резервов роста мастерства и результативности соревновательной деятельности на всех этапах многолетней подготовки биатлонистов.
Специальные исследования [2; 3] показывают, что на всех этапах многолетней тренировки из двух компонентов соревновательной деятельности биатлонистов: качество результатов стрельбы и скорости передвижения на лыжах, наибольшего внимания требует стрелковая подготовка. Актуальным является разработка методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием тренажеров.
Нами разработана методика стрелковой подготовки с использованием ритмо-структурных комплексов (РСК), позволяющая формировать и достигать стабильного уровня соревновательного варианта техники стрельбы в биатлоне на основе внешней системы управления движениями спортсмена. Выполнение этих действий осуществлялось в режиме тренировочной и соревновательной деятельности биатлонистов, последовательности действий на огневом рубеже: подход к огневому рубежу; изготовку к стрельбе; производство прицельных выстрелов; уход с огневого рубежа. При этом осуществлялся аутоконтроль ритма движений и темпа выполнения пяти выстрелов звуковым ритмо-лидером, а также интенсивности выполняемых нагрузок по показателям пульсометра.
Разработаны и апробированы варианты РСК различающихся по уровню интенсивности задаваемых нагрузок (ЧСС): 1 зона — 120-132 уд/мин; 2 зона -133-144 уд/мин; 3 зона — 145-156 уд/мин; 4 зона — 157- 168 уд-мин; 5 зона – 169-180 уд/мин и времени на выполнение РСК:
РСК- 1. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 35-25 с; темп стрельбы 11 – 5 с; уход с рубежа 10 с; общее время на рубеже 89 – 55 с.
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 35-25 с; ритм стрельбы 11 – 5 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 87 – 53 с;
РСК – 2. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 35-20 с; темп стрельбы 9 – 4 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 79 – 44 с.
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 30-20 с; темп стрельбы 9 – 4 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 73 – 43 с;
РСК – 3. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 25-15 с; темп стрельбы 8 – 3 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 64 – 34 с;
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 22-12 с; темп стрельбы 8 – 3 с; уход с рубежа 6 с; общее время на рубеже 60 – 30 с.
РСК – 4 Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 20-12 с; темп стрельбы 6 – 2 с; уход с рубежа 5 с; общее время на рубеже 49 – 25 с.
Упражнения для стрельбы стоя. Изготовка 18-8 с; темп стрельбы 6 – 2 с; уход с рубежа 4 с; общее время на рубеже 46 – 20 с.
Проверка эффективности разработанной методики стрелковой подготовки биатлонистов проводилась в педагогическом эксперименте по обоснованию построения тренировочного процесса с учетом типа соревновательной подготовленности спортсменов.
Предполагалось, что увеличение доли нагрузок в подготовительном периоде на отстающие дисциплины, а в соревновательном периоде – на ведущие дисциплины, будет способствовать повышению результативности в целостном выполнении вида многоборья в соревновательных условиях.
Для проведения исследования были сформированы три экспериментальные группы квалифицированных биатлонистов (МС) 20-25 лет по 11 человек в каждой с учетом типа индивидуальной предрасположенности к соревновательным упражнениям многоборья. В группу А вошли спортсмены имеющие лучшие показатели в стрельбе биатлона («стрелки»). В группу Б вошли спортсмены имеющие высокие показатели в лыжной гонке и низкие показатели стрельбы биатлона («гонщики»). Группа В была сформирована из биатлонистов имеющих примерно равные показатели как в гонке так и стрельбе («универсалы»).
Для каждой группы спортсменов, с учетом типа их подготовленности в соревновательных упражнениях была разработаны и реализованы тренировочные программы по коррекции их подготовленности в многоборье:
- в переходном и подготовительном периодах планирование учебно-тренировочного процесса было направлено на повышения внимания отстающим дисциплинам. Так в группе А в переходном периоде доля гоночной подготовки составляла до 40%, в группе Б объем стрелковой подготовки был увеличен до 80%. В подготовительном периоде (бесснежный) в группе А объем гоночной подготовки доходил до 60%; в группе Б объем стрелковой подготовки составил 50%. В группе В — в переходном периоде соотношение составило соответственно: 10% — комплексной, 30%- гоночной, 60% — стрелковой. В подготовительном периоде — на этапе обшей подготовки 20-40-40%, — на I этапе специальной подготовки 30-40-30%, на II этапе специальной подготовки 40-40-20%,соответственно;
- на этапе подготовки на снегу планирование объема нагрузки в основных средствах подготовки существенно изменено. Так процентное соотношение изменилось в пользу гоночной подготовки и составило: в группе А – 10- 90-0%; в группе Б — 0-80-20%; в группе В – 10-80-10% — (комплексная, гоночная и стрелковая;
- в соревновательном периоде больше внимания уделялось ведущим соревновательным упражнениям биатлонистов. В группе А использовалось до 30 % средств стрелковой подготовки, в группе Б до 50% гоночной подготовки. У спортсменов группы В соотношение средств комплексной, гоночной и стрелковой подготовки составило: на этапе предварительных соревнований – 60-30-20%; на первом этапе основных соревнований 70-20-10%, на втором этапе основных соревнований – 80-10-10%, на третьем этапе основных соревнований – 40-20-40 % соответственно.
Результаты исследований, свидетельствовали о положительных сдвигах в уровне подготовленности биатлонистов всех групп, однако при этом установлено, что большие сдвиги в результатах соревновательных упражнений многоборья отмечены у спортсменов группы А (табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей соревновательной деятельности биатлонистов (МС) с учетом индивидуальной предрасположенности к определенному виду соревновательной деятельности до и после эксперимента
Показатели | Группы
|
Результаты в начале эксперимента
M1±m |
Результаты в конце эксперимента
M2±m |
Р |
Гонка 20 км
(мин, с) |
А | 67,34±0,5 | 58,52±0,6 | <0,05 |
Б | 54,57±0,4 | 53,47±0,8 | >0,05 | |
В | 62,46±0,5 | 56,23±0,7 | <0,05 | |
Спринт 10 км
(мин, с) |
А | 36,15±2,2 | 33,26±0,9 | <0,05 |
Б | 28,32±1,3 | 25,57±1,1 | <0,05 | |
В | 33,51±0,4 | 29,42±0,8 | <0,05 | |
Гонка преследования 12,5 км (мин, с) | А | 43,21±1,2 | 41,16±1,1 | >0,05 |
Б | 37,54±0,7 | 36,29±0,7 | >0,05 | |
В | 41,26±0,8 | 39,34±0,6 | >0,05 | |
Масстарт 15 км (мин, с) | А | 52,12±2,4 | 46,31±1,2 | <0,05 |
Б | 41,43±1,4 | 40,26±1,1 | >0,05 | |
В | 46,36±0,5 | 44,02±0,7 | >0,05 | |
Эстафета 7,5 км (мин, с) | А | 24,52±2,3 | 22,07±1,5 | <0,05 |
Б | 20,28±0,5 | 19,56±0,7 | >0,05 | |
В | 22,07±1,3 | 21,25±1,2 | >0,05 |
Эффективность разработанной и апробированной методики тренировки биатлонистов, нашло свое отражение в результатах: группа А у спортсменов в индивидуальной гонке на 20 км со стрельбой на 4-х огневых рубежах, были улучшены у спортсменов на 8 мин 42 с (Р < 0,01), в группе Б на 1 мин 10 с (Р > 0,05), в группе В на 6 мин 23 с(Р < 0,05), в спринтерской гонке на 10 км со стрельбой на 2-х огневых рубежах улучшение в группе А составило 2 мин 49 с, в группе Б 2 мин 35 с, в группе В 4 мин 9 с (Р < 0,05).
Установлено, что в гонке преследования во всех группах произошло улучшение показателей гоночной подготовленности но при недостоверных сдвигах (Р > 0,05), а результаты гонки в масстарте и эстафете достоверно изменились только у биатлонистов группы А (Р < 0,05). Также было выявлено, что в группе Б увеличились показатели точности стрельбы во всех видах соревнований (Р < 0,05). Во всех группах достоверный прирост показателей эффективности стрельбы был отмечен в масстарте и эстафете. В спринте достоверные изменения отмечены только в группе В. В гонке преследования положительная динамика выявлена в группе А (Р < 0,05), в остальных группах отмечены недостоверные улучшения результатов стрельбы (Р > 0,05) (см. табл.).
Показатель точности стрельбы в индивидуальной гонке на 20 км с четырьмя огневыми рубежами в группе А составил 19,2 из 20 (Р > 0,05) в группе Б 14,6 из 20 (Р < 0,01). При этом количество попаданий в группе А увеличилось на 3%, в группе В на 4% (Р > 0,05), а в группе Б на 22,5% (Р < 0,01), в гонке преследования: соответственно в группе А – 6%; Б- 6% (Р < 0,05); В- 2,5% (Р > 0,05), в масстарте в группе А изменения оставили — 5,5%; Б – 18%; В – 5% (Р < 0,05).
Необходимо отметить, что в спринте, спортсмены группы А улучшили показатели точности стрельбы на двух огневых рубежах на 4% (Р > 0,05), спортсмены группы Б на 15% и группы В на 5% (Р < 0,05), в эстафете выявлена следующая динамика результатов в группе А прирост составил 6%; Б – 13%; В – 5% (Р < 0,05).
Эффективность предложенной методики в экспериментальных группах подтверждается спортивно-техническими результатами спортсменов. Ряд спортсменов принявших участие в исследовании были в дальнейшем включены в состав сборной команды Санкт-Петербурга по биатлону для участия в первенстве России и стартах «Олимпийские надежды».
Таким образом, на примере биатлона, показана эффективность управления подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях наиболее эффективно с направленностью на универсальный тип соревновательной подготовленности и применением технических средств с аутоконтролем движений.
Литература
- Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. — М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
- Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А., Шмонин Б.В. Биомеханические технологии подготовки спортсменов – М.: Физкультура и Спорт, 2007. — 120 с
- Фарбей, В.В. Системно-целевое управление подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях: монография / В.В. Фарбей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 341 с.[schema type=»book» name=»ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ МНОГОБОРЬЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АУТОКОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЙ» description=» Представлено построение тренировочного процесса в лыжных много-борьях с учетом типа соревновательной подготовленности спортсменов. На примере биатлона, показана методика применения технических средств ауто-контроля движений позволяющая формировать стабильность и надежность качественного выполнения упражнения многоборья в соревновательных условиях. » author=»Фарбей Вадим Валерьевич, Желваков Евгений Геннадьевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]