Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Проблема развития творческих способностей у школьников является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку современное общество нуждается в социально-адаптированной личности. В процессе обучения и воспитания главное значение, приобретают задачи формирования таких личностных качеств ребенка, как инициативность, стремление к творческому поиску, развитие творческих способностей в различных видах деятельности.

Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и сложных вопросов изобразительного искусства. Выполнение композиции – очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также  развивающий воображение,  мышление и фантазию ребёнка.

Станковая композиция – один из основных предметов, изучаемых школе искусств. Школа искусств в четкой и ясной последовательности дает учащимся необходимую для творческой работы грамоту. Предмет «станковая композиция» развивает творческие способности детей, формирует то, без чего не может получиться полноценный художник. Работая над композицией, учащиеся учатся не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней. Главные понятия курса станковой композиции – замысел и картина. Замысел дает представление о цели работы, ее смысле. Картина – в результате работы, оформляет замысел совокупностью средств, в законченное произведение. Художественная целостность произведения, значимость его содержания отличает картину от зарисовки, этюда, эскиза. [1]

Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.[2, c. 27] Например, учащиеся при обучении рисованию (иллюстративному, декоративному) выполняют ряд действий, связанных с написанием разнообразных отдельных  элементов, связок элементов и стилизацией. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления простых движений рукой выполняются  автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.

Поэтому методика проведения урока тематического рисования должна содержать вопросы изучения средств художественно-образной выразительности и принципы взаимодействия трех композиционных составляющих книги — литературной, изобразительной и архитектонической. Методы обучения должны быть направлены на решение проблемы формирования у школьников профессионального мастерства, поиск индивидуального стиля, оригинальные способы решения художественных задач, а так же формирование специальных графических умений и навыков.

Всё это предусматривает поэтапное развитие следующих умений:

Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно будет поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.

Важным этапом в развитии графических умений является работа с натуры и по наблюдению при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными «живыми» решениями. [3] В процессе обучения композиции учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами живописными, графическими и учатся применять их на практике в учебных работах.

Важно и полезно укрепить связь между предметом «рисунок» и предметом «станковая композиция». Во всех заданиях по предмету «рисунок» учащийся получает знания и осваивает наблюдательную перспективу. Рисуя предметы, интерьер, фигуру в интерьере, натюрморт с линией горизонта на разном уровне, фигуру и голову в ракурсе, он получает от преподавателя объяснения по построению изображения в пространстве, основные понятия наблюдательной линейной перспективы – способа создания иллюзии пространства на плоском листе, и это является критерием грамотного рисунка.[4]

Последовательность заданий на уроках композиции располагается в порядке постепенного усложнения задач. Такой принцип предполагает взаимосвязь между предшествующими и последующими темами, что обеспечивает закрепление полученных навыков и знаний. Акцент делается на умение продумывать определённое содержание, тему, находить конкретный, наиболее точно выражающий мысли и чувства сюжет, реализовывать его в эскизе. Именно в эскизе можно отразить общую и самую главную суть будущей композиции, абстрагируясь от ненужных на данном этапе мелочей. Работа над эскизом индивидуальна. Одни выполняют  эскиз схематично (карандашом), вынося последующие этапы работы (цвет, тон, фактуру) на основной формат. Другие выполняют детально разработанный эскиз, стараясь уже на маленьком формате увидеть черты будущей композиции.

Весь этот процесс опирается на знания и навыки, приобретённые в процессе изучения рисунка и живописи, а также скульптуры и истории искусства.[5] К концу обучения учащимся важно понимать, что поиск композиции, цветового образа, ритмов направлены в результате на создание картины как целостного художественного произведения. Изучение композиции не предполагает готовых решений, а лишь подталкивает учащихся к верному решению в их самостоятельной работе средствами, приемами и правилами композиции.

В развитии графических умений немаловажное  значение имеет правильная организация педагогом познавательного процесса при рисовании. Условием формирования ясных и четких представлений становиться педагогическое управление процессом обучения и восприятия, правильная подача материала. Целенаправленное восприятие объекта с различных точек зрения и ракурсов способствует накоплению достаточно точных знаний о реальном предмете изображения. Освоение изобразительной грамоты, понимание графических действий в процессе непрерывного рисования: выполнения набросков и быстрых зарисовок с разнообразных точек зрения, фиксации замысла в эскизах все это ведет к совершенствованию и оттачиванию специальных умений и навыков рисования и как следствие к полноте графического представления об изображении. Знание изобразительной грамоты, владение умениями и навыками рисования являются необходимым условием реализации полного потенциала ученика и овладение им  профессиональными навыками рисования.

Список литературы

1.     Шорохов Е. В., «Композиция» — М.: 1985 г.

2.     Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар; ЦПИ, 1992. — 27 с.- 144

3.     Золотухина Р. М. Композиционное мышление как основа творческого подхода к рисунку на начальном этапе обучения // Вопросы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузов, сб. научн. трудов. Омск; Изд-во ОмГПУ, 2003. — Вып. 1. — С. 54-61.

4.     Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. — М.: Эксмо, 2013.

5.     Алехин А.Д. Композиция // Юный художник. – М.: 1980. — № 5,8.-1982. — № 6[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ» description=»Статья посвящена развитию графических навыков у детей занимающихся станковой композицией в ДШИ. Автор выделяет приемы и методы обучения, которые считаются важными и прогрессивными для преподавания композиции. В частности, в статье рассматривается роль рисования с натуры и композиционного представления которое становится основным видом изобразительной деятельности в процессе обучения.» author=»Савченко М.Н.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found