Научная работа студентов традиционно подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс, проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС). Существуют следующие формы учебно-исследовательской работы: 1) реферирование научных изданий; 2)подготовка обзоров по новинкам литературы; 3) выступление с докладами на семинарах; 4) написание курсовых и дипломных работ. Научно-исследовательская работа студентов (далее НИРС)включает следующие формы работ: 1) работу в научных кружках; 2) участие в научно-исследовательских работах; 3) выступление с докладами на научно-теоретических и научно-практических конференциях; 4) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований [см. 1, 3]. Данные два понятия подробно рассматриваются в статье Л.П. Чупровой [4, 380-381]. Автор подчеркивает необходимость не разграничивать эти два понятия и называть любую исследовательскую работу студентов (проводимую во вне-учебное время и во время учебного процесса) термином научно-исследовательская деятельность. В статье описаны направления по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов в учебный процесс [4, с. 382-383]. Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются следующие два направления: 1. «Обогащение традиционных академических форм организации учебного процесса (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий) выполнением задач исследовательского типа»; 2. «Внедрение менее специфических для высшего образования коллективных форм научно-практической деятельности студентов».
Мы также считаем, что развитие исследовательских умений и способностей студентов первокурсников возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического. Поэтому рассмотрим возможность формирования научно-исследовательских компетенций студентов первокурсников в рамках проектного обучения. Методической основой проектного обучения является метод проектов – способ достижения учебных целей путем разработки проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.
У. Килпатрик в своей книге «Метод проектов»[1] описывал следующие этапы проектной деятельности: 1) замысел; 2) планирование; 3) исполнение; 4) оценка. В идеале все эти части проекта должны исполняться учениками без участия педагога. Дж. Дьюи критиковал данную идею, считая, что ученики не могут обходиться без помощи педагога, проект должен быть совместной деятельностью учителя и ученика. Мы придерживаемся мнения о том, что координация научно-исследовательской работы студентов, проводимой в рамках проектной деятельности, может быть как открытой, так и скрытой в зависимости от наличия или отсутствия опыта выполнения проекта у студентов. На первом курсе целесообразно осуществлять как открытую, так и скрытую координацию научно-исследовательской проектной деятельности студентов. Преподавателю необходимо активно принимать участие во всех стадиях выполнения проекта, возможно, даже в качестве участника проекта.
Существуют разные типы проектной деятельности. Наиболее известной и общепризнанной среди отечественных педагогов считается типология проектов, разработанная Евгенией Семеновной Полат[подробнее см. источник 2, с. 219-223].
Научно-исследовательская работа студентов может проводиться в рамках исследовательских, информационных, практико-ориентированных (прикладных) проектов. Для студентов первого курса актуальны первые два типа проектов. Выполнение исследовательских проектов познакомит студентов со структурой научного исследования, т.к. исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения обозначенной проблемы, обсуждений полученных результатов, выводы и т.д. Результат исследовательского проекта может быть представлен в форме доклада, научной статьи, реферата. Информационные проекты направленына сбор информации о каком-то объекте, явлении, ее анализ и обобщение фактов. Структура информационного проекта состоит из: определения цели проекта, его актуальности; подбора источников информации (научная и научно-популярная, художественная литература, средства СМИ, базы данных, интервью, анкетирование); анализа информации [2, c. 220-222].Результат информационного проекта может оформляться в виде схем, таблиц, докладов, статей, словарных статей, мультимедийных презентаций, документального и видео- фильмов. Выполнение информационных проектов будет способствовать формированию у студентов навыков и умений осуществлять поиск, анализ, структурирование информации, студенты овладеют разными стратегиями и тактиками чтения, способами извлечения информации из научной и научно-популярной литературы, способами создания вторичных текстов[подробнее см. источник 5].
Проекты по количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Если мы говорим об организации научно-исследовательской работы студентов первокурсников на основе проектной деятельности, то целесообразно начинать приобщение студентов к проведению исследований в группе. Такая тактика позволит включить в исследовательскую работу большое количество учащихся, снизит уровень тревожности у студентов, научит их достигать цели сообща, повысит мотивацию студентов в отношении выполнения научно-исследовательской работы и в менее трудоемкой форме познакомит студентов со всеми этапами научного исследования. В таблице 1 представлена технология организации научно-исследовательской работы студентов на основе метода проектов.
Этапы проекта |
Виды работы |
1. Разработка темы научного исследования | Основным требованием предъявляемым к теме научного исследования является ее актуальность и правильная формулировка (логичность и лаконичность формулировки темы). Тема должна быть актуальна для студентов. Поэтому для определения темы научного-исследования, которое будет выполняться группой студентов, мы предлагаем использовать прием «Мозговой штурм». С помощью данного приема можно подразделить сквозную тему на подтемы и распределить подтемы по исследовательским группам. |
2. Формирование проектных групп | Осуществляется по желанию студентов. Можно использовать игровые технология деления учащихся на группы. С проектными группами уточняются темы проектов, обсуждаются основные идеи и замысел будущей работы |
3. Проектирование исследования | Разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности, определение стратегии и тактики исследования. |
4. Информационный поиск | Студенты знакомятся с различными источниками информации, овладевают различными стратегиями и тактиками извлечения, переработки (анализа) информации, способами конспектирования, умением грамотно составлять библиографический список. |
5. Оформление результатов проектной работы | Результаты исследовательской работы оформляются в соответствии с типом проекта, в рамках которого выполняется исследование. О различных способах оформления результатов мы говорили выше. |
Таблица 1.
Технология организации научно-исследовательской работы студентов на основе метода проектов.
После того, как студенты овладели необходимыми навыками и умениями выполнения научно-исследовательской работы в группе, можно переходить к организации индивидуальной научно-исследовательской работы первокурсников, которая предполагает большую степень самостоятельности, автономности работы студентов.
В Новосибирском государственном педагогическом университете большое внимание уделяется организации научно-исследовательской деятельности студентов. Ежегодно проводятся «Дни науки», научно-практические конференции внутривузовского и международного ранга. Важным является опыт ежегодно проведения научно-практической конференции «Молодежь XXI века», тезисы докладов участников конференции публикуются в одноименном сборнике. Студенты всех курсов активно принимают участие в данной конференции, проявляют высокую степень заинтересованности в том, чтобы тезисы их докладов были опубликованы в сборнике.
Наблюдение за выступлениями студентов первого курса на данной научно-практической конференции и анализ опубликованных тезисов их докладов позволил нам описать состав исследовательских умений студентов первого курса, представленный в Таблице№ 2.
Состав исследовательских умений студентов первокурсников
педагогического образования, профиль: иностранный язык.
Исследовательские умения |
||
Методологические |
Предметные: (педагогика/ лингвистика). Специальные методы научного исследования. |
|
Теоретического характера | Практического характера | |
1. Определять цель, объект, задачи работы.
2. Формулировать проблему, гипотезу исследования
3. Применять методы теоретического анализа и синтеза информации.
4. Проектировать и планировать ход исследовательской работы.
5. Овладение исследовательскими операциями стратегического характера (определение актуальности темы, проблемы, конечной цели исследования) 6. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
7. Формирование умений в оформлении научных текстов (статей, докладов).
8. Умение проводить учебные исследования различного типа: теоретические, эмпирические, смешанные |
1. Умение работать с учебной и научной литературой:
а) овладение различными стратегиями чтения (поисковое, изучающее, просмотровое). б)знание особенностей различных жанров научного стиля: статья, монография, словарная статья, доклад, информационное сообщение. в) овладение различными видами (выборочное, сквозное, продуктивное и репродуктивное) формами и технологиями (выписка цитат, пересказ своими словами, критические замечания, уточнение, перевод на более простой язык, собственные разъяснения, реконструкция текста в таблицы, схемы) конспектирования. 2. Владение методами обработки содержания научных текстов (дескриптивный метод[2], диахронический метод[3], критический анализ[4], сравнительный анализ[5], метод деконструкции[6]. 3. Умение осуществлять поиск информации. 4. Умение представлять результаты исследовательской работы в виде научной статьи, текста доклада, творческое оформление результатов исследования (видеофильм, словарная статья) |
1. Специальные методы педагогического исследования: а) Опросные методы обучения: интервьюирование (в отдельных случаях возможно проведение анкетирования);
б) изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта. 2. Специальные методы лингвистического исследования: а) сравнительно-сопоставительный анализ б) метод сплошной выборки (используется для определения частотности употребления языкового явления в тексте, изучения лексической сочетаемости)
|
Исследования, которые могут проводить студенты, подразделяются на три группы: 1) теоретические; 2) эмпирические; 3) смешанные.
Теоретические исследования базируются на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме. Это монографии, статьи, тезисы, нормативно-правовые документы. Предметом исследования служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные. Теоретические исследования подразделяются на исторические и методологические. Исторические исследования нацелены на изучение неизвестных страниц истории науки, общественной и профессиональной деятельности персоналий. Полноценное изучение какого-либо явления или процесса может быть только после изучения его эволюции от возникновения до настоящего состояния. Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо феномена.
Эмпирические исследования – это работы, связанные с изучением и описанием практики.
Смешанные работы предполагают сочетание указанных типов и разных их видов. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, поэтому возникают теоретико-экспериментальные, историко-методологические, опытно-теоретические исследования[3, с. 9-10].
Этими типами и видами исследований целесообразно овладевать пошагово. На первом курсе закладывается теоретическая база знаний, преподаются предметы теоретической направленности («Философия», «Введение в языкознание», «Русский язык и культура речи», «Педагогическая риторика», «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания по профилю подготовки»). Поэтому говорить о проведении эмпирических педагогических исследований на данном этапе обучения, в отрыве от реальной педагогической практики,рано. Целесообразно предложить первокурсникам выполнить теоретическое исследование. Например, такой вид теоретического исследования, как историческое исследование. Поэтому в состав исследовательских умений студентов первокурсников мы не включили эмпирические методы педагогического исследования (умения проводить педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, психолого-педагогическое тестирование). Не внесены в Таблицу 2 также такие эмпирические методы педагогического исследования, как метод изучения школьной документации и ученических работ, метод социометрии, метод анализа результатов деятельности ученика, метод обобщения независимых характеристик, метод рейтинга.
В случае с лингвистическими дисциплинами ситуация складывается иным образом. На первом курсе студенты факультета иностранных языков изучают лингвистические дисциплины практической направленности («Практическая грамматика», «Практическая фонетика», «Практика устной и письменной речи»). Содержание данных дисциплин предполагает знакомство учащихся с определенным количеством научных терминов, однако, для выполнения теоретического исследования полученных знаний будет недостаточно.
Исследование технологий организации научно-исследовательской работы студентов является очень перспективным направлением исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Полученные результаты можно внедрять в процесс обучения студентов, постоянно расширять арсенал приемов, технологий и методов организации научно-практической работы, эффективно организовать процесс формирования научно-исследовательской компетенции студентов.
Библиографический список:
- Астанина С.Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в дистанционном вузе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В., Шестак Н.В.— Электрон. текстовые данные.—М.: Современная гуманитарная академия, 2010.— 129 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/16932.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.
- Родионова Д.Д. Основы научно-исследовательской работы (студентов) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов укрупненной группы специальностей «Культура и искусство»/ Родионова Д.Д., Сергеева Е.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2010.— 181 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/22049.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
- Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 380-383.
- Шепшинская И.М. Интерактивные приемы работы с профессионально-ориентированными текстами на иностранном языке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа., 2014 № 2. – с. 199-204.
[1]Kilpatrick W.H. The Project Method// Teachers College Record. – 1918.
[2]Описание изучаемого явления с помощью слов-дескрипторов, опорных слов
[3]Изучение каких-либо идей, научных школ в их становлении, историческом развитии.
[4]Метод выявления слабых и сильных сторон научного текста.
[5]Метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений).
[6] Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ» description=»автор рассматривает проблему организации научно-исследовательской работы студентов первокурсников, описывает возможности проектного метода обучения в организации научно-исследовательской деятельности студентов, приводится пошаговая инструкция для организации групповой исследовательской работы студентов.» author=»Шепшинская Инна Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]