В отечественной и зарубежной психологии исследование проблем профессионального самоопределения проводилось по разным направлениям: изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.Сьюпер и др.); в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В.А. Беликов, А.Я. Найн, Н.С. Пряжников и др.); в рамках изучения вопросов профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, О.В. Лешер, А. Маслоу, Е.М. Павлютенков и др.); определение мотивов и факторов профессионального самоопределения (Е.П. Ильин, А. Маслоу, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); взаимодействие школы и семьи в вопросах профориентации (Е.А. Климов, И. С. Кон, Ю. Кушнер, Г. Крайг).
В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора профессии. Выбор профессии — это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда. [1]
На основании приведенного анализа в исследовании определения, предложенного Е.А. Климовым: профессиональное самоопределение школьника в общем виде может быть определено как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В анализируемом определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. [2] Е.А.Климов выделил три основания профессионального самоопределения: «хочу», предполагающее учёт желаний и склонностей человека, «могу», представляющее его реальные возможности и перспективы, «надо», составляющее потребности в выбираемой и осваиваемой человеком деятельности со стороны производства и общества [3].
По определению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии [4].
В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от организационно — управленческих условий, создаваемых в школе и индивидуальных особенностей развития.
1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.
2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
3 этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.
Интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы не явно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты осознания социальной ценности той или иной профессии, как общественные, так и личные, являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьников больше заниматься им, это развивает его способности, а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес [5].
4 этап – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента:
- Определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, условий профильного обучения;
- Выбор специальности.
Список литературы:
- Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М./ Академический Проект;Гаудеамус,2005 г.-2008 с.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб.пособие для студентов высш.пед.заведени/Л.М.Митина,Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.; Под ред. Л.М. Митиной.- М: Издательский центр «Академия»,2005 г. -136 с.
- Е.А.Климов. Психология профессионального самоопределения-Ростов- на – Дону. Издательство «Феникс»,1996 г. -512с.
- Психология подростка. полное руководство Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003 г. – 432 с. – (серия «Психологическая энциклопедия»)
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высших пед.учеб.заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.-М.:Издательский центр «Академия», 2003 г. -368 с.[schema type=»book» name=»Организационно-управленческие условия профессионального самоопределения школьников» description=» В статье организационно — управленческие условия профессионального самоопределения школьников рассмотрены наиболее важные условия профессионального самоопределения школьников в СОШ. СОШ создают благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в профессиональном самоопределении. Предварительный выбор профессии осуществляется посредством формирования устойчивых интересов и склонностей, оценки своих способностей и возможностей, развития первоначальных знаний, умений и навыков в том или ином виде профессиональной деятельности. » author=»Моногарова Мария Вячеславовна » publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-05″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]