Введение. Внедрение в жизнь комплекса ГТО вновь, позволит избежать тех ошибок и перегибов, которые были в советское время, если осуществлять работу по его реализации с использованием личностно-ориентированных и гуманистических подходов. Противоречия, возникшие между низким уровнем здоровья студенток и уровнем их мотивации к занятиям физической культурой, существующей практикой организации физического воспитания не обеспечивающей гармоничность развития физических качеств и неспособностью процесса физического воспитания адекватно отвечать психофизическому потенциалу, интересам и потребностям учащихся [3. с. 63], актуализируют проблему коренного улучшения образовательного процесса по физической культуре в вузах [5, с.18, ]
Важным аспектом научных исследований в области физического воспитания является процесс развития физических качеств, которому отводится не последнее место в программах по физической культуре. Однако уровень физической подготовленности и процесс развития физических качеств в основном ограничены сдачей нормативов физической подготовки (ГТО в том числе) [1, с. 2]. Выполнение нормативов является лишь косвенной оценкой развития физических качеств, а не предпосылкой коррекции и совершенствования физической подготовленности человека.
Необходимость повышения уровня физической подготовленности девушек студенческого возраста, как важного фундамента учебы и жизнедеятельности, должна учитывать потребностно-мотивационную сферу учащихся и текущую динамику хода развития физических качеств [1, с. 3]. Это должно достигаться путем научно обоснованного управления ходом развития физических качеств, включения эффективных инструментальных технологий по оперативной их оценке, обеспечивающих срочную информацию о состоянии физической подготовленности студенток. Реализация принципов управления в развитии физических качеств требует серьезного отношения к подбору содержания физической подготовки, систематизации средств, обусловленных запросами учащихся [2, с. 58] и их потребностно-мотивационными ориентациями.
В настоящей статье предлагается оценка физической подготовленности студенток, включающая: «общефизический компонент» (уровень развития физический качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости – «внутренний») и «эстетико-координационный компонент» (уровень проявления признаков: осанки, гармоничности телосложения, согласованности движения, точности движений, амплитуды, легкости движений, выразительности – «внешний»).
Методика оценивания составляющих физической подготовленности включает: инструментальную технологию оперативной оценки уровня физической кондиции, обеспечивающая срочную информацию о состоянии «общефизического компонента»; оценку «эстетико-координационного компонента» с учетом предложенных критериев.
Методика оценки составляющих физической подготовленности и система средств развития физических качеств нашли практическое применение в учебном процессе на занятиях по физической культуре со студентками СПбГУСЭ.
Основными критериями при выборе тестов выступают их доступность и простота при педагогическом контроле, стандартизация (валидность, объективность).
Результаты. Оценка «общефизического» компонента предполагала определение уровня развития основных физических качеств (через нормы ГТО): сила, гибкость, выносливость, скоростно-силовые способности. Основана на результатах шести нормативов: сгибание-разгибание рук в упоре (О) – сила мышц разгибателей рук; прыжок в длину с места (П) — скоростно-силовые качества мышц ног; сед из положения лёжа на спине за 30 с (Т) — скоростно-силовые качества мышц брюшного пресса; подтягивание на перекладине из виса лёжа (В) – сила мышц сгибателей рук; наклон из положения сидя ноги врозь (Н) – гибкость; бег 1000 м (Б) – выносливость.
Оценка индивидуального уровня общей физической кондиции осуществляется следующим образом:
А). Определяется уровень отдельного физического качества по формуле:
ФК =
где: ФК – уровень реального физического качества;
Р – результат в конкретном тесте;
НВП – норматив из таблицы ГТО, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Б). Индивидуальный уровень общей физической кондиции (ИУОФК):
ИУОФК =
где: О, П, Т, В, Н, Б – показатели уровней отдельных физических качеств девушек.
Для ранжирования физической подготовленности, как по отдельным, так и по общим показателям, предлагается шкала оценки уровня общей физической кондиции (табл. 1).
Таблица 1.
Шкала оценки индивидуального уровня ИУОФК
Значение ИУОФК | Оценка |
От 0,61 и выше | Супер |
От 0,21 до 0,61 | Отлично |
От – 0,21 до 0,20 | Хорошо |
От – 0,60 до – 0,21 | Удовлетворительно |
От – 1,00 до – 0,60 | Неудовлетворительно |
От – 1,01 и более | Опасная зона |
Второй компонент физической подготовленности — «эстетико-координационный» (ЭКК) определяется на основе анализа выполнения девушками танцевально-гимнастической композиции. Оценивается группа признаков: осанка, гармоничность телосложения, согласованность движений, точность движений, амплитуда, легкость движений, выразительность. Данная оценка опирается на методику оценивания хореографической подготовленности гимнасток [4, с. 17].
Композиция составляется из простейших упражнений, под музыкальное сопровождение, длительностью 1 мин. — танцевальных шагов, силовых элементов (сгибания разгибания рук, в упоре лежа), гимнастических элементов с проявлением пассивной гибкости (махи ногами) и элементарной акробатики (перекатов, прыжков).
Каждый признак ЭКК характеризуется наличием определяющих его характеристик. Характеристика исследуемых признаков и оценка их исполнения осуществляется с учетом общих требований к культуре движений [5, с. 20]. Признаки оцениваются по двум уровням: «хороший» – отвечающий всем требованиям, предъявляемым к выполнению танцевально-гимнастической композиции; «плохой» – наличие недостатков (табл. 2).
При оценке признаков «эстетико-координационного» компонента учитываются только «хороший» уровень.
Каждый показатель (коэффициент) признака из представленного комплекса определяется по формуле:
Кэкк =
где: Кэкк — коэффициент признака «эстетико-координационного» компонента;
Nп — частота повторяемости исследуемого признака «эстетико-координационного» компонента (наличие «хорошего» уровня признака);
Ко — общее количество движений в композиции.
Расчет интегрального (Иэкк, по семи признакам) показателя эстетико-координационного компонента проводится:
Иэкк =
Для ранжирования значений уровня «эстетико-координационного» компонента, как по отдельным, так и по интегральным показателям, используется шкала оценки (табл. 3).
Таблица 2.
Характеристика признаков ЭКК физической подготовленности студенток
Признаки «ЭКК» | Характеристика | Уровни | |
хороший | плохой | ||
1. Правильная осанка | Прямое, вертикальное положение тела, опущенные, расправленные плечи, приподнятый подбородок | Без видимых отклонений | С отклонениями |
2. Гармонич-ность телосло-жения | Пропорциональность веса, роста, длины конечностей, объемов; правильная форма рук и ног;
равномерность развития мускулатуры
|
Соответствие пропорций
Равномерное раз-витие мускулатуры |
Не соответствие пропорций
Не равномерное |
3. Согласованность движений звеньев тела | Согласованность движений рук, ног в ходьбе (правильная осанка, полувыворотная, мягкая пост-новка стопы перекатом с носка и раскрепощен-ное, согласованное движение рук; выпрямляя колени);
Согласованность движений с ритмом и темпом музыки |
Наличие согласованности
Наличие согласованности |
Отсутствие согласованности
Отсутствие Отсутствие |
4. Точность движений | Точность движений руками и ногами в танцевальных, физических упражнениях, соответствие заданным характеристикам движения | Соответствие характеристикам техники | Несоответствие |
5. Амплитуда движений | Соответствие движений туловища, звеньев рук и ног заданной амплитуде | Соответствие амплитуде | Несоответствие |
6. Легкость движений | Способность выполнять движения без видимых напряжений | Отсутствие усилий | Наличие усилий |
7. Выразитель-ность |
— Яркое проявление эмоций и чувств (мимики лица), продиктованных характером музыкального сопровождения;
— Законченность движения (акцентированная постановка жеста кистью при окончании движения; акцентированная остановка движения туловищем, акцентированная остановка движения головы). |
Наличие соответствия проявляемых эмоций
Наличие акцентов звеньями тела |
Отсутствие таковых
Отсутствие акцентов |
Для выявления ведущих признаков ЭКК был проведен корреляционный анализ между результатами тестирования физических качеств и показателями признаков (табл. 4): осанка, гармоничность телосложения, согласованность движений, точность движений, амплитуда, легкость движений, выразительность, значения которых были получены в ходе выполнения танцевально-гимнастической композиции.
Таблица 3.
Шкала оценки «эстетико-координационного» (ЭКК)
Граничные значения уровней ЭКК | Уровень ЭКК |
0,59 – 0,5 | Супер |
0,49 – 0,4 | Отлично |
0,39 – 0,3 | Хорошо |
0,29 – 0,2 | Удовлетворительно |
0,19 – 0,1 | Неудовлетворительно |
0,09 – 0 | Опасная зона |
Таблица 4.
Взаимосвязь (r) признаков «эстетико-координационного» компонента с отдельными физическими качествами
Физические
качества
Признаки |
Сила мышц рук | Скор.-сил. кач-ва мышц ног | Скор.-сил. кач-ва мышц пресса | Статическая сила мышц рук | Подвижность позвоноч. и тазоб. суст. | Общая выносливость |
«Осанка» | 0,71 | 0,81 | 0,85 | 0,52 | 0,7 | -0,41 |
«Гармоничность телосложения» | 0,37 | 0,29 | 0,39 | 0,27 | 0,15 | -0,1 |
«Согласованность
движений» |
0,69 | 0,72 | 0,75 | 0,40 | 0,73 | -0,30 |
«Точность движений» | 0,72 | 0,74 | 0,70 | 0,52 | 0,69 | -0,32 |
«Амплитуда движений» | 0,70 | 0,80 | 0,78 | 0,43 | 0,89 | -0,25 |
«Легкость движений» | — | — | — | — | — | — |
«Выразительность» | 0,33 | 0,70 | 0,70 | 0,26 | 0,56 | -0,09 |
Корреляционный анализ показал, что признак «осанка» формируется преимущественно четырьмя физическими качествами: силой мышц рук (r = 0,71), скоростно-силовыми качествами мышц ног (r = 0,81) и пресса(r = 0,85), подвижностью позвоночных и тазобедренного сустава (r = 0,7).
«Гармоничность телосложения» имеет среднюю положительную связь между — силой мышц рук (1 тест), скоростно-силовыми качествами мышц туловища и ног (2,3 тесты). С остальными физическими качествами исследуемый признак имеет слабую положительную (подвижность в суставах) и отрицательную взаимосвязь (общая выносливость).
«Согласованность движений», «точность движений», «амплитуда движений» имеют сильную положительную взаимосвязь с — силой мышц рук, скоростно-силовыми качествами мышц пресса, скоростно-силовыми качествами мышц ног, подвижностью позвоночного и тазобедренного суставов. Статическая сила мышц рук имеет среднюю взаимосвязь с данным признаком. Общая выносливость, определяемая пробеганием дистанции 1000 м, имеет слабую отрицательную связь с данными признаками.
«Выразительность» связана со скоростно-силовыми качествами (туловища) и подвижностью в суставах. С остальными физическими качествами этот признак имеет слабую связь.
Выводы:
- Физическую подготовленность девушек студенческого возраста целесообразно рассматривать как взаимосвязь двух компонентов: «общефизического» и «эстетико-координационного». «Общефизический» компонент представлен признаками: сила, скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость – «внутренний». «Эстетико-координационный»: «осанка», «гармоничность телосложения», «согласованность», «точность», «легкость», «выразительность», «амплитуда» движений – «внешний»;
- Алгоритм расчёта «эстетико-координационного компонента» следующий:
— определяется показатель конкретной характеристики признака ЭКК путем подсчета частоты повторяемости исследуемой характеристики при выполнении композиции;
— рассчитывается коэффициент по каждому показателю к общему количеству движений в композиции;
— высчитывается интегральный показатель ЭКК, выраженный отношением суммы коэффициентов по каждому признаку к общему количеству признаков;
- Кроме обще физической подготовленности студенток на эстетическую составляющую (что зачастую более важно в подготовленности женщин) можно целенаправленно воздействовать средствами физической культуры (нормы ГТО), имеющими высокую корреляционную зависимость с ЭЭК. Данный подход позволяет осуществлять подбор средств, которые дифференцированно воздействовали бы на конкретные физические качества и тем самым способствовали формированию ведущих признаков ЭКК физической подготовленности.
Список литературы:
- Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. №3 — — С. 2-4;
- Курысь В.Н., Сляднева Л.Н. Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет // Теория и практика физической культуры, №9, 2002. – С. 57-60;
- Лаврухина Г.М., Константинова А.К. Обоснование заинтересованности девушек и юношей (18-24 лет) в испытаниях по выбору комплекса ГТО Отечественная физическая культура и спорт: Матер. научн.-практ. конференции «Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. Герценовские чтения». Материалы XI Международной науч.-практ. Конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы» /Под общ. ред. А.Н. Дитятина – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 62-64;
- Медведева Е.Н. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: автореф. дис. …канд. пед. наук / Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., — 2000. — 23 с;
- Солодянников В.А. Методика оценки общефизического и эстетическо-координационного компонентов физической подготовленности девушек 16-18 лет / Гимнастика. Сборник научных трудов. Выпуск VI: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб.: [б.и.], 2008. – С. 17-22.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННСТИ СТУДЕНТОК В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО» description=»Студентки вузов — девушки 17-22 лет, когда кроме чисто общей физиче-ской подготовленности «эстетическую составляющую» целенаправленно выделить как компонент их развития средствами физической культуры. Модель физической подготовленности девушек можно рассматривать как взаимосвязь минимум двух компонентов: «общефизического» и «эстетико-координационного». «Общефизический» компонент представлен нормами вводимого в настоящее время комплекса ГТО: сила, скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость. «Эстетико-координационный»: «осанка», «гармоничность телосложения», «согласованность движений», «точность движений», «легкость», «выразительность», «амплитуда» предложено количественно оценивать в настоящей статье.» author=»Солодянников Владимир Андриянович, Люйк Людмила Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]