Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МИРОВОЙ КРИЗИС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Среди главных сторон всеобщего кризиса капиталистической системы можно назвать демографический кризис (кризис перенаселения) и вызванные им же кризисы экологические, продовольственные, а также имманентно присущие капиталистической системе кризисы недопотребления (лукаво называемыми кризисами «перепроизводства») [например, 1, 11]. Этот всеобщий кризис коснулся и сферы науки и искусства [например, 5,7]. Не могла избежать кризисных явлений и такая сфера деятельности, как образование (от первоначального до поствысшего) [например, 4,10]. Сложность процессов в сфере педагогики усугубляется тем, что ему сопутствует кризис семьи – второй главной стороны воспитания и обучения подрастающего поколения.

Кризис системы образования и воспитания не однозначен и противоречив. «В России за период с 1990 по 2005 годы число высших учебных заведений выросло с 514 до 1068, причем наибольший «вклад» внесли негосударственные высшие учебные заведения … Показатели количества студентов на 10000 человек также свидетельствуют о значительном (в три раза!) их увеличении: если в 1990-м на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005 году – уже 481. … Количество выпускников школ и количество мест в учебных заведениях высшего образования в России в 2010 году стало почти одинаковым. Теперь получают «высшее образование» практически все, кто сможет сдать ЕГЭ». [4,c.35]. Аналогичное положение и в Украине.

То есть, по этому количественному показателю Россия и Украина на уровне самых передовых стран, с одной особенностью: в Японии и Южной Корее уже сейчас практически всеобщее бесплатное высшее образование, в Германии к 2020 году планируется 90% бесплатного высшего образования, а в России лишь 30% образования бесплатное [14]. Однако ни для кого не секрет, что качество образования (и не только высшего, но и школьного) в России катастрофически упало. Дело при этом не столько в том, что затраты на образование упали до 3,5% госбюджета, что «государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. <…> Молодые специалисты крайне неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы. <…> Вызывает озабоченность степень износа основных фондов учебных учреждений, которая превышает 37 процентов… Изменения коснулись также федерального финансирования общежитий и других объектов социально-культурной сферы учреждений образования. Прекращено выделение государственных средств на питание и охрану здоровья учащихся. Не предусматривается более предоставление обучающимся в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования пособий и льгот, в том числе на проезд в транспорте. Снижен уровень гарантий финансового обеспечения профессорско-преподавательского состава учебных заведений в части минимальных ставок зарплаты преподавателей и минимальных компенсаций, выделяемых преподавателю на обеспечение научной литературой. Лишились льгот сотрудники образовательных учреждений, работающие в отдалённых районах или в сельской местности…» [11].

В условиях деградации всей экономики, реальная потребность в специалистах с высшим образованием не только не растёт, а уменьшается. В то же время диплом о высшем образовании (не знания!) продолжает считаться основной массой населения необходимым капитальным вложением, хотя реально вложение средств в высшее образование – одно из самых малоэффективных. Поэтому в России (и в Украине) сфера образования является одной из наиболее коррумпированных. «Согласно данным МВД, поборы в школах и ВУЗах занимают 3 место в статистике коррупционных деяний после взяток чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов, причём количество взяток учителям возросло после внедрения системы ЕГЭ» [2]. «В Украине не менее 60% студентов регулярно дают взятки за получение оценок, а за само поступление в ВУЗ этот процент еще выше, во многих случаях доходя почти до 100%. Сами трудовые коллективы ВУЗов уже давно практически полностью формируются по принципу «своих людей», т.е. через родственные, кумовские связи, или же через взятки… Поэтому внутренние отношения в этих коллективах построены по вполне мафиозным принципам, со сложной системой неформальных обязательств… С другой стороны, именно профессиональные качества здесь часто ценятся меньше всего, поскольку само их наличие в первую очередь делает человека опасным конкурентом и, тем самым, потенциальной жертвой системы» [4, c. 36-37].

При том, что доля специалистов по современным высоким технологиям не только не увеличивается, но и падает, значительная часть выпускников либо уезжает за границу, либо работает не по специальности. Например, по словам заведующего кафедрой №9 («Физика металлов») МИФИ Б.А.Калина, по специальности оставалось работать лишь 2-3 человека из группы (и то не каждый год). Все эти явления и факты широко известны, в том числе и в правительствах России и Украины, но сказать, что политика правительств в области высшего образования направлена на выход из многостороннего кризиса, возьмется разве лишь послушный чиновник и бессовестный журналист. При общей тенденции по разрушению отечественных экономик и превращения их в сырьевой придаток империалистических стран политика этих правительств очевидным образом непоследовательна и всячески маскируется. С одной стороны, «выступая на конференции, прошедшей в рамках … форума «Селигер-2007» … министр образования Андрей Фурсенко посетовал, на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное – вырастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанными другими» [10]. Кто будет разрабатывать новые технологии, министр умалчивал, но и без его признаний ясно, что это доля передовых и богатых стран, а не поставщиков сырья.

При том, что сами капиталисты являются такими же рабами капиталистической системы, как и наёмные рабочие и слуги, выиграть в конкурентной и классовой борьбе, читая Дарью Донцову, слушая рок и глазея сериалы, невозможно. Поэтому в культурной политике последних лет (в том числе в области образования) всё яснее просматривается линия на более последовательное классовое расслоение, когда для воспроизводства своего класса капиталисты сохраняют и развивают элитарную систему качественного образования и высокой культуры, а «для рабов» — не просто дешёвую культуру и дешёвое образование, а такое образование и культуру, которые могут формировать послушного и довольного потребителя и наёмного раба с мозаичным поверхностным сознанием [5].

Наиболее очевидно изменение содержания образования в новых образовательных стандартах, в которых для старших классов школы предусматривается доходящая до 60% возможность отклонений от единого по всей стране содержания, а делением обучения на общеобразовательный, базовый и профильный уровни фактически возвращает страну в полуфеодальный дореволюционный период, когда только гимназическое образование давало возможность поступления в университет. Даже при обязательном среднем образовании в России насчитывается от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов беспризорных и безнадзорных детей, вообще не получающих никакого образования. Очевидно, что повсеместная плата за дополнительное и внешкольное образование автоматически отсекают от получения качественного образования детей из малообеспеченных семей. Не менее разрушительной для системы высшего образования является его «болонизация».

Хотя в нынешнем виде система высшего образования в значительной мере является обузой для примитивно-сырьевой экономики, но провести контрреволюцию по худшему «болонскому образцу» правительство до сих пор одним махом не может, поскольку даже те же энергетические компании (поставщики сырья) хотят получать хороших специалистов, а не недоучек. Кроме того, при окончательном сломе системы образования в России и Украине западные компании лишатся части высококвалифицированных кадров, которые небогатые Украина и Россия бесплатно готовят для них за свои бюджетные средства.

С другой стороны, недавний опыт арабских антикомпрадорских буржуазных революций показал, что безработная молодёжь с высшим образованием (фактически люмпен-пролетариат) является хорошим «горючим материалом» для таких революций, а компрадорским правительствам в Москве, Киеве, Бишкеке и т.п. есть чего опасаться. Хотя даже нынешняя убогая система образования обременительна и опасна для компрадоров, не следует забывать, что она же является мощным орудием пропаганды и культурной деградации.

И дело не только в том, что современные школьники и студенты не получают базовых культурных знаний и, например, школьники не знают¸ куда впадет Волга, а студенты – «знают», что «Бородино» написал Пушкин (правда, не знают его имени-отчества) [9]. Введение в качестве обязательного ЕГЭ (Единого государственного экзамена), задания которого «не позволяют проверить у экзаменующегося самое существенное – способность думать, рассуждать и анализировать» [11], но результат которого стал с 2010 года определяющим при поступлении в вузы – очередной удар по основам системы образования. При обсуждении принципов ЕГЭ только часть преподавателей математики находила в нём некоторые достоинства, однако, несмотря на всеобщее сопротивление специалистов, его «продавили» административно. «Школа стала бессильной противостоять нарастающим процессам деструкции психики подрастающего поколения, которая выражается в ослаблении способности к размышлению, анализу, синтезу, … в разорванности восприятия окружающей действительности, усилении … внушаемости, в специально организованном массовом «размягчении воли» [3]. Кроме главного для разрушителей системы образования – подавления способности «думать, рассуждать и анализировать», что излишне для современных «рабов», эта система фактически перенесла коррупционную возможность из тысячи вузов в десятки тысяч школ [2].

Кроме того, в вузах преподают под видом научных дисциплин такие предметы, как, например, «экономикс» или «философию», (не говоря уже о буржуазных, идеалистических трактовках в исторических дисциплинах и «религиоведении»), которые по своей сути являются ложными, ибо не отражают реальных явлений, происходящих в природе и в обществе, а имеют дело с фикциями и фантазиями.

Чтобы понять перспективы развития системы образования в России (и мире), необходимо вернуться к характеру системного кризиса капитализма как кризиса в первую очередь демографического, то есть несоответствия роста численности населения в мире уровню развития производительных сил и ограниченным природным ресурсам. Империалистические хозяева мира, в первую очередь, американские ТНК, не могут решить эти проблемы иными способами, чем те, что предлагал более двухсот лет назад небезызвестный Мальтус, то есть – фактическим уничтожением большей части населения, в том числе – России и Украины. Вопрос об уровне образования обречённых миллиардов населения мало волнует мировых олигархов. Единственная задача – привести в исполнение свои человеконенавистнические планы с наименьшими проблемами для олигархата.

Поскольку уничтожение миллиардов людей в достаточно короткие исторические сроки – задача сложная и практически невыполнимая для тысячи олигархов, то основной целью системы образования для «рабов» (рабочего класса и класса слуг) – это воспитание частичных, ограниченных, не способных к самостоятельному, творческому, научному мышлению исполнителей, которые смогут, не задумываясь о последствиях, в том числе для себя, выполнить кровавую работу по «урегулированию» численности населения в интересах олигархата и «золотого миллиарда» (который может быть и не миллиардом, а гораздо меньшим числом, причём в это число всех «исполнителей»-убийц никто включать не собирается) [13].

Технических проблем для решения этой задачи фактически нет: и оружие массового поражения, и сверхточное оружие, и роботы-убийцы, и современные средства обнаружения и разведки позволяют уничтожать любые очаги сопротивления и скопления людей, в том числе дистанционно, находясь за тысячи километров от обречённых. Некоторые политические и экономические предпосылки для проведения этих операций представлены в [6], при этом главная задача – массовая психологическая подготовка армий убийц, вряд ли сама по себе представит большие трудности, ибо частично уже отработана в войнах ХХ и ХХI веков. Если в предыдущие века и тысячелетия важную роль в психологической подготовке к войнам отводилась религиям, то для подготовки новой мировой войны религиозное внушение представляется не столько малоэффективным как из-за консервативности религиозных догм, так и из-за отсутствия в США единой централизованной религии, сколько помехой [8].

Гораздо более эффективной системой психологической и идеологической подготовки в настоящее время являются средства массовой «информации» (фактически — «дебилизации»), которые превратились в одно из главных средств подготовки к войне. На наших глазах это оружие было применено против народов России, Украины и всего мира в целях оболванивания населения, чтобы превратить миллионы рабочих, крестьян и интеллигенции братских стран и народов в кровных врагов в интересах олигархата. Но для того, то чтобы это оружие подействовало на умы, необходимо, чтобы они были соответствующим образом подготовлены в системе образования, а составной частью этой психологической подготовки является фактическая дегуманизация образования.

Именно в этом направлении и будут продолжаться реформы (фактически — «контррреволюция») систем образовании всех стран мира. Всесторонне-развитая личность – это цель коммунистическая, и пока эта цель не будет реализовываться практически после отмирания капитализма, после мировой социалистической революции, то надежды на реализацию передовых педагогических и образовательных систем будут иллюзорны. Никакие передовые системы воспитания и образования всесторонне-развитой личности не приживутся в странах капитализма (лишь частично могут быть использованы для воспроизводства элиты класса капиталистов и их слуг).

Гуманистическая борьба за мир, против мальтузанских планов грубо-насильственного, военного решения проблем человечества, будет являться одновременно и борьбой за всестороннее образование и воспитание.

Список литератуы:

  1. Kurtz P. The Two Imperatives of Planetary Ethics – “Free Inquiry”, декабрь 2008/январь 2009, c.6-9.
  2. 52% российских подростков согласны на покупку диплома о высшем образовании. — , 17 ноября 2011.
  3. Братищев И.М. Над пропастью во лжи. – «Экономическая и философская газета» №46-47/2011
  4. Даренский В. Ресурс развития или фактор деструктивности? «Свободная мысль», 5, 2014, с. 35-46.
  5. Иванова В. Блеск и нищета культур: какие культуры переживают кризис? «Просвещение», 2, 2009, с-37-47.
  6. Исайчиков В.Ф. Есть ли у России шансы на выживание, или грозящая катастрофа и как с ней бороться? «Марксистский Листок»,1-4, 2015.
  7. Исайчиков В.Ф. Характер кризиса в экономической науке «Просвещение», 1, 2015, с36-42
  8. Исайчиков В.Ф. Экономические предпосылки изменений в распространении религий и атеизма — «Атеистический Листок», №1, 2006.
  9. Исмихай Викфё Сатира политическая, юмор эротический М., Изд. БФРГТЗ «СЛОВО», 2011, с221-222,256-258.
  10. «Литературная газета», 08.08.2008.
  11. Лукин В.П. Права человека и модернизация российского образования. – Специальный доклад, апрель 2005 г.
  12. Огородова Л., Наука – зона риска Lenta.ru, 14:39, 27 октября 2014.
  13. Подборки материалов в журнале «Просвещение»: №1, 2009 и №1, 2011.
  14. Смолин О.Н. Образование – фундамент культуры «Свободная мысль», 2012, №1/2, с.20.[schema type=»book» name=»МИРОВОЙ КРИЗИС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Исайчиков Виктор Фёдорович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found