В значительной части большого количества исследований, посвященных профессиональным и личностным качествам современного офицера, указывается на значимость наличия в структуре его профессиональной подготовленности, направленной на выполнение сложных и ответственных задач по должностному предназначению, развитой коммуникативной компетентности в целях надежного обеспечения обороноспособности страны в современных условиях и в рамках происходящих в Вооруженных Силах реформ.
Однако для того, чтобы будущие офицеры могли успешно выполнять свои функциональные обязанности в войсках, необходимо уже в процессе учебной деятельности во время профессиональной подготовки в высшем военном учебном заведении обеспечить высокий уровень развития у курсантов коммуникативной компетентности. К сожалению, как свидетельствует практика войск и ввузов, а также проведенное исследование, в действительности следует отметить недостаточную разработанность данной проблемы в педагогической науке, что обусловливает необходимость целенаправленной, систематизированной работы по совершенствованию коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов.
Для решения данной задачи автором статьи была разработана и апробирована модель педагогической программы совершенствования коммуникативной компетентности курсантов вузов.
В процессе разработки педагогической программы мы опирались на труды отечественных педагогов и психологов, в которых изложены подходы к проблеме моделирования педагогических явлений. Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.Н. Дахина, Ю.А. Конаржевского, В.В. Давыдова, В.А. Тестова. По нашему мнению, наиболее предметно данная проблематика раскрыта в трудах Н.В. Кузьминой, отмечавшей, что «моделирование – это общенаучный метод исследования любых явлений, состоящий в построении и исследовании особых объектов (систем) – моделей (вещественных или знаковых) других объектов – оригиналов или прототипов» [4]. При этом под моделью понимается искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т.д.) аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или вовсе невозможно. Модель – аналог объекта исследования, она сходна с объектом, но не тождественна [1,3].
Таким образом, разработанная модель педагогической программы совершенствования коммуникативной компетентности курсантов ввузов предназначена для создания аналога данной программы, так как полностью представить и экспериментально исследовать такого объема и широты проблему даже в рамках одного учебного заведения затруднительно.
Педагогическая программа совершенствования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки представляет собой систему взаимосвязанных целей, задач, методов, форм и средств подготовки курсантов как профессионалов, в сфере управления и воспитания подчиненных, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативных качеств и навыков, а также условий, обеспечивающих эффективность данной подготовки, и механизм педагогических взаимодействий, направленных на достижение целей профессиональной подготовки квалифицированного офицера.
При определении целей и задач педагогической программы развития коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов мы исходили из соображения, что они должны отражать общие цели подготовки курсантов как будущих офицеров, не нарушать структуру и технологию образовательного процесса в военном вузе, быть адаптированными к специфике конкретных условий образовательного процесса и ориентировать курсантов на активную деятельность по самообразованию и самовоспитанию [2,3,7].
Разработанная педагогическая программа структурно включает следующие разделы:
- Формирование у курсантов мотивации к развитию коммуникативных качеств и навыков.
- Совершенствование психолого-педагогической подготовки субъектов формирования и развития коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки.
- Внедрение в учебный процесс педагогических технологий и методик, обеспечивающих эффективное развитие у курсантов коммуникативных качеств и навыков.
- Мероприятия по развитию коммуникативных навыков в процессе изучения учебных предметов и во внеучебное время, в часы самостоятельной подготовки и факультативов.
Первый раздел является основой деятельности по реализации программы: как отмечает В.В. Мелетичев, «наличие положительной мотивации учения у курсантов является одним из важнейших условий успешности их обучения» [5].
Поскольку развитие коммуникативной компетентности является важной частью обучения, то оно также обусловливается положительной мотивацией к учебной деятельности. Важно иметь в виду, что применительно к подготовке будущих офицеров в военном вузе, речь идет не просто о познавательной, а о профессиональной мотивации учения. Как верно замечает в своих научных трудах В.В. Мелетичев, «профессионалом в любой сфере деятельности … может быть только тот, кто мотивирован именно на эту деятельность, стремиться реализоваться в ней, если эта деятельность значима для субъекта сама по себе, он получает от нее удовлетворение, то есть имеет внутреннюю мотивацию этой деятельности» [6].
Значение второго раздела педагогической программы определяется тем, что необходима специальная работа (мероприятия) по совершенствованию субъектов формирования и развития коммуникативной компетентности у курсантов.
Под субъектами мы понимаем, прежде всего, тех, кто оказывает постоянные, целенаправленные, системные психолого-педагогические воздействия на курсантов – профессорско-преподавательский состав, командиры курсантских подразделений и специалисты воспитательных структур. Для каждой из этих категорий субъектов в педагогической программе были предусмотрены отдельные мероприятия по развитию и совершенствованию.
Третий раздел – «Внедрение в учебный процесс педагогических технологий и методик, обеспечивающих эффективное развитие у курсантов коммуникативных качеств и навыков».
Коммуникативная компетентность есть развивающийся опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого общения. Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у курсантов ввузов способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, служебной, бытовой, культурной и общественной сфер общения. Необходимость внедрения в учебный процесс военного вуза новых педагогических технологий и методик, определяется тем, что традиционно используемые не в полной мере обеспечивают эффективное становление курсантов как специалистов.
Важное значение для развития у курсантов коммуникативной компетентности имеет четвертый раздел разработанной педагогической программы — «Мероприятия по развитию коммуникативных навыков в процессе изучения учебных предметов и во внеучебное время, в часы самостоятельной подготовки и факультативов».
Поскольку важной целью подготовки курсантов военных вузов как будущих офицеров – управленцев и воспитателей в одном лице – является развитие у них уровня коммуникативной компетентности, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение ими профессиональных обязанностей в подразделениях и частях, постольку важен момент овладения ими не только психолого-педагогическими знаниями в сфере общения, но и практическим опытом применения этих знаний. Это становится возможным посредством организации и проведения факультативов, проводимых во внеучебной деятельности курсантов, являющихся органической частью предлагаемой педагогической программы. Педагогическая ценность факультативов заключается в том, что образовательная ситуация становится лично значима для обучающегося, находится в резонансе с его опытом; эффективно обеспечивает формирование у курсантов навыков и умений решения коммуникативных задач в учебно-профессиональной деятельности.
Таким образом, предлагаемая нами педагогическая программа, максимально используя возможности образовательной ситуации в военном вузе, создает необходимую психолого-педагогическую среду для успешного развития коммуникативной компетентности у курсантов вузов в целях улучшения их профессиональной подготовки как управленцев и воспитателей.
Список литературы:
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
- Вахонин Н.Л., Ефремов О.Ю. Психология и педагогика высшей школы. – СПб., 2006. – 399 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дисс. … д-ра псих. наук. – Л., 1991. – 375 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 114 с.
- Мелетичев В.В. Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов вузов ПВО: дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 154 с.
- Мотивация учения ипедагогической деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В.В.Мелетичева. – СПб.: СПб АППО, 2011. – 101 с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов [текст]: учебн. Пособие для вузов/ И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2004. – 365 с.[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ » description=»В статье рассматриваются основные аспекты педагогической программы совершенствования коммуникативной компетентности курсантов военвузов.» author=» Ардиянц Яна Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]