Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Педагогическая готовность к работе с интеллектуально одаренными обучающимися

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что до сих пор нет единой трактовки понятия «готовность».

Б.Г. Ананьев одним из первых применил данное понятие. Он рассматривал готовность как психологическую категорию, отражающую определенное состояние личности [3, с. 245].

В общем словаре русского языка «готовность» определяется как:             «1) согласие сделать что-нибудь и 2) состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [27, с. 100].

В толковом словаре В. Даля «Готовность – состояние или свойство готового, подготовленность» [11, с. 398]. Понятию «готовность» соответствуют синонимы желание, добрая воля, охота, решимость [1, с. 4].

В психологическом словаре-справочнике «готовность» трактуется как «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задач. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности (игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности» [15, с. 87].

В психолого-педагогических исследованиях готовность рассматривается как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность            (Е.П. Ильин) [19], как особое психическое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности (В.А. Бодров [4], А.К. Макарова [26]); как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности      (А.А. Деркач) [12].

В то же время ряд авторов выделяют частные аспекты готовности: психологическую и практическую готовность (Ф.Н. Гоноболин [9],               А.И. Щербаков [37]); функциональную и личностную (Ф. Генов [8],              В.А. Сластенин [33]); общую и специальную (Б.Г. Ананьев [2]).

Во многих работах отмечается, что, помимо готовности как психического состояния, у человека часто проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не нужно формировать; такая готовность – существенная предпосылка успешной деятельности и относится к длительной или устойчивой готовности, имеет определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требования к профессиональной деятельности, черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые знания, умения, навыки [18].

Сделав анализ научно-педагогических исследований, можно выявить основные подходы к определению понятия «готовность».

Во-первых, готовность определяется как личностное качество               (В.А. Сластенин [32], Н.Д. Хмель [36]).

Интегральное качество личности может обеспечить целенаправленное решение педагогических задач (Т. А. Забкова [16], И. Ю. Исаева [20],                Л. А. Кравцова [22] и др.).

Сложное динамически развивающееся целостное личностное образование может характеризоваться совокупностью внешних и внутренних мотивов, обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности (А.В. Кисляков [21], Р.И. Пенькова [28], М.А. Солопова [35] и др.).

Во-вторых, готовность определяется как психическая функция             (И.М. Дьяченко. Л.А. Кандыбович [14], А.Н. Леонтьев [24], С.Л. Рубинштейн [30]).

По мнению С.В. Бухаловой готовность является психическим состоянием педагога, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности [5]. И.П. Слепцова рассматривает готовность как психическое состояние человека, выраженное на личностном уровне и отражающее общий тип мышления и особенности менталитета педагога [34].

В-третьих, готовность определяется как профессиональное качество: например, интегральное образование профессионально значимых качеств личности педагога (Л.В. Винская [7], З.В. Крецан [23]).

В-четвертых, готовность выступает как новообразование: например, сложное интегральное профессионально значимое новообразование, обеспечивающее оптимальное функционирование личности учителя в обществе (Л.М. Гура [10]); целостное системное интегративное новообразование, определяющее личностный рост будущего педагога, обеспечивающее профессиональную адаптацию и способствующее успешной реализации     (В.Н. Запорожец [17]).

В-пятых, готовность рассматривается как предварительное состояние. По мнению Н.В. Майоровой существует некоторое состояние субъекта готовности приступить к профессиональной деятельности [25]. К.К. Платонов рассматривает субъективное состояние индивида, осознающего себя подготовленным к выполнению разных видов профессиональной деятельности [29].

В-шестых, готовность рассматривается как активно-действенное состояние. С.Л. Васильченко рассматривает готовность как результат личностного роста воспитателя в своей профессии, который характеризуется реальными действиями по совершенствованию своего мастерства [6].           К.М. Дурай-Новакова понимает под готовностью сформировавшееся активно действенное состояние личности, обеспечивающее быструю адаптацию, эффективную актуализацию и использование в процессе практической работы, приобретенных в вузе ЗУН [13].

Совокупность профессионально обусловленных требований к преподавателю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [31].

Наличие разных точек зрения на сущность понятия «готовность» позволяет говорить о его сложности и многогранности.

В нашем исследовании объектом является готовность преподавателей к управлению развитием интеллектуально одаренных обучающихся. Преподаватель не всегда готов к управленческой деятельности и сама готовность не носит системного характера данной деятельности. В работе отсутствуют цели, ориентированные на развитие личности интеллектуально одаренного обучающегося. Для достижения успешной работы с интеллектуально одаренными обучающимися необходима реализация различных педагогических условий. Необходимо внести коррективы в работу преподавателя, чтобы уметь управлять данным видом деятельности. Стоит определить знания, обеспечивающие результативность управленческой деятельности. Готовность педагога к управлению развитием интеллектуальной одаренностью обучающихся – это интегративное личностное образование, проявляющееся как на личностном, так и на деятельностном уровнях, и обеспечивающее эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности.

Анализ структурных и функциональных компонентов готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися позволяет определить между ними связь (таблица 1).

Таблица 1

Связь структурных и функциональных компонентов готовности преподавателя к работе с интеллектуально одаренными обучающимися

Структурные компоненты

Функциональные компоненты

Личностная готовность Профессиональная готовность
Мотивационный Ориентирование личности на самосовершенствование — Стремление к работе с одаренными обучающимися.

— Совершенствование знаний и умений, чтобы работать с данной категорией обучающихся.

Личностный Развитие:

— креативности;

— самостоятельности;

— критичности мышления;

— оригинальности мышления.

— Наличие врожденных творческих способностей.

— Стремление к личностному росту.

Наличие:

— способности к педагогическому творчеству;

— конструктивных способностей;

— коммуникативных способностей;

— организаторских способностей

Деятельностный Умение свободно ориентироваться в потоке информации, пополнять свои знания, развивать умения, обобщать опыт. — Умение творчески применять знания и умения в педагогической деятельности.

— Использование разнообразных интерактивных методов и технологий.

— Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.

— Знание психологии одаренных обучающихся.

— Профессиональная компетентность (по предмету).

— Регулярное повышение квалификации.

Рефлексивный Способность анализировать свою деятельность, осознавать свой потенциал, давать адекватную самооценку. Способность анализировать и оценивать свою готовность к работе с одаренными обучающимися.

Готовность преподавателя приводит к возможности управлять развитием интеллектуальной одаренности обучающихся, он сможет сделать им сильный вызов. Только в этом случае у обучающихся появляется мотивация, стремление к получению новых знаний, они способны достигать успеха.

 

Список литературы:

1.    Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справ. : ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. – 14-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2006.– 564с.
2.    Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
3.    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 340 с.
4.    Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
5.    Бухалова С.В. Формирование готовности будущего учителя к реализации индивидуально-личностного подхода к учащимся в учреждении дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2007. – 248 с.
6.    Васильченко С. Л. Формирование готовности работников внешкольных учреждений к педагогической деятельности : дис. … канд. пед. наук. – Киев, 1989. – 167 с.
7.    Винская Л.В. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей : дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2006. – 213 с.
8.    Генов Ф. Психологические способности мобилизационной готовности спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 245 с.
9.    Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 100-111
10.    Гура Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности : дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 1994. – 209 с.
11.    Даль В. Толковый словарь. Т.1. А-З / В. Даль. – М.: Художественная литература, 1935. – 723с.
12.    Деркач А.А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: моногр. / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, О.В. Михайлов. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 96 с.
13.    Дурай-Новакова К.М. Формирование готовности к педагогической деятельности: Автореф. Дис…д-ра пед. наук. – М., 1985. – 32 с.]
14.    Дьяченко И.М., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Мн: Изд-во БГУ, 1978. – 175 с.
15.    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. М.: АСТ, 2001. С.87
16.    Забкова Т.А. Формирование готовности студентов и молодых специалистов к внеучебной воспитательной работе : дис. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2001. – 198 с.
17.    Запорожец В.Н. Формирование готовности студентов педвуза к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях : дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2001. – 192 с.
18.    Зернова Г.П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности : дис. … канд.пед.наук / Г.П. Зернова. – М., 1999. – 114 с.
19.    Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. —  412 с.
20.    Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков : дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 178 с.
21.    Кисляков А.В. Формирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки : дис. …канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. – 201 с.
22.    Кравцова Л.А. Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе : дис. … канд. пед. наук. – Махачкала, 2008. – 188 с.
23.    Крецан З.В. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях : дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2003. – 215 с.
24.    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
25.    Майорова Н. В. Соответствие человека его профессиональной деятельности: субъектно-деятельностный аспект : дис. … канд. психол. наук. – М., 1998. – 129 с.
26.    Макарова А.К. Анализ профессиональной компетентности специалиста. Советская педагогика. – 1990. — №8. – С. 62-71
27.    Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24 изд., испр. / Под общ.ред. Л. И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2007. С.100
28.    Пенькова Р. И. Формирование у студентов педагогического института готовности к работе классного руководителя : дис. … канд. пед. наук. – Л., 1978. – 180 с.
29.    Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М. : Наука, 1986. – 254 с.
30.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2004. – 713 с.
31.    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
32.    Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. -576 с.
33.    Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
34.    Слепцова И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 22 с.
35.    Солопова М. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. – Череповец, 2002. – 228 с.
36.    Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Алматы: Гылым, 1998. – 320 с.
37.    Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. – Л.: Просвещение, 1967. – 266 с.

[schema type=»book» name=»Педагогическая готовность к работе с интеллектуально одаренными обучающимися» description=»В данной статье рассматриваются основные подходы к определению «готовность». Показана связь между структурными и функциональными компонентами готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися.» author=»Бикбулатов Руслан Рафаильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found