Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Одной из основных задач образования на современном этапе развития общества является формирование самостоятельной, творческой и социально-мобильной личности. Новое образование предусматривает применение технологий развития игровых и информационных технологий. Особую актуальность получает применение технологии критического мышления.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают умение выражать свое мнение и аргументировано его отстаивать, продуктивно работать с информацией, критически ее оценивать и принимать независимые продуманные решения.

Технология критического мышления позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, помогает  студентам самим определить цель обучения [1].

Одним из наиболее эффективных инструментов при изучении иностранного языка является применение критического мышления.

В технологии “Развитие критического мышления” выделяют три основные стадии:

  1. Вызов-пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Данная стадия актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по проблеме, мотивирует к учебной деятельности. На данном этапе определяется личная цель рассмотрения темы.
  2. Осмысление содержания (получение новой информации). Данная стадия предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также её соотнесение с собственными знаниями. Работа может проводиться как в парах, так и индивидуально.

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания). Главной задачей данной стадии является переработка, анализ, оценка изученной информации. Работа ведётся в парах, индивидуально, группами.

На уроках английского языка технология “Развитие критического мышления” приучает работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.

Нами было проведено исследование в ГБОУ ВПО “Ставропольском государственном педагогическом институте”. В эксперименте участвовали студенты второго курса историко-филологического факультета, у которых английский язык является непрофильным предметом. Целью исследования было оценить возможность применения технологии “Развитие критического мышления” на уроках английского языка для студентов неязыковых вузов. В ходе проведенного анкетирования выяснилось, что большинство студентов не имеют представления об этой технологии. Около 65% опрошенных дали отрицательный ответ.

Нашей задачей было познакомить студентов с данной технологией и применить ее на практике. К приемам критического мышления можно отнести следующие: “Шесть шляп мышления”, “Thin or Thick questions”, “Синквейн”, “Кластер” и др.

Метод “Шести шляп мышления”, придуманный Эдвардом де Боне, позволяет разделить процесс мышления на шесть различных этапов, представленных шляпами своего цвета. Де Боне предложил использовать типы мышления последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и наде-ванием шляп. Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность [2].

Белая шляпа означает только факты; что знаем, что нужно узнать, как получить информацию. Красная шляпа — только эмоции, чувства, интуиция — на определенном этапе это необходимо. Желтая шляпа — положительные стороны, достоинства новой идеи. Черная шляпа — все минусы и недостатки, риски новой задачи. Зеленая шляпа — творчество: развиваем идеи, придумываем новые, исследуем. Синяя шляпа — управление всем процессом работы. Ее используют в начале, чтобы определить, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Метод “Шести шляп” изменяет направление мышления, “надевание шляпы” фокусирует мышление. Эта технология позволяет развивать не только творческое и критическое мышление, но и толерантность, так как смена шляп дает возможность обсудить все варианты и договориться.

Прием “Тонкие и толстые вопросы” применяют на стадии рефлексии, после изучения текста учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса и занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах. В правую колонку таблицы записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, в левой колонке — вопросы, требующие подробного развернутого ответа. Таблица таких вопросов служит основой для обмена мнениями [3].

Метод “Кластер” применяется для стимуляции познавательной деятельности учащихся и пространственного мышления. Преподаватель записывает тему (ключевое слово), просит учащихся подумать и записать вокруг данного слова (словосочетания) всё, что приходит им на ум в связи с предложенной темой. Данный прием позволяет восстановить в памяти уже известную лексику по данной теме, актуализировать вновь изученную лексику [4].

В качестве средства творческого самовыражения возможно использование синквейнов. Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия на основе полученных знаний [5]. Это стихотворение состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Следующим этапом в нашем исследовании было применение данного метода на практике. Темой урока, с применением данной технологии, была тема: “Religion”. Урок проводился со студентами второго курса.

Работая над темой “Religion”, студенты сначала высказали ассоциации, которые у них возникают по теме “Религия” и выразили свое отношение к религии, использовав прием “Кластер”.

Далее мы использовали прием: “Шесть шляп мышления”. Изучая данные о развитии религии (“белая шляпа”) студенты поставили вопросы: “Thin or Thick questions” (Тонкие и толстые вопросы): What is a religion? (thin question), How do you think, why are there are so many religions? (thick question).

В поисках ответов студенты высказали, какие плюсы в религии (“желтая шляпа”) и минусы (“черная шляпа”). Студенты высказывали свои предположения (“красная шляпа”) о появлении конфликтных ситуаций, проблем в религии. Далее рассмотрели какие пути решения проблемы они видят (“зеленая шляпа”). После этого студенты “надели синюю шляпу”: обобщили выводы о религии и поставили  новую цель: подготовить презентацию “Религии в нашем мире”. На следующем уроке они представили презентации о различных вероисповеданиях и обсудили результаты проделанной работы, подвели итоги. В конце урока был применен метод синквейна. Метод синквейна позволил студентам изложить свои представления о религии в лаконичной форме. Таким образом, был отработан лексико-грамматический минимум по пройденной теме. Позже был проведен опрос студентов после применения данной технологии.

Познакомившись с технологией критического мышления и на практике применив ее, понимание студентами этой технологии заметно изменилось в положительную сторону. Студентам понравились такие приёмы критического мышления как: “Шесть шляп мышления” (30%), “Синквейн” (27%), “Кластер” (23%), “Thin or Thick questions” (20%).

Около 70% студентов осознали необходимость применения данной технологии на уроках иностранного языка. Они посчитали ее заслуживающей внимания, интересной и эффективной для изучения иностранного языка. Они утвердительно заявили, что хотели бы применять эту технологию каждую неделю; 25% студентов хотели бы применять эту технологию раз в месяц; 5% раз в два месяца.

Благодаря применению технологии “Развитие критического мышления” на уроках иностранного языка, нам удалось мотивировать студентов неязыкового вуза к изучению английского языка. Данная технология позволила развить у студентов желание практически использовать иностранный язык, мыслить самостоятельно. Перспективным остается факт применения данной технологии на уроках иностранного языка.

Список литературы:

  1. “Критическое мышление”. [Электронный ресурс] / Доступ:
  2. “Метод шести шляп” [Электронный ресурс] / Доступ:
  3. “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”. [Электронный ресурс] / Доступ:
  4. “Изучение современных интерактивных методов обучения иностран-ному языку” [Электронный ресурс] / Доступ: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/
  5. “Синквейн” [Электронный ресурс] / Доступ: type=»book» name=»ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ» author=»Павленко Вероника Геннадиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found