Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ

Проблема поиска теоретических и научно-методических основ развития готовности учащихся старших классов управлять своим временем является актуальной в педагогической теории и практике.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена положениями нормативно-правовых документов РФ в сфере образования, постоянно нарастающим темпом жизни и большим объемом информации, усложнением политической, экономической, социальной и других сфер жизни современного общества.

В данной статье остановимся на выбранных нами методологических подходах, которые легли в основу структурно-функциональной модели развития готовности учащихся старших классов управлять своим временем.

Методологическую основу для развития готовности учащихся старших классов общеобразовательных школ управлять своим временем составили ключевые положения системного, субъектного, рефлексивного и информационного подходов.

Мы вышли к пониманию того, что для построения модели требуется, прежде всего, применение системного подхода. Это связано с тем, что именно он рассматривается в научной литературе как направление методологии научного познания.

Системный подход – общенаучный метод анализа и изучения явления, который дает возможность рассматривать объект исследования как совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений, обуславливающих определенную целостность, устойчивость и его внутреннюю организацию [6]. Требования системного подхода применительно к рассматриваемому процессу развития готовности старшеклассников управлять временем можно выразить следующими основными положениями:

– развитие готовности старшеклассников управлять временем рассматривается как педагогическая система;

– исследование каждого компонента системы необходимо в целях определения и обеспечения полноты её состава;

– важно определение всей совокупности структурных связей в данной педагогической системе;

– в модели важно определение механизмов функционирования отдельных звеньев и самой системы;

– в модели важно предвидение эффективного функционирования педагогической системы.

Таким образом, применение системного подхода при развитии готовности учащихся старших классов управлять своим временем заставляет реализовать целостность системы – развития личности ученика старшего звена школы и его подготовка к жизни, что определяет и специфику ее развития.

Мы можем констатировать, что системный подход позволяет представить все управленческие действия во взаимосвязи. И на его основе возможно построение целостной модели развития готовности учащихся старших классов управлять своим временем с учетом всего многообразия субъективных факторов ее развития.  Все это только подтверждает признание системного подхода методологической основой развития готовности учащихся старших классов управлять своим временем. И в тоже время, мы понимаем, что чрезмерное увлечение им чревато проявлением формализма.

Выбор субъектного подхода связан, во-первых, со спецификой рассматриваемого процесса. Во-вторых, этот выбор логично соотносится с основными концептуальными положениями проектирования, направленными на самоопределение, самореализацию и саморазвитие в процессе управления своим временем старшеклассниками. Основные идеи субъектного подхода учеными сведены к следующим положениям:

  1. Если человек желает стать субъектом своей жизнедеятельности, если он хочет стать создателем собственной жизни, ему надо развивать свою субъектность [4].
  2. Чтобы стать подлинным субъектом, школьнику необходимо развивать в себе следующие способности (по С. Д. Дерябо [1]): 1) самоупорядочивание – способность приводить свои свойства в соответствие со свойствами окружающего мира; 2) самопричинение – способность стать причиной изменений в своем мире, в том числе стать «причиной себя»; 3) саморазвитие — способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства.

Субъектность нельзя создать путем специальных внешних воздействий, её можно лишь побудить [1].

Полагаем, что субъектный подход к ученику и его поведению принципиально меняет понимание рассматриваемого процесса развития готовности управлять своим временем для учеников старшего звена школы. Основные требования субъектного подхода применительно к нашему процессу можно представить следующим образом:

– в субъектном подходе ценен сам процесс: не столько важно, каковы имеющиеся у ученика успехи в вопросах управления своим временем, главное – какова динамика этого процесса;

– внимание учителя должно быть сосредоточено на развитии мотивации учащихся быть субъектом управления своим временем и жизнью;

– свою задачу учитель должен видеть в том, чтобы оказать педагогическую поддержку ученику в управлении своим временем и помочь в осознании своих возможностей в самоорганизации себя;

– наделяет ученика опытом свободы, уверенности, самостоятельности и творчества в вопросах тайм-менеджмента.

Нами представлялось, весьма важным  рассмотреть в рамках нашего исследования, подход, внимание к которому в последнее время возрастает как в теории, так и в практике. Таким подходом является рефлексивный подход, предметом исследования которого является самоуправляемое развитие.

Т. М. Давыденко рефлексивное управление рассматривает как полисубъектное диалогическое взаимодействие, в котором обратные связи осуществляются преимущественно в виде рефлексивных процессов и которое обеспечивает целесообразное направление саморазвития учебного заведения на основе собственных тенденций посредством передачи участникам образовательного процесса «оснований», позволяющих перевести их из позиции реагирования в позицию интенсивного самоуправляемого развития [2,  c. 18-19].

Данная идея приобретает особую значимость в связи с современными тенденциями разностороннего развития детей в средней школе, в соответствии с которыми учебное заведение в целом и каждый его компонент, включая каждого участника, рассматриваются как сложные саморазвивающиеся системы.

Обязательным свойством такой системы является наличие обратных связей. Наличие обратной связи означает, что  выход системы связан с ее входом. В нашем случае, в системе «взрослые – учащиеся», где несомненно существуют обратные связи, где каждое следующее состояние зависит от предыдущего, именно и поэтому и возникает возможность самоорганизации.

В нашем исследовании рефлексивный подход позволяет рассматривать развитие готовности учащихся старших классов управлять своим временем как развивающуюся, самоорганизующуюся систему в развитии готовности управлять своим временем.

Информационный подход как методологический подход к исследованию объектов биологической, технической и социальной природы предполагает описание и рассмотрение названных объектов в виде сложной системы, состоящей из следующих подсистем: источник информации (т.е. система генерирующая, собирающая и передающая сведения); сведения (т.е. собственно информация, закодированная с помощью определенных знаков); канал (т.е. средство передачи сведений); приемник (т.е. подсистема, получающая, раскодирующая и интерпретирующая сведения). Говоря образным языком, информационный подход – это своеобразные «информационные очки», с помощью которых исследователь изучает определенный объект действительности. Очевидно, как и любой другой научный подход, информационный позволяет увидеть изучаемое явление лишь в определенном, информационном, ракурсе [3].

Основные положения информационного подхода могут быть сведены к тому, что существующие в природе взаимосвязи носят информационный характер. Именно информация определяет направление движения материи во Вселенной, именно она является носителем смысла всех процессов, протекающих в природе и обществе [5].

Таким образом, суть информационного подхода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты [5]. Так в нашем исследовании, большое место отводится развитию готовности старшеклассника управлять своим временем в сложных информационных условиях современного мира. В повседневной жизни учащемуся приходится выбирать нужную для себя информацию, осуществлять поиск необходимых сведений из огромного многообразия скопившейся информации, а также уметь «не потеряться и утонуть» в «океане» разноплановой информации, заполнившее все аспекты жизнедеятельности любого человека.

Исходя из этого, в рамках анализа вышеназванных подходов  в развитии готовности учащихся старших классов управлять своим временем необходимо учитывать следующие особенности:

  1. Системный подход позволяет представить все действия по развитию готовности к управлению временем во взаимосвязи, а также его основе возможно построение целостной модели развития готовности учащихся старших классов управлять своим временем, с учетом всего многообразия субъективных факторов развития.
  2. Субъектный подход предполагает личностный рост и личностное развитие обучающихся в вопросах управления своим временем. Обеспечение субъектной позиции ученика в старшем звене школы требует отношения к нему как к уникальной личности, со своим мировоззрением, установками, внутренним миром, осознающим себя и учитывающем особенности своей личности.
  3. Использование рефлексивного подхода дает нам основание говорить о развитии готовности управлять временем как о самоуправляемом развитии. Учет данного подхода обогащает старшеклассника осмысленным личностным самопознанием.
  4. Информационный подход позволяет учащимся старших классов выбирать, рассматривать, изучать и использовать только ту информацию в той или иной форме представления, которая действительно ему необходима во всех аспектах своей жизнедеятельности.

На основе анализа основных идей и теорий, выступающих теоретической базой моделирования, учета позиций системного, субъектного, рефлексивного и  информационного подходов, нами были выбраны принципы развития готовности управлять своим временем, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Используемые подходы и принципы, направленные на развитие готовности учащихся старших классов управлять своим временем

Подходы

Принцип

Системный системности и последовательности, целостности
Субъектный субъектности, сотрудничества
Рефлексивный рефлексивности, развития и саморазвития, самостоятельности
Информационный информатизации

Принципы субъектности, развития и саморазвития, рефлексии являются доминирующими, так как развитие готовности учащихся старших классов управлять своим временем возможно при осознании своих первоначальных возможностей, понимании необходимости изменения, преобразования качеств, при активном поиске новых возможностей и самореализации себя как организатора своего жизненного пути и личного времени.

На наш взгляд, системообразующим среди них является принцип субъектности. Это связано с тем, что развитие готовности учащихся старших классов управлять своим временем возможно при осознании своих первоначальных возможностей, понимании необходимости изменения, преобразования качеств, при активном поиске новых возможностей и самореализации себя как организатора своего жизненного пути и личного времени. Заметим, что обоснованные нами системный, субъектный, информационный и рефлексивный подходы и принципы определили выбор содержания, комплекс педагогических условий и методику.

Таким образом, нами проанализированы основные подходы и принципы подходов, учет которых в развитии готовности учащихся старших классов управлять своим временем обязателен, и в тоже время следует констатировать, что чем больше подходов будет учитываться при развитии названной готовности, тем выше результат управления своим временем старшеклассниками.

Список литературы:

  1. Вачков, И. В., Дерябо, С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
  2. Давыденко, Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис. … докт. пед. наук. – М., 1996. – 468 с.
  3. Казакевич, В. М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. – 1998. – № 6. – С. 43-370.
  4. Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений. – М. : Знание, 1966. – 48 с.
  5. Рындак, В. Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу). – Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2000. – 192 с.
  6. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. – Курган : Зауралье, 1997. – 464 с.[schema type=»book» name=»МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ» author=»Родчиков Александр Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found