Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПЕКТ

Современная международная ситуация, все чаще возникающие случаи межнациональных конфликтов приводят к необходимости пересмотра политики многонациональных государств не только в отношении национальных меньшинств и их взаимодействия с коренными этносами, но и к необходимости обратить внимание на взаимоотношения коренных этносов между собой в поликультурной среде государства.

Наше многонациональное государство имеет многовековой опыт положительного  взаимодействия представителей разных этнокультур. Однако в последнее время усилился приток иностранных рабочих, беженцев, привносящих в наше общество  свои традиции,  при этом часто не желая ассимилироваться в новом для них обществе.

  С нашей точки зрения, для поиска решения этой проблемы в нашей стране необходимо обратиться к опыту других стран, в которых данная проблема существует давно и отчасти успешно решается. Мы обратились именно к Великобритании как полиэтническому государству,  на территории которого сосуществуют несколько коренных наций в границах национальных автономий: англичане, валлийцы, шотландцы, ирландцы. В ХХ веке страну наводнил поток иммигрантов из бывших колоний. И возникли две проблемы: взаимодействие коренных этносов между собой и с вновь прибывшими иммигрантами. Те же проблемы наблюдаются сейчас и в России.

В целях определения современных тенденций развития взаимодействия  этноса, рассмотрим, как формировалось поликультурная среда Великобритании на протяжении  ХХ века.

Изучение исследований в области  формирования государственной политики Великобритании [1;3;4] позволяют утверждать, что основными причинами, провоцирующими конфликты между коренными этносами в Великобритании, являлись:

— религиозные споры (к примеру, дискриминация ирландцев-католиков в протестантской Великобритании)

— экономические (к стремлению к отделению Шотландии от Великобритании  привело открытие большого месторождения нефти Брент на шотландском шельфе в начале 70х гг).

Что касается приезжих, то представляется возможным выделить следующие причины качественного и количественного изменения национального состава Великобритании в конце XIX – XX вв. [11, с.12-13] .

Таблица 1.

Причины качественного и количественного изменения национального состава Великобритании в конце XIXXX вв.

Причины «движения населения»

Исторический период Социальное явление

Количество населения, чел.

Экономические Спад промышленного производства Конец XIX – начало XX вв Отток населения в США 4 млн
Нехватка земель
Рост промышленного производства 40-80 гг XX в. Приток населения из бывших колоний 500 млн
Политические Распад колониальной империи
Вторая Мировая Война 1939-1945

Как видно из вышеприведенных данных, экономические и политические причины пересекаются, причем в разные периоды истории Великобритании это происходит по-разному. В начале XX века по большей части первичными являются экономические факторы, которые приводят к активной миграции населения. Во второй половине ХХ века катализатором движения служили события Второй Мировой Войны, то есть политические, которые привели к резкому роста промышленности и, как следствие большому притоку иммигрантов из бывших колоний. В частности, наибольшую долю приезжих составляли выходцы из стран Карибского бассейна, Индии, Пакистана, Бангладеш, Северной Африки, носители разных культур. Поступление их детей в школы привело к росту недовольства со стороны представителей коренных этносов.

Образование не могло не реагировать  на  изменение состава населения,  и Департамент  образования и науки Великобритании принял закон об установлении лимита на количество детей иммигрантов в школах – не более 33% [8]. Соответственно, проходила практика так называемого «рассеивания» школьников-приезжих, то есть транспортировка их на школьных автобусах в более отдаленные школы. «Белые» дети ходили в близлежащие школы. Дети же выходцев из Азии или стран Карибского бассейна должны были обратиться в местный отдел образования, чтобы получить квоту на учебу в той или иной школе.  Такое рассредоточение  детей мигрантов объяснялось несколькими причинами: предотвращения  их большого скопления в одном месте; целостное погружение «в английский язык» для его ускоренного изучения. Но данная практика обучения мигрантов не прижилась.

Анализ британских изданий  и нормативно-правовых документов [3; 4; 10] позволяет констатировать отсутствие внимания правительства к проблемам поликультурного воспитания своих граждан вплоть до середины 60х годов ХХ века, несмотря на существующие проблемы расовой дискриминации в школах. Уделялось внимание лишь обучению приезжих английскому языку и рассредоточению детей приезжих по различным школам [6].

В промежутке с 1967 по 1975 года предпринимались попытки лишь отдельных исследователей обратить внимание на данную проблему. Только лишь в середине 70х годов появилась идея мультикультурного образования в поликультурном обществе. Оно виделось как «полноправное участие представителей всех этнических сообществ, как малых, так и больших в жизни общества…при этом также позволяя, где это необходимо этническим меньшинствам сохранить их этническую идентичность в рамках общепринятых правил» [4, с.5]. Данная идея была реализована в качестве эксперимента, а впоследствии активно воплощена на практике повсеместно [10].

В связи с тем, что чернокожие дети и дети уроженцев из Азии в большом количестве получали образование в британских школах, в это время в образовании были провозглашены следующие постулаты:

 — оценка человека не по цвету кожи, а по его заслугам;

 — принятие людей с иной культурой, отрицание культурной изоляции, поощрение всех форм знакомства с иной культурой. Однако многие исследователи заявляют,  что, будучи целесообразными, данные постулаты не оказали эффекта, в школах наблюдалось ущемление прав учеников-мигрантов.

В 70х  годах ХХ века стало очевидно, что дети иммигрантов в результате ущемления их прав в школьном образовании не могли получить элементарные знания в школе. Они часто преступали закон, конфликтовали с учителями, достигнув совершеннолетия, пополняли ряды безработных. Как результат, родители-выходцы из стран Карибского бассейна и Африки были организованы специальные субботние школы. Лейбористское правительство распорядилось провести независимую оценку причин низкой успеваемости детей уроженцев стран Карибского бассейна (т.н. Вест-Индии).  Масштабное исследование, начатое Министерством образования Великобритании в 1979 году, имело своей целью оценить образовательные потребности и уровень обученности детей из семей представителей всех этнических меньшинств, населявших Великобританию на тот момент. Доклад Рэмптона (председателя комитета по исследованию образования детей из этнических меньшинств) включал результаты изучения обстановки в 6 местных образовательных округах, указывая на различные результаты у группы детей выходцев из Вест-Индии и трех других категорий («азиаты», «белые», «все другие выпускники»). Это стало показательным для констатации расизма как фактора низкого уровня образованности детей выходцев из Африки и стран Карибского бассейна. Среди причин низкой успеваемости авторы проводимых исследований [3;4] выделили:

— пристрастное оценивание знаний детей приезжих в школах, негативное отношение к ним учителей, особенно к мальчикам-африканцам и карибцам,

—  также недостатки в подготовке учителей к работе в многонациональных классах.

На наш взгляд, именно результаты проводимых исследований позволили актуализировать проблему поликультурного воспитания и провозгласить тезис:  «Образование для всех».

В рамках мультикультурного образования в Великобритании были попытки внедрения билингвального обучения. Однако данная практика была раскритикована экспертами в данном докладе. Использование родного языка должно было быть сведено исключительно к общению в семье и в этническом сообществе, а в процессе обучения лишь на этапе изучения английского языка.

Было также проведено масштабное изучение организации процесса обучения в национальных школах. Признавая многолетнее существование англиканских, католических и еврейских школ, тем не менее, авторы доклада считали, что  появление исламских школ может привести к социальному расколу. Более того, заявлялось отрицательное отношение к религиозному воспитанию в школах: роль образования не может быть сведена к насаждению ценностей, веры и культурной идентичности, с которыми каждый ребенок приходит в школу [3;4].

В конце 70х годов британский исследователь Корд [2, с. 39] заявил о необходимости введения в школах консультаций чернокожих детей с чернокожим психологом. Он полагал, что культуру и образ жизни чернокожих иммигрантов нужно насаждать начиная с детского сада, используя, к примеру, игру с чернокожими куклами. По его мнению, это должно было повысить чувство национального самосознания у униженных расистами детей.

В педагогических колледжах были введены специальные программы подготовки учителей в многонациональных классах. Готовили по этим программам всех, даже тех, кто планировал работать только с «белыми» классами. Департамент образования и науки признал положительный эффект также от участия в учебном процессе учителей-иммигрантов, вследствие чего в 1975 году был издан доклад о необходимости обязательного найма на работу в школы представителей этнических меньшинств. В докладе указывалось, что дети приезжих должны видеть в роли учителя и наставника представителя своего национального сообщества. На местные же органы власти была возложена обязанность подготовить таких будущих учителей для работы в школе.

В 70е годы в образовании ярко выражалось стремление уравнять британскую культуру и культуру приезжих, снизить доминирующее влияние западной культуры. Это привело в итоге к тому, что стал наблюдаться перекос; английской культуре стали уделять недостаточное внимание  при увеличении часов учебных предметов на изучение  « культуры приезжих» . Что же касается «белой» культуры – уже она оказалась в меньшинстве. Как сказал один из учеников во время очередного исследования по поводу многонациональности в школах: «Мы не изучаем особенности народов Великобритании, мы изучаем лишь особенности народов с иной культурой» [9].Даже ученики замечают недостаток в системе образования: перекос в сторону изучения культуры иммигрантов, хотя внутри страны, как уже отмечалось выше,  также существует множество коренных этносов, культуру каждого из которых необходимо также знать. Данное явление привело к появлению у белых учеников чувства недостатка в знании вклада коренных, белых народов Великобритании в развитие страны в сравнении с этническими меньшинствами.  Многие ученики даже не видели различия между англичанами и британцами.

На рассмотрение учителей и директоров школ было вынесено предложение о включении в школьную программу курса граждановедения, в котором изучалась бы история британской культуры, ценностей, истории британского общества. Появилась необходимость в решении следующих задач в рамках образовательного процесса:

— изучение истории Великобритании, как разные культуры  — и коренных, и приезжих — сформировали современную Великобританию

— изучение образцов культуры различных расовых, этнических групп в Великобритании и в мире

 — исследование последствий  расового и этнического неприятия и дискриминации

— формирование критического отношения к своей собственной и иной культуре [9].

Все вышеперечисленные изменения в британской образовательной представлены в таблице № 2

Таблица 2.

Реагирование системы образования Великобритании на проблему поликультурности населения

Цели

Направления в системе образования

Результат

Изучение культурных особенностей другой нации через язык

 

Билингвальное образование, особенно для детей приезжих во втором и третьем поколении На данный момент проводится в качестве эксперимента

 

Сохранение собственной национально-культурной идентичности Создание исламских школ Критика: отрицательное отношение к религиозному воспитанию в школах
Дистанцирование от коренной культуры с целью ассимиляции с британской культурой Введение лимита в школах на иммигрантов

 

Данное требование практически не исполнялось местными органами власти, отменено в 1971 году
Улучшение успеваемости, психологического климата в классе Беседы в школе с психологом, являющимся представителем этнических меньшинств Применяется с разрешения родителей
Знакомство с другими расами Игровой материал в детском саду (например, чернокожие куклы), просмотр мультфильмов и фильмов с героями другой расы Применяется широко
Формирование положительного образа иных этносов Учебный план, предусматривающий знакомство с культурой и историей этносов Ведутся споры по сей день о содержании образования в части национального компонента
Подготовка преподавательского состава к работе с многонациональными классами Создание специальной программы подготовки учителей к работе в многонациональных классах

Прием на работу иммигрантов в качестве учителей

Существуют курсы, семинары подготовки учителей. Работающих в многонациональных классах

Итак, можно сделать вывод о том, что проблема  поликультурности в образовании Великобритании в разные исторические времена была актуальна и  определялась религиозными, социально-экономическими и педагогическими причинами. Изучение прогрессивного опыта прошлого в области  поликультурного образования позволит и нам избежать многих ошибок.

 

Список литературы:

  1. Купряшкин Ю.В. Национальный вопрос в политической мысли Великобритании во второй половине XX века: автореф. дис канд. полит. наук. Москва, 2003.
  2. Coard B. How the West-Indian Child Is Made Educationally Subnormal in the British School System. London: New Beacon, 1971, p. 39
  3. Department of Education and Science. West-Indian Children In Our Schools. London: HMSO, 1981. – Mode of access:
  4. Department of Education and Science. Education for all: Report of the committee of inquiry into the education of children from ethnic minority groups (The Swann Report). London: HMSO, 1985. – Mode of access:
  5. Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. Uvanney Maylor and Barbara Read,with Heather Mendick, Alistair Ross and Nicola Rollock. – Mode of access:
  6. Gillard D. Education in England: a brief history. – Mode of access:
  7. Kepel G. Muslims and multiculturalism in Britain: Where did we go wrong? – Mode of access: https://www.quilliamfoundation.org/index.php/component/content/article/365
  8. Male A. George. Multicultural Education and Education Policy: The British Experience// Comparative Education Review Vol. 24, No. 3 (Oct., 1980), pp. 291-301
  9. Maylor  , Read B., Mendic H., Ross A., Rollock N. Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. – Mode of access: .
  10. Modood T., May S. Multiculturalism and education in Britain: an internally contested debate // International Journal of Educational Research  35 (2001), p.305–317
  11. Turton D., González  Ethnic Diversity in Europe: Challenges to the Nation State. University of Oxford. 2000[schema type=»book» name=»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПЕКТ» author=»Чибисова Татьяна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found