Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОЗАПИСИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В ходе опытно-педагогической  работы над проблемой нами выявлен ряд педагогических условий, способствующих эффективному формированию методической подготовки учителя музыки.

       «Условие – философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которых они возникают, существуют и развиваются» [8, с.167].

Структура комплекса условий должна быть гибкой, динамичной, отвечающей состоянию системы в данное время. Она должна развиваться в зависимости от целей и задач, которые стоят перед высшей школой. Процесс формирования методической подготовки учителя музыки представляет собой педагогическую систему, следовательно, целью нашего исследования является разработка педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования искомой готовности.

В нашем исследовании мы руководствовались тем, что процесс методической подготовки учителя музыки прежде  всего определяется ориентировочной основой, то есть той системой условий, которая выступает своего рода фундаментом при решении целенаправленных действий. При этом условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, ибо только активное, деятельное участие самого субъекта образования обеспечивает личностные изменения, динамику профессионального роста. Иными словами, условия – это факты, обстоятельства, обуславливающие эффективность функционирования педагогической системы, успешность учебного процесса.

Под педагогическими    условиями  методической подготовки  учителя музыки мы понимаем целенаправленно используемые преподавателем объективные возможности педагогического процесса. Освещая проблему применения видеозаписи, мы склонны утверждать, что успешное осуществление ее дидактических функций происходит только тогда, «когда авторы не только заложат в ее структуру содержание экранизируемого учебного материала, но предусмотрят и спланируют весь процесс его восприятия и возможные варианты работы с ним, зададут структуру восприятия» [7, с.19]. Для нас особую ценность представляет мысль В.И.Авратинера о том, что будущему педагогу-музыканту недостаточно одного лишь исполнительского мастерства для полноценной педагогической работы: он должен развить в себе качества аналитика и тонкого наблюдателя, способного верно оценивать характер причинно-следственных связей в разнообразных явлениях музыкально-педагогической действительности [1, с.75].

Чтобы проникнуть в сложный внутренний мир исполнителя учебного процесса, распознать причины возникающих затруднений, будущему учителю музыки необходимо развить в себе зоркость восприимчивость и, главное, наблюдательность – одно из важнейших качеств личности. Поэтому одним из основополагающих педагогических условий применения видеозаписи в методической направленности профессиональной подготовки  учителя музыки мы выносим «наличие высокоорганизованной наблюдательности». Благодаря целенаправленным наблюдениям в ходе просмотра видеозаписей они постигают методы и приемы индивидуально-личностного подхода к обучающимся при групповой форме организации учителем урока музыки, отмечая специфику проведения активных художественно-творческих видов общения школьников с музыкой (исполнением, слушанием, импровизацией и др.) и т.д. Именно видеозапись окажет студентам неоценимую помощь в знакомстве с индивидуальным стилем деятельности учителя-мастера, его творческой лабораторией, предоставляя возможность им увидеть опыт, увидеть то, как протекает сложный познавательно-воспитательный процесс педагогического сотрудничества на разного рода уроках, увидеть так, как порой не передает ни статья, ни доклад автора опыта, а как доступно только быстрому, предельно точному глазу кинокамеры.

К следующему педагогическому условию применения видеозаписи в методической направленности профессиональной подготовки будущего учителя музыки мы отнесли «широту и глубину знаний в отборе учебного  видеоматериала». Прежде всего, считаем целесообразным выделить, такие методологические принципы отбора учебного видеоматериала, как всесторонность рассмотрения в отборе системности, единства теории и практики. Принцип всесторонности рассмотрения в отборе учебного видеоматериала можно сформулировать как совокупность многообразных отношений изучаемого предмета, где главная задача заключается в том, чтобы схватить предмет со всех сторон, выявить и отразить его бесконечно многообразные стороны и связи» [6, с.202]. Только через взаимосвязь и взаимодействие составных частей можно правильно познать роль отдельной части материала. Что касается принципа системности при отборе учебного материала, то отметим: системность подразумевает устойчивость и закономерность связи частей, их упорядоченность, специфическую природу целостности структуры [6, с.68].В учебном музыкально-исполнительском процессе имеет место применение двух методов: структурно-функциональный и генетический способы построения учебного предмета. При первом способе анализируется целостная система закономерности развития музыкального искусства; при генетическом способе изучаются принципы организации художественно-выразительных средств музыкального языка и т.п. В первом случае системообразующими выступают связи функционирования, а во втором – связи развития. При этом, по мнению музыкантов-исполнителей и педагогов Г.Г.Нейгауз и др., эмоциональность рассматривается как один из важнейших признаков художественного образа и в работе над музыкальным произведением исполнителю необходимо вначале создать целостную картину, а затем переходить к анализу и работе над отдельными частями [3, с.12]. Принцип единства теории и практики предполагает развитие у учителя музыки способностей умелого применения, переноса усвоенных знаний, умений и навыков в решении поставленных задач.

 Со своей стороны подчеркнем: оценка видеозаписей на основе данных параметров позволит существенно повысить общую профессионально-педагогическую культуру специалистов, расширить методический арсенал способов и приемов обучения. Так, параметр художественно-педагогической целесообразности при отборе и использовании видеозаписей будет способствовать углублению кругозора путем накопления и обогащения новых знаний, умений, опыта творческой деятельности.

Особо приобретает методическая оснащенность видеозаписи, когда остро встает проблема эффективности методов и приемов активизации художественно-творческой деятельности обучающихся. Данный параметр указывает также на важность учета сложности видеозаписи со стороны ее художественно-информационной емкости, то есть учета содержательных и драматургических особенностей видеоурока музыки. Примечательно также, что видеоматериалы должны познакомить  учителя музыки с художественно-организационной деятельностью учителя-музыканта, со спецификой проведения активных художественно-творческих форм общения школьников с музыкой (исполнением, слушанием, импровизацией и др.), методами и приемами установления индивидуально-творческого подхода к обучающимся на музыкальных занятиях.

Следующим педагогическим условием применения видеозаписи в методической направленности профессиональной подготовки будущего учителя музыки, по нашему мнению, следует считать «соблюдение поэтапного характера ее привнесения».   При выдвижении данного условия мы опирались на теорию социализации А.В.Петровского, согласно которой личность в процессе освоения общественных норм поведения и деятельности, проходит три логически взаимосвязанных этапа: адаптации, индивидуализации и интеграции [2, с.40]. При этом под адаптацией в психологической науке понимается процесс и результат активного приспособления индивида к условиям общественной среды [5, с.182], напрямую связанный с содержанием, характером, направленностью, спецификой профессии. На этапе адаптации в профессию педагога–музыканта принципиально важно, чтобы студенты уяснили общую картину избранной специальности, ее ценностный смысл, содержательную направленность деятельности учителя музыки в условиях школьного художественно-педагогического процесса. Именно видеозапись знакомит обучающегося с основами музыкально-педагогической деятельности,  индивидуальным «почерком» учителя-мастера.

Особую значимость для нашего исследования играет сочетание таких форм работы с видеозаписями, при которых будет обеспечена наибольшая реализация художественно-дидактического потенциала исследуемого средства. Поэтому в качестве последующего педагогического условия применения видеозаписи в методической направленности профессиональной подготовки будущих специалистов мы выделяем «использование  видеоматериалов в комплексе с другими средствами профессиональной подготовки», где залогом ее успешности становятся знания различных областей педагогики музыкального образования. Положительным решением в эффективном освоении материала выступает видеокомплекс, к основным элементам которого следует отнести собственно видеоприложения  и эвристические задания по развитию методических умений и навыков у  учителя музыки (методические рекомендации). Сочетание видеозаписи с другими формами и методами обучения проявляется в «диалогах» видеоматериалов, раскрывающих содержание различных школьных программ по музыке, комментариях, пояснениях и др.  В реализации данного условия особое значение приобретает форма сочетания видеоматериалов со словом учителя-музыканта. Прежде всего, отметим, что особую остроту мы усматриваем в решении вопроса о развитии точной и ясной профессиональной речи, о чем метко подмечает Г.Нейгауз: «Мы, люди, не щебечем, как птицы, и не мычим, как коровы, мы пользуемся словами и понятиями, то есть называем  любые воспринимаемые нами явления внешнего и внутреннего мира, даем им имена, безразлично, будет ли эта отдаленная звезда или крошечная букашка, душевное состояние или физическое действие» [3].

Успешное использование видеозаписи во многом зависит от компетентности и творчества учителя музыки, требуя от него овладения режиссерскими умениями. Так, например, место видеофильма в лекционном занятии, по меткому замечанию Л.П.Прессман, может быть самым различным: от эпиграфа, цель которого заинтересовать, увлечь  учителя музыки, ввести их в изучаемую тему, до финала занятия, где подводятся итог и резюме всему увиденному, услышанному и прочувственному [4]. Причем коэффициент полезного действия при обучении значительно увеличивается, когда видеосредства используются для объяснения нового материала, так как любые экранно-звуковые средства «являются прежде всего источником научной информации» [4, с.17]. Применение видеозаписи для повторения пройденного задания, как отмечают исследователи [4], мало эффективно, в силу чего преподаватель должен включать специальные приемы организации восприятия видеоматериалов: беседы по просмотренным фильмам, сопоставления  однотемных фрагментов, новых форм повторного анализа и др.». «Видеозапись может быть не просто воспроизведена целиком или фрагментально, но и в ускоренном, замедленном изображении на экране, с остановками, паузами, повторениями и т.д., позволяя преподавателю еще больше заострить И вычленить рассматриваемую проблему, выбирать совместно со студентами нужный ракурс ее изучения» [9, с.69-70].

В целом, видеотехника способствует тому, чтобы при ее использовании имел место целый арсенал методических приемов, включая создание установки на восприятие содержания, поэтапную демонстрацию с фиксацией отдельных фрагментов и кадров, поиск ответов обучающихся по содержанию видеозаписи и т.д. При этом формами проявления творчества  учителя музыки могут стать экранизация сценариев урока музыки, внеклассных занятий, режиссура и постановка музыкально-тематических вечеров и др.

Итак, научно-теоретические, психолого-педагогические, художественно-дидактические характеристики методической направленности профессиональной подготовки будущего учителя музыки позволили выявить педагогические условия применения видеозаписи, отражающие содержательно и процессуально программно-методическое обеспечение экспериментальной части исследования.

Литература

  1. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие по курсу педагогики для студ. высших муз-х учебн. заведений. – М., 1981. – 84 с.
  2. Введение в психологию /Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496 с.
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога, 5-е изд. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
  4. Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. – 2-е изд.перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.
  5. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского:Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  6. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. – М.: МГУ, 1985. – 231 с.
  7. Федоренко П.В. Психологические условия эффективного применения технических средств обучения для совершенствования профессиональной деятельности будущего учителя химии: Дисс. …канд. псих. наук.- М., 1992.-146 с.
  8. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  9. Шпырева С.В. Видеозапись как средство профессиональной подготовки учителей музыки в педагогическом вузе: Дисс. …канд. пед. наук. 13.00.08. – Пенза,  2004. – 183 с.[schema type=»book» name=»ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОЗАПИСИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ» author=»Тулеужанова Куралай Аскерхановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found