Среди основных направлений организации учебного процесса важное место в методической работе преподавателя занимает совершенствование лекционных занятий. Лекция была и остается ключевым видом учебных занятий, раскрывающим фундаментальные проблемы науки. В совершенствовании этого важного вида учебных занятий, в процессе изучения экономических дисциплин, мы определи два основных вида пути:
1) совершенствование традиционных форм обучения и контроля;
2) внедрение новых форм и методов проведения лекционных занятий основанных на дедуктивном методе изложения теории предмета.
При этом, при формировании профессиональных компетенций у студентов направления «Экономика» можно выделить следующие этапы:
1 этап – формирование знаний о предмете, методологии, структуре изучаемой дисциплины, ее место и роль в системе экономических наук;
2 этап – формирование предметной системы изучаемых экономических знаний, усвоение ключевых категорий, понятий, законов, основных концепций, принципов и др.;
3 этап – формирование обобщенной комплексной системы экономических знаний на основе межпредметных связей с другими науками.
Многие отечественные ученые в области педагогики и психологии акцентируют внимание преподавателей на необходимость понимания лекционного материала, что должно учитываться при оптимальной организации лекционных курсов. Поскольку, понимание – это сложный и длительный процесс, управлять им значит своевременно выявлять затруднения студента и помогать быстрее их преодолевать, находя специальные методические приемы [1].
Учитывая недостатки информационной лекции – непрерывность изложения (накапливается непрерывная информация) и отсутствие обратной связи, предлагается следующая форма построения лекции при освоении экономических дисциплин, особенно по сложным темам. Данная модель включает в себя достаточную детализацию изложения материала – разбитого на логические части (модули), которые не перегружают восприятие студентов, помогают им в осмыслении каждой части и позволяют записать понятную для себя информацию.
Построение лекции в рамках компетентностного подхода основано на изменении цели достижения: то есть лекция выступает не как инструмент передачи материала, а как инструмент усвоения материала. Исходя из намеченной цели качественного усвоения, можно выделить следующие этапы структурирования лекции:
- общее ознакомление с тематикой лекции;
- рассмотрение логической связи в последовательности изучения с ранее рассмотренным материалом;
- четко обозначенная конструкция лекции;
- цель достижения лекции в понятийном представлении;
- разбор алгоритмов решений;
- дискуссия;
- метод иллюстраций
В свою очередь, в отличии от лекционной, семинарская форма проведения занятий, используемая автором, преследует следующую цель:
— студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, овладеть умениями и навыками постановки и решения вопросов и задач, доказательства и опровержения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки и экономического мышления.
На семинарских занятиях студенты углубляют приобретенные теоретические знания путем выполнения различного рода учебных заданий, решения отдельных проблем и ситуаций. На практике используются следующие формы проведения семинаров:
1) вопросно-ответный семинар;
2) развернутая беседа по заранее объявленной и пройденной на лекции теме;
3) устные доклады студентов с последующим их обсуждением;
4) выполнение контрольных заданий;
6) семинары-дискуссии и др.
Важным условием результативности семинаров выступает доверительная обстановка, когда студенты не боятся высказывать спорные идеи или ошибаться. Для более успешного усвоения учебного материала заранее определяется и выстраивается нужная структура проверочных вопросов и заданий. При этом от студентов требуется не только определенный уровень теоретических знаний по изучаемой теме, но и умение применять их в конкретных ситуациях, логически мыслить, отстаивать свою точку зрения, а также использовать различные методы, соответствующие изучаемой дисциплине [1,2].
Однако здесь уместно подчеркнуть, что объем часов семинарских (практических) занятий меньше объема лекционных часов, к тому же практические занятия преимущественно нацелены на усвоение теоретического материала, заложенного в учебники и учебные пособия, в которых многие темы рассматриваются больше в теоретических аспектах и даются в существенном отрыве от практической реальности. Для компенсации данного разрыва предполагается по отдельным темам применять систему практических ситуаций, наиболее приближенных к реальным условиям. Чтобы охватить все темы изучаемых дисциплин, часть практических ситуаций разрабатывается преподавателем.
Самостоятельная работа студента организуется согласно представленным темам. В самостоятельной работе студентов можно выделить следующие виды работ:
- предоставление докладов, рефератов;
- подготовка к тестированию;
- решение контрольной работы;
- анализ конкретной ситуации
- разбор проблемной ситуации
При изучении экономических курсов наиболее эффективным является выполнение деловых игр. Деловая игра помогает студентам приобрести помимо определенного запаса знаний и умений, элементарные навыки принятия обоснованных решений в различных ситуациях. Выполнение деловой игры, где ставятся жизненные задачи, требует одновременного применения теоретических знаний и быстрого выполнения практических действий. Наилучших результатов можно добиться при охватывании нескольких теоретических разделов. Но наиболее эффективной является игра, по мнению автора, охватывающая весь курс. Хорошему результату в игре способствуют знание теоретических положений, умение правильно применять расчетные формулы, понимание сущности экономических понятий. При проведении игр заинтересованность студентов мотивируется дополнительными баллами при промежуточной и итоговой аттестации.
Таким образом, подход преподавателя к выстраиванию структуры изучаемой дисциплины несет в себе элементы творчества и возможность развития инновационных форм обучения для более успешного усвоения материала.
Список литературы:
- Подлавильчева Н.П. Дедуктивный метод как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов вуза экономического профиля: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Подлавильчева Надежда Петровна. — Тула, 2013.- 173 с.
- Подлавильчева Н.П. Развитие методики оценивания изучения дисциплины «Экономическая теория в рамках компетентностного подхода// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. 2012 . С.340-344[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ» description=»В статье рассмотрен подход автора к совершенствованию методики преподавания экономических дисциплин в вузе, основанный на требованиях современных стандартов высшего профессионального обучения, и способствующий повышению эффективности обучения. » author=»Подлавильчева Надежда Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]