Как известно, в культуре и традициях любого народа присутствует понятие табу, которое заключает в себе следование определенным запретам, которое формирует мировоззрение народа. Если человек не следует этим запретам, значит, он не считается с требованиями общественно-социальной среды, в которой он проживает. На первый взгляд, большинство запретов, возможно, покажутся чересчур незначительными. Однако даже в самом считающемся незначительным, самом простом запрете есть воспитательная подоплёка, рождённая поэтическим положением. Именно это свойство заставляет работать запреты на установление гармонических взаимоотношений внутри союза «Человек – Общество – Природа». Вот эти запретительные слова (табу) – одно из проявлений убеждённости: Не тыкай в луну, Не ходи глубокой ночью, Звёзды не считай, В темноте не тряси кошму, Ночью не разгадывай сны, Ночью не развешивай бельё. Глубинный смысл этих слов имеет большое воспитательное значение. Во-первых, они предохраняют человека от опасностей в ночной темноте, от внезапного испуга, от звуков зверей, птиц и.т.п. Во-вторых, в них уважение к части звёздного мира, как святому покровителю [1, с.301].
Казахский народ в своём бытовании, считаясь с временами года, двигаясь в соответствии с долготой, создал единую систему хозяйствования, отражающую приспособленную к кочеванию материально-производственную систему, сформировал тесно между собой переплетённые социально-экономическую и общественно-культурную систему. Такая система регулирует, делает жизнеспособной все традиции жизни, темпы социально-общественной истории, свойства материальной и духовной культуры, традиции, потребности, познание. Она стала гарантом исторического развития.
Если взглянуть на накопленный опыт традиционного народного воспитания наших предков, то видим, как и в настоящее время, воспитание ребёнка было всесторонним: оно было направлено на обучение языку, развитие мышления, физическое совершенствование, приучение к труду. Самое главное – впитать в себя святые качества культурно-гуманного отношения к окружающей природной среде, хозяйству, миру. Ставя запреты на предосудительные, грубые поступки детей, объясняя причины их применения, тем самым предотвращали от их повторения, способствовали формированию хороших качеств [2, с.86].
Казахский народ не смотрел на природные явления, окружающую среду как на жестокого, слабосильного противника. Наоборот, стремился глубже понять тайны природы, приспособиться жить вместе с природой. О том, что можно счастливо жить, не подчиняя себе природу, а находя общий язык с ней, народ освоил не только на уровне практического опыта, но и превратил это в своё обычное морально-эстетическое состояние. Веками казахи, не пропуская ничего, внимательно следили за свойствами и сущностью окружающей среды и природных явлений, благодаря этому постоянно совершенствовали свои познания и набирались опыта. В традиционном хозяйствовании и культуре казахов особое место занимали понятия пространства и времени. В их миропознании эти величины рассматривались как основной гарант существования. Кочевые казахи чётко различали времена года и направленность своих хозяйственных дел выстраивали в соответствии с ними. Глубокие и всесторонние знания казахов о явлениях природы – это их жизненный опыт. Они умели давать названия месяцам, каждой поре природы, звёздам, на основе этого создали свой национальный календарь. Глубокое исследование закономерностей природных явлений способствовало формированию положений народной экологии [3, с.194].
Результатом таких знаний, почерпнутых из опыта, стали традиционные прогнозы погоды казахов, связанные с окружающей природной средой. Если природные изменения, в первую очередь, связывались с небесными светилами и звёздами, то в остальном они группировались в связи с характером и поведением животных, изменениями, происходящими с растениями. На основе этого формировались представления и способы прогнозирования погодных явлений.
У казахов, придерживавшихся мусульманской религии, существовала традиция поклонения Луне, её считали священной. Глядя на Луну, казахский народ умел прогнозировать погоду. Если Луна рождается запрокинутой (В народе об этом говорят следующее «Для себя (луны) удобно, для народа неблагоприятно»), то в этот месяц погода будет неблагоприятной, холодной, если же Луна рождается наклонённой (вертикально), то в этот месяц погода будет тёплой, благоприятной. Если в первой трети лунного месяца Луна поднимается прямо, кажется несколько полной, общий вид – светлый, два конца округлые, то в этот месяц осадки, ветреных низовых буранов будет мало. Если же два конца Луны будут острые, общий вид – открытый, рождается запрокинутой, то этот месяц будет с осадками, ветреный, буранный. Если при рождении Луна будет выглядеть больше прежней, отблеск будет красноватым – это признак того, что будут осадки, дожди. Если полная Луна рождается ясной, то дни будут тёплые, хорошие. Если Луна постепенно краснеет, круг, расширяясь, исчезает, следующий день будет хорошим. Если Луна будет туманной, неотчётливой – то это перед дождём, а открытый, ясный вид Луны говорит о ясной погоде. Если звёзды светят ярко, то день будет морозным. Если осенью Венера появляется утром – зима будет мягкой, если же Венера появляется вечером, то зима будет суровой [4, c.54].
Вывод из всего этого: человек формирует свой внутренний мир через познание явлений внешней среды, природы и воспринимает себя как часть, как представителя этой природы.
Веками наш народ существовал под сенью природы, устраивал свой быт, и в процессе этого обращал внимание на многочисленные её сокровенные тайны. Мировоззрение казахского народа формировалось в тесной связи с окружающей его средой – широкими степными просторами, географическим положением, пасущимся скотом, его хозяйством.
Мировоззренческий взгляд казахов на природу и её многочисленные проявления формируют наше национальное духовное сознание, человеческие качества, характер и поведение и пробуждает в нас любовь к природе. Если углубиться в проблему выхода на историческую арену нашего народа, то становится очевидным тот факт, что возникновение и использование любых дошедших до сегодняшнего дня древних реликвий имеет под собой определённую научную основу. Это находит отражение в большинстве своём в быту народа, в его ремёслах, связано с нравственными ценностями и традициями. Значение в мировоззренческом отношении богатого наследия казахского народа о природных явлениях особое, необходимость всестороннего использования этой народной казны – требование сегодняшнего дня [4, с.90].
Внимательное отслеживание повторяемости природных явлений имело для хозяйственной жизни казахского народа огромное, жизненно важное значение. Наш народ предугадывал времена года и природные явления, свойственные каждой поре года, в большинстве своём ориентируясь на небесные тела и поведение животных. Народ хорошо различал основные планеты Вселенной. Названия, которые дали казахи ночным небесным светилам, были взяты ими из своей хозяйственной жизни. Мы видим, что народ, наблюдая за многочисленными явлениями природы, скрытыми тайнами природных связей между диким животным миром, делал свои выводы, заключения и придавал им особое значение.
Наш народ воспринимал себя в единстве с природой и считал себя частью природы. Вот это мировоззрение народа о природных явлениях должно найти своё продолжение и передаваться от поколения к поколению в качестве ценного наследия.
Одним из ценных наследий казахского народа является особенная любовь к природе, особая человечность. В понимании народа священное слово природа сродни понятию земля, где родился, где рос, родной край, родимая сторона, родной аул, то есть понятиями и словами, дающими силу человеку, заставляющими трепетать сердце.
Места в природе, которыми народ особо дорожил, называли «Святой родник», «Святое дерево» и хранили как зеницу ока. Таких птиц, как ласточка, лебедь, улар, почитали в качестве вестников всего доброго, начала счастья, обладателя всех благ.
Формированию праздника Наурыза, превратившегося в традицию нашего народа, способствовали великие примеры – поучения, не нарушавшие закон равенства во взаимоотношениях Природы и Общества, Страны со Страной, Человека с Человеком, создавшие условия для открытия родников-источников и талантов, охранявшие чистоту совести и чести каждого отдельного человека. То, что время встречи Наурыза и его празднования падает на время равноденствия между Днём и Ночью (темнотой и светом), Зимой и Летом (теплом и холодом), не случайно. В соответствии с этим наши предки стремились сохранить равенство между Природой и Обществом, между Страной и Страной, а также во взаимоотношениях между разными социальными группами в обществе [3, c.26-28].
По астрономическому пониманию казахов на новый год время после восхода солнца, равное двум часам, считалось «Временем удачи»: «Если кто-либо в День Улуса (народа), в это удачное время поймает своим лбом отблеск Солнца, то ему будет даровано богатство, достояние Наурыза, в соответствии с этим понятием сформировалась традиция встречи нового солнечного дня. Показавшемуся с улыбкой Солнцу отдавали поклон, со словами «пусть придёт благоденствие» разбрызгивали вокруг молочное и расходились по домам [3, c.16].
В день Наурыза поутру мужчины, взяв в руки лопаты, кетмени, а девушки и молодухи курт, творог, молоко, варёное мясо, выходили в степь. «Увидишь родник – почисти его», с этими словами джигиты расчищали кругом родники, а старшие мужчины со словами «Чем от деда останется скотина, пусть лучше останется тал, ива», «Если срубишь один тал, одну иву, то посади десять талов, ив» сажали возле родников тал, иву. Женщины поклонялись восходящему солнцу со словами «Здравствуй, милосердное Солнце – Мать!», вновь открывшийся родник приветствовали словами «Земля – наша Мать, покрытая ворсом, облагодетельствуй, подари свою щедрость!» и поливали его маслом, на вновь посаженные деревья брызгали молоком [3, c.16].
Здесь необходимо отметить тот факт, что наши первопроходцы, великие зачинатели в нашей культуре, на протяжении тысячелетий создавшие основы народной педагогики, в своих традициях и установлениях придерживались принципа гармоничного проживания с природой, подчинялись законам развития биосферы.
Наши предки издревле занимались охотой, чтобы существовать, однако они не убивали как попало диких зверей, называя их «украшением степи», а лишь по необходимости отлавливали, а остальным создавали условия для их роста, размножения. Например, в народе существовал способ ловли сайгаков, называвшийся «ұтарлап қуу», в переводе «преследовать, не давая возможности уклониться». Суть его такова:
Старики описывали «утарлап куу» следующим образом. Это такой способ охоты на сайгаков: пять-шесть всадников выезжали в поле, где паслись сайгаки, и за 15-20 километров до стада окружали его со всех сторон. Рано утром один из охотников начинал гнать сайгаков в сторону другого охотника. Тот, в свою очередь, в сторону третьего охотника, и так они шли по кругу. Так продолжалось до вечера. Сильно уставали только больные и ослабленные сайгаки, которые, ложась к вечеру отдохнуть, уже не могли встать и уйти. Здоровые же животные спокойно уходили от преследования. Охотники, подъезжая к лежащим ослабленным сайгакам, брали нужное количество животных. А утром оставшиеся сайгаки, как следует отдохнув, разбегались [5, c.90].
Так наши предки веками проживали в гармонии с природой, выстраивая равноправные с ней отношения. То, что любимцы казахской степи, её красавцы, древние сайгаки дошли до нынешних времён и имеют большое значение для сохранения равновесия степной экосистемы, и есть показатель грамотного выстраивания взаимоотношений с природой. Почему сейчас не брать пример с этих традиций?
Наши предки старались не нарушать естественную гармонию в природе. Придерживаясь взгляда, что «волк не сделает зла своему другу», раньше люди не трогали этих животных… Когда волк уходил за добычей в дальние края, местные чабаны подкармливали его волчат. Волк же, чувствуя доброе отношение людей к щенкам, не подпускал других хищников к стадам чабанов. А если «чужие» волки уносили овцу из стада, то «свой» волк пригонял овцу из другого стада [5, с.91].
Этот пример – яркое подтверждение справедливого понимания народом того факта, что в природе ни животное, ни одно растение, ни одно живое существо не является лишним. В течение миллионов лет живые организмы на земле обитали в этой жизненной среде, существовали вместе с ней и превратились в единую систему.
Вместе с тем волк – враг человека, который приносит большой вред животноводству, однако и он является частью природы. Если бы не было волков, как бы сложились обстоятельства в сформировавшейся экосистеме, где они обитали веками?! Поэтому на такие обстоятельства можно ли смотреть только с точки зрения человека?
В нашем народе был обычай: когда рождался ребёнок, аксакалы аула выходили в степь, находили там родник, расчищали его и посвящали его этому ребёнку. Пока ребёнок растёт до того времени, когда начинает что-то понимать, все жители аула ухаживают за этим родником. Когда же ребёнку исполняется пять-шесть лет, аксакал собирает жителей, берёт с собой этого ребёнка и ведёт к роднику, располагается там, ребёнка сажает на колени и наставляет его такими словами: «Дитя моё, это твой родник, когда ты родился, мы нашли этот родник, расчистили его и ухаживали за ним, теперь ты его хозяин, сам ухаживай за ним, чтобы не исчезла вода. Каким ты станешь человеком, мы будем судить по этому роднику» [5, c.91-92].
По приведённым примерам можно заметить то, что в прошлые века в народе сохранялось определённое равновесие между людьми и природой. Веками накапливавшийся жизненный опыт народа в отношении к природе требовал: лелеять её, бережно относиться к ней, защищать её, жить в гармонии с ней, бережливо, расчётливо, экономно относиться к её богатству, — всё это и составляло основу экологической культуры народа. В давние времена наши предки хорошо знали природу, знали как выстраивать отношения со средой обитания всего живого и умели грамотно и выгодно для себя её использовать. Знали, что они зависимы от природных ресурсов, от скрытых природных обстоятельств. Понимая, что они составляют с природой единое целое, являются её частью, могли читать книгу природы, хотя и не умели писать, планировать на бумаге, собранные знания передавали своим потомкам. Народная педагогика с самого начала держалась на таких твёрдых основах, как бережное отношение к природе, результатам труда, высокие человеческие отношения, позволяющие передавать человеку народную мудрость.
Начиная с XX века, вооружённый наукой и техникой человек стал нарушать это равновесие. Во времена празднования Наурыза, как уже было отмечено ранее, сколько было расчищено родников, оказана помощь рекам, посажены тальники и ивы, принимались меры по защите лесов, рощ.
Таким образом, можно заключить, что и в настоящее время становится большой обязанностью по возможности принимать подобные меры по защите природы, стремиться увеличить её богатство, жить в гуманных, человеческих взаимоотношениях с ней.
Список литературы:
- 1. Ғабитов Т., Мүтәліпов Ж., Құлсариева А. Мәдениеттану: оқу құралы. Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003. – 408-б.
- Кенжеахметұлы С. Қазақ халқының салт-дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары. А.: Ана тілі, 1994. – 103 б.
- Қазбеков М. Наурыз: жаңғырған салт-дәстүрлер.-Алматы: Қазақстан, 1991. -356 б.
- Кенжеахметұлы С. Жеті қазына.–Алматы, «Ана тілі» ЖШС, 2002.-136 б.
- Мырзабаев А.Б. Дала экожүйесі: жануарлар: оқу құралы. Қарағанды: ҚарМУ баспасы, 2010. -109 б.[schema type=»book» name=»НООСФЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ» author=»Мырзабаев Аманай Байтурымович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]