Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики России и проводимых в стране научно-педагогических исследований является фундаментализация высшего технического образования.

Фундаментализация образования предусматривает углубление теоретической, общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки студентов, расширение профиля их профессиональной подготовки. Причем, понятие «фундаментальность» в системе образования не тождественно понятию «фундаментальные науки». По оценкам исследователей, понятие «фундаментальность» основано на содержании образования двух уровней [5, 6, 8, 9]:

Таким образом, фундаментализация образования предусматривает формирование  у студентов таких компетенций как: способность учиться, уметь добывать нужные новые знания, знать  методы и механизмы саморазвития, самообразования, самообучения и самовоспитания, что стало особенно актуальным в условиях рыночной экономики.

В настоящее время сложились определенные тенденции фундаментализации профессионального образования [1, 2, 3, 4, 5, 8 и др.]:

 Что касается фундаментализации содержания общенаучных дисциплин в системе высшего технического образования, то здесь должна быть ориентация на методологически важные, инвариантные знания, обеспечивающие формирование целостной научной картины мира, на усиление фундаментальных составляющих технических и технологических дисциплин с целью подготовки специалистов, способных активно осваивать и создавать новые наукоемкие и культуроемкие технологии.

Возникновение новых технологий ведет к переструктуризации рабочих мест, которые переходят из сферы непосредственного производства в сферу его организации и развития. Эти процессы сопровождаются увеличением доли инженерно-технического труда, который изменяется по своему содержанию. Западные специалисты отмечают интегративную роль инженера в современном обществе, главными чертами которого должны быть:

При этом достижение высокого уровня профессиональной мобильности во многом определяется широтой профиля подготовки специалиста, в основе которой лежат фундаментальные знания естественнонаучного, социально-гуманитарного и общепрофессионального профилей.

Теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме  фундаментализации, показывает, что для высшего технического образования ее основными принципами являются:

Теория фундаментализации базируется на положениях преемственности,  универсализации образования, опережающего развития качества образовательных систем и представлении о системе высшего образования, которая готовит специалистов для всех образовательных ступеней, как о механизме, управляющем всем процессом фундаментализации непрерывного образования [5, 7, 8].

Преемственность реализуется путем согласования базовых знаний, компетенций при переходе от одного образовательного цикла к другому (школа – вуз – учебные заведения послевузовского образования). Другими словами, речь идет о непрерывном общем и профессиональном образовании, а сам принцип преемственности обеспечивается как сопряженностью образовательных циклов всех ступеней образования, так и сопряженностью федеральных государственных  образовательных стандартов.

Универсализация образования подразумевает энциклопедичность и комплексность знаний, вместо прежней узкопрофессиональной подготовки.

Требование опережающего развития качества образовательных систем обусловлено тем, что фундаментальность не должна оставаться застывшим понятием. Фундаментальность нового типа призвана обеспечить не избыточность образования, а формирование  его опережающего характера, реализуя, тем самым,  потенциал российской традиции готовить многообразных по своим компетенциям выпускников.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Список литературы:

  1. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. – – № 5 (18). – С. 20.
  2. Бушмакина Н.С., Шихова О.Ф. Олимпиада по инженерной графике как средство формирования творческих профессиональных компетенций студентов технического вуза // Образование и наука. – 2013. – №2(101). – С. 60 – 72.
  3. Львов Л.В. Повышение эффективности системы профессионального образования на полипарадигмальной основе // Вестник МГАУ. – Выпуск № 4(43). – – С. 164-169.
  4. Любимова О.В., Шихова О.Ф. Основы образовательной стандартологии и нормологии: монография. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. – 184 с.
  5. Субетто, А.И. Введение в нормологию и стандартологию образования. – СПб. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ им. Н.А. Некрасова, Крестьянский госуд. ун-т им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 182 с.
  6. Черепанов В.С., Шихов Ю.А. О проблеме фундаментализации инженерного образования: концепция, программно-целевой подход // Вестник Ижевского государственного технического университета. – – № 3. – С. 5.
  7. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». – 2013. – №4(11). – С. 35 – 39.
  8. Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «Профильная школа-втуз»: дисс. … д-ра пед. наук / Казанский государственный технологический университет. – Ижевск, 2008. – 453 с.
  9. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. О фундаментализации высшего технического образования // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2014. – № 4 (15). – С. 17-20.
  10. Шихов Ю.А. Мониторинг в системе «Школа-втуз» // Профессиональное образование. Столица. – 2005. – №9. – С. 7.[schema type=»book» name=»О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье рассмотрено понятие фундаментализации высшего технического образования в аспекте модернизации его содержания. На основе анализа научно-педагогической литературы выделены основные принципы фундаментализации. Сделан вывод о том, что фундаментальность высшего технического образования является основой профессиональной гибкости будущего инженера.» author=»Шихов Юрий Александрович, Шихова Ольга Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found