Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Методические рекомендации по проведению аудиторной работы со студентами средних профессиональных учебных заведений по дисциплине «Экология»

Лекционный материал достаточно сложно воспринимается студентами средних профессиональных учебных заведений первого года обучения, так как у них достаточно мал опыт подобных занятий. Кроме этого, физиологические особенности организма данного возраста не позволяют в полной мере проводить лекцию на протяжении всего занятия.

В связи с этим под уроком-лекцией мы подразумеваем занятие, включающее в себя элементы лекции (примерная длительность 30 мин.), обязательно чередующиеся с другими видами деятельности, что актуализирует знания по предмету и позволяет более легко воспринимать материал.

При проведении занятий информация, подаваемая педагогом, должна активно  подтверждаться реальными примерами, в которых деятельность человека оценивается  с различных точек зрения. Здесь важно постоянно использовать словарь терминов и понятий с изученной терминологией и пополнять его на каждом занятии. В последующей работе он будет являться хорошей опорой при возникновении затруднений и путаницы в терминах.

Для подготовки теоретического материала к занятиям были использованы различные источники литературы.

Видеоматериал, подобранный к занятию, также является дополнительным стимулом к повышению мотивации учащихся в обучении экологии. Перед каждым просмотром на доске выписываются вопросы, на которые в письменном виде следует ответить студентам (по теме видеосюжета), а в последующем выборочно проверить записи в тетрадях.

Такая методика позволяет организовать внимательный просмотр видеоматериала студентами и осознанно проанализировать его информацию, отвечая на вопросы преподавателя.

Между тем не следует перенасыщать занятие видеофрагментами. Оптимальным является период времени в двадцать минут, максимально использование двух видеофрагментов на одном занятии.

Применение видеоматериала на занятиях всегда вызывает заинтересованность студентов к освещаемой теме, что сопровождается дискуссиями и предложениями по выходу из сложившихся ситуаций, связанных с региональными и глобальными проблемами.

Самостоятельной и творческой работе студентов в учебное время предлагаем посвятить достаточное количество времени, что повышает мотивацию к изучению предмета и более легкому его освоению[3, с.34].Этой же цели послужит обсуждение телепередач «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», «Разговоры о животных», «Их нравы» и т.п.

Мощный акцент на экологических проблемах желательно поставить уже на первом, вводном занятии по экологии. Рассмотрим особенности данного занятия и методические аспекты его проведения.

Тема: Экология в системе наук о биосфере

Рекомендации для преподавателя: на первом занятии важно акцентировать внимание студентов не только на тех кризисных моментах, которые в настоящее время характерны для любой точке земного шара. Здесь рекомендуем выделить тот факт, что в живом веществе биосферы заложены огромные резервы для самовосстановления и саморазвития [1,с.102].

Стоит сказать и о решении экологических  вопросов с точки зрения экоантропоцентризма – совместного развития общества и природы.

Первое занятие должно пройти на высоком эмоциональном уровне с тем, чтобы повысить мотивацию студентов к изучению дисциплины «Экология» и показать важность решения экологических проблем на любом уровне – от личностного до государственного [2,с.71].

Преподаватель начинает занятие с упражнения «Кружка», предложенного Щурковой Н.Е.[4; с.31].

Цель упражнения – повышение мотивации к изучению предмета. Через него студенты приходят к осмыслению многомерности мира, а, следовательно, нет «нужных» и «не нужных» дисциплин для изучения, они все позволяют  лучше понять многомерный мир и те процессы, которые происходят в нем.

Преподаватель делает вывод о том, что через данный курс раскроется сущность многих природных процессов и подобно тому, как на кружку можно посмотреть с различных сторон и увидеть на ней разные картинки, так и на природные процессы можно посмотреть с различных точек зрения – с точки зрения разрушителя или созидателя, с точки зрения различных наук и различных типов сознания (антропоцентрический, экоцентрический), и т.д.

Фабула игры: двое играющих (их может быть трое, четверо, в зависимости от конфигурации, раскраски предмета) занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на неё, играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т.д. Ведущий убирает предмет и просит субъектов побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Наблюдающие не должны вмешиваться.

В ходе беседы субъекты приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависела от ракурса восприятия предмета. Они предлагают друг другу поменяться местами. И — утверждаются в том, что их несхожие характеристики зависели не от их личностных особенностей (Кто-то плохо смотрел? Кто-то из них ущербный человек?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.

После этого ведущий предлагает наблюдателям высказать впечатление от происшедшего на их глазах. Здесь важно проследить, чтобы учащиеся не пришли к выводу, что «надо уважать мнение каждого». Объективно мнение каждого имеет свое основание в мире. Дело тут не столько в уважении к мнению другого, сколько в объективно существующих различных характеристиках одного и того же предмета.

После проведенного упражнения, следует попросить студентов ответить на вопрос: «Вызывает ли обеспокоенность настоящая экологическая обстановка у населения планеты?», предлагаем примерный ход рассуждений.

Преподаватель говорит о том, что для будущего человечества важно принимать экоантропоцентрические решения, что не возможно без многомерного рассмотрения каждой экологической проблемы в отдельности.

Далее отмечается тот факт, что человек населяет планету достаточно мало во временном промежутке, в сравнении с животным миром, но при этом характер вмешательства человека в биосферные процессы носит глобальный характер. Следом рассматриваются некоторые этапы развития живых организмов, а также раскрывается сущность понятий «биосфера» и «ноосфера».

Вид занятия: вводная лекция-беседа

Цель занятия: раскрыть понятие и отличительные признаки науки экологии; показать взаимосвязь экологии со смежными науками (биология,  география, гигиена и др.); развитие способности оценивать деятельность человека с позиции экологии; проводя аналогию развития между животным миром и развитием человечества, показать значение человека как мощного фактора преобразования природы; акцентировать внимание студентов на значении каждого вида для сохранения биоразнообразия на планете;

Основные понятия: экология, биосфера, ноосфера, окружающая природная среда, флора, фауна, растительность, растительный покров, животный мир.

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук (персональный компьютер), видеофрагмент к занятию 1 «Приключения капли воды»  на CD-диске.

Ход занятия:

1. Актуализация знаний

1.3.  Упражнение «Кружка»

(15 мин.)

 

1.1. Проанализировать значимость многостороннего анализа экологических проблем.
1.3.       Экология – наука о взаимодействии организмов с окружающей средой.

(13 мин.)

1.3.  Вводное слово преподавателя.

Учащиеся отвечают на вопрос:

1. Что такое экология?

2. Какие экологические проблемы Вам известны?

3. Возможно ли решить некоторые вопросы загрязнения биосферы?

4. Какие региональные проблемы обсуждались в местной  прессе, телевидении  в недавнее время?

5. Действительно ли вопросы экологического состояния биосферы важны для человечества?

 

2. Изучение нового материала

2.1. Краткий обзор исторического развития животного мира.

( 7 мин.)

 

2.1. Видеофильм  о развитии животного мира.

Перед просмотром запись в тетрадь основных этапов развития животного мира.

 

2.2. История освоения человеком природы.

(10 мин.)

 

 

 

 

 

2.2. Преподаватель проводит сравнение временного развития животного мира и человека.

Делается вывод о том, что, несмотря на сравнительно не большой срок населения человеком планеты, а тем более, ее преобразования, человек стал мощным ее фактором. Запись в тетрадь.

2.3. Биосфера и ноосфера.

(30 мин.)

2.3. Лекционный материал, запись в тетрадь.

 

 

1. Закрепление знаний

(5 мин.)

 

3. Беседа по пройденному материалу

 

План лекции:

  1. История развития экологических кризисов с развитием цивилизации
  2. Экология как наука. Предмет исследования. Взаимосвязь науки с географией, биологией, геологией, физикой, химией.
  3. Биосфера. Свойства биосферы
  4. Понятие «ноосфера» и его специфика.

Проведение занятия по данной методике способно не только актуализировать знания, но и повысить интерес студентов к экологическим проблемам, а также мотивацию к изучению дисциплины на вводном занятии по дисциплине «Экология» в учреждениях СПО.

Список литературы:

  1. Ильин И.В. Введение в глобальную экологию: учеб.пособие. – М.: МГУ, 2009. – 404 с.
  2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.. Нравственно- экологическое воспитание школьников. – М.:5 за знания, 2007. – 208 с.
  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.
  4. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.[schema type=»book» name=»Методические рекомендации по проведению аудиторной работы со студентами средних профессиональных учебных заведений по дисциплине «Экология»» description=»методические рекомендации по проведению аудиторной работы призваны помочь начинающим преподавателям расставить необходимые акценты на вводном занятии по дисциплине «Экология»» author=»Ильясова Ирина Сергеевна, Ильясов Ренат Васильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found