Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СТРАНАХ АЗИИ

В настоящее время в мире функционируют американская и европейская  мо­дели спорта (1). Однако упоминаний, несмотря на все признаки, об азиатской модели не встречается. Между тем, рассматривая физическую культуру и спорт в азиатских странах, следует сказать, что еще полвека назад трудно было предположить, что самые крупные мировые форумы будут проводиться в Азии. Тем не менее это стало реальностью. Впервые на азиатском континенте Олимпийские игры были проведены в 1964 г. в Токио, в последующем игры проходили в Сеуле в 1988 г. и в Пекине в 2008 г. Они показали миру высокий уровень промышленного производства, раз­вития высоких информационных технологий и растущий уровень жизни в этих странах. Настоящей революцией стал чем­пионат мира по футболу 2002 г., проводившийся в Корее и Японии. Самой большой сенсацией стало успешное выступление сборных Кореи и Японии. На четырех последних Олимпийских играх азиатские спортсмены показали высокие результаты не только в традиционных для них видах спорта, но и видах спорта, в которых им никогда не удавалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Но то, что увидел весь мир в 2008 г. на Олимпиаде в Пекине превзошло все ожидания.

Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции [6] и только сейчас выходит из кризиса, является весьма важным и поучительным, поскольку Россия — это как европейская, так и азиатская страна.

В связи с этим необходимо отметить сле­дующее. Успехи азиатского спорта стали воз­можными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить пре­имущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалекти­чески перенятому опыту подготовки спортсме­нов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России [7].

В Республике Корея до 1961 г. не существо­вало полноценной государственной структуры, последовательно и качественно проводящей политику в области физической культуры [2]. Ос­новная стратегия физической культуры страны: повышение авторитета страны за рубежом, ак­тивизация международного спортивного обмена, популяризация физкультуры среди населения и подготовка элитных спортсменов. Популяриза­ция физической культуры предусматривала три основных элемента: 1) увеличение количества занимающихся; 2) внедрение и организация школьных занятий; 3) выработка у населения положительного отношения к занятиям физ­культурой и спортом. Достижения корейских спортсменов (по результатам мировых пер­венств и Олимпийских игр страна входит в 10 сильнейших), социальная активность населения в сфере физической культуры стали итогом эф­фективной управленческой деятельности госу­дарства.

В Корее в управлении физиче­ской культурой страны важную роль играет Ко­рейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделя­ются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элит­ный спорт. Существует 4 программы физиче­ской культуры школьников: обязательная; до­полнительная (для желающих получить наибо­лее высокий уровень подготовленности); спор­тивная (предусматривающая занятия в избран­ных видах спорта во внеучебное время); подго­товка и участие в спортивных состязаниях (для школьников-спортсменов).

Большой прорыв в развитии физической культуры и спорта наблюдался во время Олим­пийских игр в Сеуле 1988 г. Это великолепно организованное событие открыло Корею всей планете. До начала игр лишь немногим в мире было известно о бурном разви­тии Кореи и ее богатом культурном наследии. 14489 спортсменов и официальных лиц, 16030 журналистов и бесчисленные болельщики Се­ульской Олимпиады способствовали тому, что Корею узнал весь мир. Большую роль в дости­жении экономического и социального благопо­лучия в Корее играет отношение государства и общества к здоровью и физической активности населения [5]. В Азиатско-Тихоокеанском ре­гионе важным фактором взаимообогащения и сближения являются национальные формы и системы физического воспитания, спорта, ту­ризма [3; 4]. Сейчас в Корее очень популярны европейский футбол, бейсбол, баскетбол, волей­бол, бокс, сноубординг, горные лыжи, бильярд, кегельбан, стендовая стрельба, гольф.

При анализе системы управления физиче­ской культурой в Японии [2] раскрываются про­цесс развития, организационная структура на­циональной системы управления физической культурой в Японии после 1945 г., принципы и методы деятельности государственных и обще­ственных органов по ее эффективному исполь­зованию. В Японии был разработан план в об­ласти развития физической культуры и спорта, который предусматривал создание соответст­вующих организаций (например, Японской ас­социации любительского спорта в 1946 году; комитета физической культуры населения в 1965 году), введение в действие закона о физи­ческой культуре и спорте, создание условий для проведения международных состязаний, в част­ности Олимпийских игр, фундаментальное научное обеспечение физической культуры, особен­но спорта высших достижений, использование экономических и научно-технических достиже­ний в стране (особое внимание было уделено материальному оснащению школ, вузов, спор­тивных клубов, предприятий, зон отдыха). Стра­тегия развития физической культуры в Японии предусматривает создание условий, обеспечи­вающих потребности любого человека в здоро­вом образе жизни (спортивные сооружения и зоны для занятий, квалифицированные кадры, пропаганда значимости спорта через систему).

Популяризация физической культуры, про­паганда здорового образа жизни в Японии уси­лилась после выхода закона «О мерах по разви­тию спорта» (1961 г.), который определил зада­чи по подготовке кадров, организации курсов и семинаров, проведению научных исследований в области спорта, созданию спортивных клубов. В стране было развернуто движение под деви­зом: «когда угодно, где угодно, но всем зани­маться спортом», а после 1975 г. пропагандиру­ется европейский спортивный лозунг: «спорт для всех». Была создана огромная сеть профес­сиональных спортивных автономных организа­ций на принципах демократии и научности, большое количество органов самоуправления.

Современная история физической культуры в Китае связывается с пятью периодами разви­тия страны. Первый период (1930-1948 годы) характеризуется военно-прикладной направлен­ностью. Физкультура и спорт рассматривались как одно из средств борьбы с японским импе­риализмом, как оружие революционной борьбы. Второй период (1949-1956 годы) связывается с программным развитием массового спорта, а третий (1956-1965) — с развитием спорта высших достижений. Четвертый этап (70-е годы) — с раз­витием элитного спорта с целью достижения успехов в международных состязаниях. Пятый (80-е годы) характеризуется развитием элитного спорта и мирового признания Китая спортивной державой и спортивной нацией [2].

Говоря об олимпийском движении, указыва­ется, что хотя оно пришло в Китай вместе с за­падной цивилизацией в конце ХГХ века, только с образованием народной республики в 1949 г, массовый спорт при взаимосвязи с Олимпий­ским   движением   стал   развиваться   на  государственном уровне.

В середине 50-х гг. впервые спортсмены до­бились больших успехов на международной арене. Несмотря на некоторые разногласия меж­ду Китаем и МОК, китайский народ не отказы­вался от олимпийских идеалов. Развивая массо­вый спорт под знаком олимпизма, популяризи­руя олимпийское движение на обширной китай­ской территории, страна заложила прочный фундамент. В 1979 г. Китай вступил в олимпий­скую семью и начался новый этап в развитии массового спорта в стране. В 1984 г. Китай при­нял участие в Олимпийских играх. Стрелок Ксю Хей-венг завоевал «золото». А 13 июля 2001 г. в Москве президент МОК Самаранч объявил, что Пекин будет городом-устроителем Олимпиады 2008 г. [8].

В середине 80-х гг. прошлого века были вос­становлены отношения между КНР и СССР, и руководство китайского спорта начинает при­глашать советских специалистов для чтения лекций и консультаций, а тренеров — для работы в различных спортивных организациях. Перево­дится и издается большое количество учебников и учебных пособий для тренеров, написанных советскими авторами. На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле спортсмены Китая сумели получить 28 медалей (5 золотых) и занять вполне достойное (11-е) место в неофициальном командном зачете [6].

В дальнейшем после разрушения системы спорта ГДР в Китае востребованы опыт и знания восточногерманских специалистов, что сущест­венно обогатило систему подготовки спортсме­нов к Олимпийским играм. Началось интенсив­ное качественное совершенствование системы олимпийской подготовки, ориентированной на успешные выступления в Олимпиаде.

В основу системы олимпийской подготовки было положено привлечение к обучению на эта­пе начальной подготовки огромного количества детей на территории всей страны. Не менее важ­ным оказалось и развитие материальной базы для массового спорта и спорта высших дости­жений. За короткий период в крупнейших горо­дах появилось множество современных и хоро-* шо оснащенных спортивных сооружений, а по всей территории страны — широчайшая сеть со­оружений для детско-юношеского спорта. Соз­дана широкая сеть школ-интернатов спортивно­го профиля, в которые отбирались перспектив­ные дети для полноценной подготовки спортив­ного резерва. Попасть в такую школу для китай­ских детей и их родителей — это огромный сти­мул в связи с низким жизненным уровнем большей части населения и важностью для лю­бой семьи определить ребенка на полное и каче­ственное государственное обеспечение.

Продуманностью отличается и концепция олимпийской подготовки в отношении отбора приоритетных видов спорта, принципов ком­плектования сборных команд и организации их подготовки, постановки задач при участии в главных соревнованиях.

При отборе приоритетных видов в основу положены следующие критерии: 1) развитие ви­дов, которые имеют традиции, высокий уровень достижений, соответствуют генетическим осо­бенностям населения (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, дзюдо, прыжки в воду); 2) развитие видов, в которых разыгрывается боль­шое количество медалей, и достижения в ре­шающей мере определяют общекомандный ус­пех (первоочередное внимание было обращено на плавание и легкую атлетику, а в дальнейшем — на развитие других видов, в частности на греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ и др.); 3) опережающее развитие видов и дисциплин, которые в перспективе могут ока­заться в программе Игр (например, задолго до включения женской тяжелой атлетики в про­грамму Игр в Китае началось интенсивное раз­витие женской тяжелой атлетики; а после вклю­чения в программу Игр преимущество китай­ских спортсменок оказалось подавляющим); 4) ориентация, как в свое время сделала и ГДР, на развитие женского спорта в связи с меньшей конкуренцией, что привело к высоким результа­там в плавании и беге на средние и длинные дистанции; 5) концентрация внимания и созда­ние всех необходимых условий относительно небольшой группе спортсменов, высокого клас­са, реально способных добиться результатов мирового уровня, исключение из сферы олим­пийской подготовки спортсменов, не способных претендовать на завоевание наград; 6) включе­ние в составы сборных команд для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира спорт­сменов, либо претендующих на успех, либо имеющих явные перспективы в будущем; 7) широкое использование средств восстановления и стимуляции работоспособности, среднегорной и высокогорной подготовки.

Основным элементом системы соревнований является всекитайская Спартакиада, которая проводится раз в 4 года, но в год, следующий за Олимпий­скими играми. По мнению китайских специали­стов, такие сроки проведения спартакиад явля­ются более рациональными, так как позволяют выявить молодых перспективных спортсменов за три года до очередных игр и планомерно ор­ганизовать их подготовку.

Существенным моментом в организации олимпийской подготовки китайских спортсме­нов является то, что основные центры олим­пийской подготовки спортсменов находятся в структуре крупнейших физкультурных вузов. Они полностью финансируются из государст­венного бюджета и непосредственно подчинены Государственной генеральной спортивной ад­министрации Китая.

Государственная генеральная спортивная администрация в полном объеме выделяет сред­ства, необходимые на все нужды, интен­сивно развивает материальную базу вуза, кото­рая используется как для нужд учебного процес­са, так и для подготовки спортсменов школы. Принципиальной особенностью работы является постоянное обновление состава зани­мающихся. Ежегодно в школу вуза зачисляется око­ло 100 юных перспективных спортсменов в ос­новном в возрасте 12-14 лет и столько же спорт­сменов, не имеющих реальных перспектив для достижения высших спортивных результатов, отчисляются из школы. В этом отношении орга­низация работы школы близка к той системе, которая существовала в ГДР, и выгодно отлича­ется от опыта бывшего СССР, где обновление составов занимающихся и постоянный поиск перспективного резерва происходили значи­тельно менее интенсивно.

Существует тесная взаимосвязь деятельно­сти школы и государственной сборной команды, тренеры школы по видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами сборных команд (в ряде случаев ведущие тренеры школы одно­временно являются тренерами сборных команд по видам спорта), а также руководителями и ве­дущими специалистами соответствующих отде­лов по видам спорта Государственной генераль­ной спортивной администрации Китая. Тесно взаимодействуют и со звеном начального спорта — детскими спортивными школами, за счет ко­торых школа высшего спортивного мастерства пополняется перспективными юными спортсме­нами. Детские спортивные школы финансиру­ются и развиваются за счет провинциального бюджета.

Государственную политику в области физической культуры в Китае осущест­вляют Государственный комитет физической культуры и спорта, созданный в 1952 г. (ГКФКиС), и Всекитайская федерация спорта. ГКФКиС вырабатывает государственную поли­тику, осуществляет общее руководство и коор­динирует все физкультурно-спортивное движе­ние страны, оказывает поддержку Олимпийско­му комитету КНР, Всекитайской федерации спорта (созданной в 1949 г.), региональным ор­ганам при взаимодействии с министерствами образования, здравоохранения, обороны и дру­гими ведомствами. В функ­ции Олимпийского комитета КНР входят разви­тие и пропаганда Олимпийского движения; ор­ганизационная, социальная, экономическая и информационная работа [2].

В КНР имеется около 40 научно-исследовательских институтов физической культуры, оборудованных современной техникой, предметом изучения которых являются раз­личные аспекты спорта и физической активно­сти населения различных стран и регионов мира. Имеется обширная информационная база дан­ных, около 60 тысяч единиц, включая россий­ские издания и публикации: «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе» и др.

В целом, рассматривая физическую культуру и спорт Республики Корея, Японии, Китая, можно выделить следующие основные аспекты.

  1. Активная поддержка физической культу­ры и спорта. Сочетание государственных и об­щественных начал как основы национальных систем физического воспитания.
  2. Глубокая и неразрывная связь с культур­ными традициями, религиозно-философскими учениями (буддизм, даосизм, индуизм, конфу­цианство и др.), национально-психологическими особенностями, укладом жизни общества.
  3. Устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки на Западе и во всем мире с их культурно-философскими и ре­лигиозными основами. Это дает возможность западному человеку адаптироваться, поддержи­вать высокий уровень жизнедеятельности и ра­ботоспособности в условиях современного тех­нократического общества.

Таким образом, сейчас можно констатиро­вать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической куль­турой и спортом, основанной на оптимальном сочетании собственного опыта и достижений западных стран.

 

Литература

  1. Материалы к заседанию Государственного со­вета Российской Федерации по вопросу «О повыше­нии роли физической культуры и формировании здо­рового образа жизни россиян»: аналитические мате­риалы к докладу. — М: Советский спорт, 2002. — 76 с.
  2. До Кеон Ву (Do Keon Woo). Управление физической культурой в странах Дальневосточной Азии: автореф. дис. …канд. пед. наук / Кеон Ву До. – СПб., 2000. – 36 с.
  3. Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур / П.Н. Пасюков // Физическая культура и спорт: история, современность, перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. – С.29–32.
  4. Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур (анализ региональных спортивных связей на Дальнем Востоке России) / П.Н. Пасюков. – Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2000. – 167 с.
  5. Пасюков П.Н. Физическая культура и спорт как фактор сохранения национальной культуры сахалинских корейцев / П.Н. Пасюков // Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов: матер. всерос. науч.-практ. конф. – Якутск, 2009. – С. 205–215.
  6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсме­нов в олимпийском спорте. Общая теория и ее прак­тические приложения / В.Н.Платонов. — Киев: Олимп, литература, -808 с.
  7. Суслов Ф.П. О тенденциях выступления рос­сийских спортсменов на играх Олимпиад в неофици­альном командном зачете / Ф.П. Суслов // Теория и практика физи­ческой культуры. — 2009. — №12. — С.56-59.
  8. Хуа Йанг. Олимпийское движение и массовый спорт в Китае / Йанг Хуа // Теория и практика физической куль­туры. — 2004. -№11.- С.60-62.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СТРАНАХ АЗИИ» description=»В статье представлены результаты анализа систем физической культуры и спорта Кореи, Японии и Ки¬тая. Показано, что наряду с европейской и американской можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом.» author=»Сагалеев Андрей Сергеевич, Дашибальжиров Баир Дашиевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found