Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией.
Усиление роли общественности в управлении ДОУ все более актуализируется в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развитие общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования [5].
Партнерский диалог общества, государства и профессионалов — педагогов позволяет создать систему анализа и обосновать необходимость учета новых аспектов качества дошкольного образования в ситуации, когда общественность оценивает систему образования не с точки зрения выполнения текущих функций, а с точки зрения реализации поставленных перед ней целей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [5].
Маркетинг является одним из внешних условий государственно общественного управления реализацией ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОУ.
Создание институтов общественного участия в управлении образованием, обеспечение открытости информации об образовательных учреждениях, предполагает обязательное участие в управлении образовательными учреждениями (далее – ОУ) общественности. Такого рода необходимость обусловлена возрастающими требованиями общества к качеству образовательных услуг.
Поиск резервов эффективности и качества образовательного процесса в условиях государственно-общественного управления приводит к появлению новых задач управления. Формирование образовательных потребностей, проявление и оформление образовательного заказа субъектов образовательного процесса обуславливает необходимость разработки особых маркетинговых механизмов обеспечения перехода к стратегии формирования заказа и заказчика на услуги в системе дошкольного образования. В дошкольном образовании заказчиком, субъектом выбора услуг выступают родители (законные представители) воспитанников. В соответствии с законодательством заказчик и клиент не могут быть одним лицом, что определяет дополнительные сложности в анализе потребностей и предпочтений потребителя, в прогнозировании результата образовательных услуг и путей их реализации. Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении – это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Применение маркетингового подхода имеет своей целью удовлетворение образовательных потребностей всех категорий участников образовательных отношений на основе изучения, анализа и реализации определённой стратегии, что способствует повышению качества образовательных услуг.
В исследованиях С.А. Езоповой [2, с.73], структура планирования маркетинговой деятельности содержит следующие компоненты:
- Анализ текущей маркетинговой ситуации: ее описание на рынке образовательных услуг; характеристика целевых рынков ДОУ; анализ реализации услуг ДОУ (спрос, цены, и т. д.); информация о конкурентах ДОУ; особенности продвижения образовательных услуг ДОУ.
- Анализ опасностей и возможностей, исходящих от маркетинговой среды ДОУ. Для этого может быть использован метод SWOT-анализа, позволяющий организации определить преимущества и угрозы, которые несет внешнее окружение, и выявить собственные сильные и слабые стороны.
- Определение маркетинговых целей ДОУ. В дошкольных учреждениях могут решаться следующие маркетинговые цели: удовлетворение потребностей покупателей услуг; завоевание конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; внедрение на рынок новой услуги; получение определенной прибыли и т. д.
- Выработка маркетинговых стратегий. Они разрабатываются исходя из общей стратегии деятельности ДОУ: стратегии концентрированного роста, ликвидации (ухода с рынка). В маркетинговых стратегиях определяются пути достижения поставленных целей. В ДОУ осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности ДОУ в целом.
Управленческий алгоритм нами представлен в форме таблицы, в которой по горизонтали представлены основные направления маркетинговой деятельности в ДОУ, а по вертикали – субъекты государственно-общественного управления.
Субъекты ГОУ |
Основные направления маркетинговой деятельности в ДОУ |
|||
Анализ состояния маркетинговой среды ДОУ | Определение маркетинговых целей ДОУ | Определение бюджета маркетинга в ДОУ | Планирование маркетинговой деятельности | |
Администрация ДОУ | Подготовка материалов для изучения воспитателями запросов потребителей, их покупательских характеристик
Изучение степени удовлетворенности потребителей услугами ДОУ, их ожиданий и предпочтений |
Разработка альтернативных маркетинговых стратегий ДОУ при участии инициативной группы воспитателей (разные варианты путей достижения целей) | Определение источника финансирования | Согласование маркетинг-плана с планами работы ДОУ |
Воспитатели | Выявление степени удовлетворенности потребителей услугами ДОУ, их ожиданий и предпочтений | Обсуждение предложенных маркетинговых стратегий ДОУ | Разработка конкретного плана маркетинговых мероприятий (в рамках работы инициативной группы) | Ознакомление с маркетинг-планом |
Совет ДОУ | Знакомство с результатами анализа маркетинговой ситуации в ДОУ | Рассмотрение и определение ведущей маркетинговой стратегии ДОУ | Рассмотрение проекта маркетинг-плана ДОУ | Согласование маркетинг-плана ДОУ (стратегического и тактического) |
Наблюдательный совет | Знакомство с результатами анализа маркетинговой ситуации в ДОУ | Рассмотрение и определение ведущей маркетинговой стратегии ДОУ | Согласование финансовых планов ДОУ
(создание фондов поддержки проектов ДОУ) |
Механизм координирования действий субъектов ГОУ также представлен в форме таблицы, в которой по горизонтали раскрываются функции маркетинговой деятельности в ДОУ, а по вертикали – этапы принятия решения.
Маркетинговые функции | Исследование маркетинговой среды | Изучение потребительских характеристик | Разработка политики предложения услуг | Разработка новых услуг | Ценообразование | Продвижение услуг ДОУ |
Принятие решения | Заведующий | Заведующий | Совет педагогов ДОУ | Совет педагогов ДОУ | Заведующий | Заведующий |
Подготовка решения | Заведующий | Старший воспитатель | Старший воспитатель | Научный руководитель | Заведующий | Старший воспитатель |
Участие в подготовке решения | Старший воспитатель, воспитатели | Воспитатели | Воспитатели | Старший воспитатель, воспитатели | Воспитатели | |
Согласование решения | Заведующий | Заведующий | Заведующий | Заведующий | ||
Исполнение решения | Старший воспитатель | Старший воспитатель | Старший воспитатель, научный руководитель | Заведующий, Наблюдательный совет | Заведующий | |
Контроль за исполнением решения | Совет педагогов ДОУ | Заведующий | Совет педагогов ДОУ | Совет педагогов ДОУ | Заведующий, наблюдательный совет | Заведующий |
Использование маркетингового подхода в качестве оснований для обновления управленческих стратегий и полномочий субъектов государственно-общественного управления для обеспечения легитимности оказываемых образовательных услуг позволяет образовательному учреждению быть конкурентоспособным и уверенно ориентироваться на социальные запросы и ожидания.
Таким образом, внешним условием включения ГОУ в процесс реализации ФГОС ДО, проектирования и реализации основной образовательной программы ДОУ являются маркетинг.
Список литературы:
- Варфоломеева, Т.И. Государственно-общественное управление в ДОУ /Т.И.Варфоломеева //Управление ДОУ- №4.- 2009
- Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие.- М.: Академия, 2009.- 123с.
- Попов Н. Д. Организационно-педагогические условия реализации принципа государственно-общественного управления в образовательном социуме региона (на примере ЯНАО)/Н.Д.Попов: Дис. … канд. пед. наук Тобольск, 2006. 181 с.
- Советский энциклопедический словарь /гл. ред. А.М. Прохоров.- 3-е изд.- М.: Сов. Энцикл. 1985.- С. 216.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО КАК УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС ДО » description=»в статье представлены особенности и технология организации маркетинга в дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, управленческий алгоритм определения и реализации основных направлений маркетинговой деятельности в ДОО.» author=»Сваталова Тамара Александровна, Яковлева Галина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]