Моделирование как метод научного познания известен с глубокой древности, и постепенно он стал распространяться на все новые и новые области научных знаний, в том числе и на педагогику. В 20 в. метод моделирования стал позиционироваться как универсальный метод исследования, именно тогда была разработана единая система понятий и создана единая терминология. Семантическое поле понятия «модель» очень многоаспектно. В науке приняты несколько определений модели, поскольку акценты делаются на разные её качества и задачи, которые решаются с помощью модели. Одно из них: «Модель – это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что можно получить новые знания об этом объекте-оригинале»[1]. Другое определение: «Модель — упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении»[7].Моделями объектов могут быть уменьшенные копии архитектурных сооружений, наглядные пособия и пр. Мы же будем придерживаться мнения, что модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта[3]и будем рассматривать этот термин с точки зрения инструментария получения знаний. Кроме того, мы будем исходить из того, что процесс построения модели является видом познавательной деятельности и представляет собой важнейшую составную часть решения определенной задачи.В этой связи, под моделированием мы будем понимать процесс построения, изучения и применения моделей.
Наш подход к процессу моделирования включает следующие положения.
1) С процессом моделирования мы тесно связываем такие категории как абстракция, аналогия, гипотеза.
2) Процесс моделирования включает три элемента – субъект исследования (исследователь, познающий субъект), объект исследования (познаваемый объект), и непосредственно — модель, которая опосредствует отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
3) Моделирование – это динамичный цикличный процесс.
Выделяют следующие этапы моделирования, которые составляют единый цикл:
- анализ условий, анализ поставленной задачи
- постановка цели моделирования
- анализ объекта с целью получения информационного образа
- разработка модели
- анализ модели
- проверка полученных результатов
- внедрение результатов[8].
4) Для одного и того же объекта изучения может быть построено неограниченное количество моделей, и этих моделей будет тем больше, чем многограннее обьект-оригинал или чем объемнее поставленная задача.
5) При выборе компонентов нашей модели (речь идет о создании и внедрении в практику дополнительного профессионального образования модели формирования имиджа руководителя образовательной организации), поскольку она является педагогической, а не информационно-аналитической, мы придерживаемся такой точки зрения, что имеем право на некоторое сокращение этапов. Итак, цикл в нашей модели включает в себя четыре основных этапа моделирования, которые согласованы с уровнями (или блоками) нашей модели:
— выявление характерных черт реальных процессов и тенденций (это происходит на подготовительном и методологическом уровне (методологический блок).
— обоснование и формулировка ключевой идеи обновления (это происходит на целевом и содержательном уровне, или блоке);
— мысленная компоновка объектов, подвергшихся изменению (это происходит на содержательном и технологическом уровнях, или блоках);
— анализ и оценка результатов с целью корректировки модели (критериально-оценочный блок: уровневый и результирующий)
6) Моделирование как метод научного познания нам необходим еще и потому, что в методологии моделирования заложены возможности развития, ведь моделирование, как уже было сказано, – процесс циклический. При первичной апробации модели сведения об объекте уточняются, и модель может бесконечно совершенствоваться. Недостатки, обнаруженные после первого цикла, можно исправить в следующих циклах, вернувшись на уровень или два уровня выше, и доработать модель до приближенного к идеалу состояния. Имидж руководителя сферы образования – это не нечто статическое, это – динамический феномен, а процесс его формирования – довольно динамичный процесс. Поэтому моделирование — идеально подходящий нам метод научного познания в нашем исследовании.
Надо сказать, что одним из видов моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего объект принимает характер модельного эксперимента[2]. Этот вид моделирования применяется в тех случаях, когда на практике еще нет подтверждения научной гипотезы, и тогда эмпирическое познание и теоретическое познание становятся звеньями одной цепи, подтверждая, что жесткой грани между методами эмпирического познания и теоретического познания не существует. Нас этот постулат касается той стороной, что наше исследование, как раз и относится к разряду таких, где грани теории и эмпирики несколько размыты, с одной стороны, и взаимопроникающи – с другой.
Как мы уже сказали, моделирование обязательно предполагает использование абстрагирования и идеализации. Если в действительности существует только прообраз (или, возможно, недостаточно качественный аналог модели), то совместно с моделированием может применяться идеализация (т.е. мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих или неосуществимых в реальности).А отображая существенные (с точки зрения цели исследования) свойства оригинала и отвлекаясь от несущественного, модель выступает какспецифическая форма реализации абстракции, т. е. как некоторый абстрактный идеализированный объект[9].
Следует отметить, в педагогической сфере существующие подходы к моделированию могут быть ограничены вербальным описанием моделей и часто не предполагают соответствующего формального аппарата. Отсюда педагогические модели содержательны, но зачастую не имеют формальных признаков и критериев оценивания. Элементная база существующих педагогических моделей имеет описательный характер и содержит эксплицитные определения, которые даются по перечислению тех ли иных феноменов.
Разработка педагогической модели по формированию имиджа руководителя ОО в процессе дополнительного профессионального образования относится к разряду междисциплинарных задач, требующих интеграции подходов целого спектра научных направлений и дисциплин – философии, имиджелогии, экономики, социологии, педагогики, менеджмента.
Поэтому разработка моделиформирования имиджа руководителя образовательной организациив процессе дополнительного профессионального образования, что является эмпирической частью нашего диссертационного исследования, тесно связано с использованием других общенаучных и специальных методов, и, прежде всего, с опытно-экспериментальной и опытной работой.
Конечной целью моделирования в педагогике является создание оснований для качественного изменения и преобразования воспитательного процесса, процесса развития и формирования личности, её конкретных черт и качеств. При моделировании педагогических явлений и процессов выделяются наиболее значимые из большого числа переменных, которые позволяют выстраивать гипотезы, и проверять их в исследовании[4].
В современной науке все большее значение приобретают структурные и функциональные модели. Структура – это способ внутренней организации элементов объекта, которая представляет собой одну из существенных сторон любой вещи[5]. Без раскрытия структуры невозможно познание внешней и внутренней природы, сущности объектов. Под структурной моделью понимается такая модель, которая имитирует внутреннюю организацию оригинала,т.е. компоненты организации педагогической деятельности (цель, задачи, содержание, планируемый результат) и их взаимосвязи.Структурныемодели подразделяются на два типа: 1) структурные модели «статических» вещей; 2) структурные модели процессов[5]. Под функциональной моделью понимают такую модель, которая имитирует способы организации деятельности.
Моделирование как метод научного познания применяется в педагогических исследованиях при проектировании моделей исследуемых объектов, дающих возможность решать проблемы построения эффективного процесса обучения и управления им с позиций не только качественных, но и количественных характеристик. В этом случае модель выступает как средство соединения новых знаний с имеющимися, желаемого состояния или деятельности, которую еще предстоит реализовать, с теми, где цель, как и алгоритм деятельности по ее достижению, уже есть. Такие модели в теории моделирования называют познавательными; они служат средством управления и организации практических действий, способом представления образцов действий или их результата[6]. Другим видом модели является концептуальная модель. Это абстрактная модель, представленная множеством понятий, используемых для описания этой области, вместе со свойствами и характеристиками, классификацией этих понятий, по типам, ситуациям, признакам в данной области и законов протекания процессов в ней, а также причинно-следственных связей между ними, определяющими смысловую структуру рассматриваемой предметной области или её конкретного объекта[10].
Рассмотрев теоретическое обоснование проблемы моделирования в педагогической науке отметим, что разработанная и апробированная нами в ходе проведения опытной работы модель формирования имиджа руководителя ООв процессе дополнительного профессионального образования относится к разряду концептуальных, а по типу является структурно-функциональной. Такое отнесение модели формирования имиджа к определенному типу необходимо для того, чтобы реализация, внедрение и апробация модели проходила более эффективно и более технологично.
Список литературы:
- Бируля И.О. Экономико-математическое моделирование и его применение. Пензенский государственный университет //
- Бирюков Б. В., Геллер Е. С., Кибернетика в гуманитарных науках, М., 1973.
- Богатырев, А. И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А. И. Богатырев, И. М. Устинова. – Режим доступа: https://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm. // в статье : Наговицын , Р.С. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения / Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». 2014 г., №8 [Электронный ресурс]. Режим доступа : . (Дата обращения 05.08.2015)
- Буланкина, Н.Е., Соколков, А.П., Кондратенко, А.П. Проблемы интеграции гуманитарного и естественно-научного знания в современном образовании. – М. : Университетская книга, 2008. – 441 с. С.45
- Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). — М., 1965. — 248с. С.118-122.
- Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании: Учебник для соискателей дополнительных (к высшему) квалификаций «Преподаватель высшей школы» и «Преподаватель». – Тюмень, 2009.// [Электронный ресурс]. Режим доступа : (Дата обращения 05.08.2015)
- Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой — М.: Финансы и статистика -2006. — 768 с. [Электронный ресурс].// Режим доступа : stu.ru/inform/.
- Камаева Т.С. Модельное исследование как метод решения информационно-аналитических задач. Орский политехнический колледж (филиал) ОГУ, г.Орск [Электронный ресурс]. // Режим доступа : https://pandia.ru/text/78/301/81829.php (Дата обращения 05.08.2015)
- Огородников В.П. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с. : ил. C. 16. ISBN 978-5-4237-0131-4
- Толковый словарь по искусственному интеллекту / Авторы-составители А.Н. Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992. -256с..[schema type=»book» name=»МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Моделирование получает сегодня все большее распространение как метод научного познания в педагогических исследованиях.Модель в педагогике может быть средством управления и организации практических действий, она может быть представлена множеством понятий и причинно-следственных связей между этими понятиями.При проектировании моделей в педагогике дополнительного профессионального образования мы получаем возможность решать проблемы построения эффективного процесса обучения педагогов и руководителей образовательных организаций.» author=»Константинова Валентина Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]