Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Главным «вызовом XXI века» стало парадоксальное возникновение небывалых угроз от преобразующей деятельности человека.

Глобальной проблемой  современного мира является обеспечение устойчивого безопасного раз­вития. Эта проблема стоит практически перед всеми странами мира и яв­ляется ключевой проблемой человеческой цивилизации. Рост чрезвычайных ситуаций различного характера, а вместе с ним и числа жертв среди населения, вызвал острейшую необходимость подготовки специалистов, в том числе со знаниями в области безопасности жизнедеятельности.

Сложные и противоречивые изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы,  потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки специалистов в различных областях деятельности [1, с. 127]. Возникла необходимость инициировать формирование нового мышления – концепции устойчивого развития. И в первую очередь у молодежи необходимо изменить отношение к вопросам собственной безопаснос­ти и безопасности окружающих, сформировать готовность к безопасной де­ятельности.

Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является:

подготовка студентов к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, предполагающая формирование основных знаний, умений и отдельных навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности;

формирование у студентов осмысленного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, а также умения оказывать помощь себе и другим людям;

формирование «личностей безопасного типа поведения», способных распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них [2, с. 37].

Являясь компонентом общечеловеческой культуры, культура безопасности должна стать одной из основных целей процесса воспитания.

Полученные в процессе обучения знания и умения, по нашему мнению, будут способствовать готовности специалиста к осуществлению им различных видов профессиональной  деятельности [3, с. 123].

Наша позиция при чтении курса «Безопасность жизнедеятельности» состоит в том, что эта дисциплина, позволяющая дать общие закономерности опасных явлений и жизнедеятельности человека среди этих опасностей, должна способствовать формированию у студентов идеологии безопасности, формированию безопасного мышления и поведения, необходимые каждому человеку. Поскольку одна из главных целей курса – воздействовать на мировоззрение студента, то он должен почувствовать себя ответственным хотя бы за свою безопасность, понять, что его безопасность невозможна без безопасности других, что его безопасность – это его знания, умения и навыки [4, с. 39].

В настоящее время организация учебного процесса требует постоянного совершенствования: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника вуза являются его компетентность и мобильность. В настоящее время эффективность процесса познания во многом зависит от познавательной активности самого студента. В современных условиях роль знаний возросла настолько, что они стали выступать в качестве главного фактора развития общества.

Важнейшая задача современного профессионального образования – не только передача студентам знаний, но и использование эффективных путей усвоения информации, создание условий, при которых достигаются оптимальные результаты в развитии способностей обучающихся.

Построение учебно-воспитательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого студента возможно только лишь с применением новых, более эффективных технологий обучения, так как традиционные методики обучения не позволяют преподавателю раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что в конечном итоге влияет на качество знаний и умений.

Специфика преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе должна учитывать весь диапазон проблем современности, так как безопасность захватывает все сферы бытия человека.

Существует мнение, что курс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» слишком насыщен техническими данными и решениями, а это затрудняет его восприятие, особенно студентами гуманитарных специальностей.

 Поэтому переработав массу литературы, методик обучения и, исходя уже из собственного опыта, весь курс «Безопасность жизнедеятельности» условно можно представить в виде следующих блоков (модулей):

  1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
  2. Человек и среда обитания.
  3. Основные понятия и вопросы по охране труда.
  4. Воздействие опасных природных и вредных факторов на человека, среду обитания и защита от них.
  5. Социальная безопасность.
  6. Обеспечение безопасности при социально неблагоприятных условиях.
  7. Основы национальной безопасности.
  8. Терроризм. Его последствия и методы борьбы с ним.
  9. Первая доврачебная помощь.

При необходимости в программе курса «Безопасность жизнедеятельности» учитывается специфика отдельных направлений подготовки вуза.

Основные элементы курса «Безопасность жизнедеятельности»: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, контроль и оценка полученных знаний и навыков, реализуются следующим образом.

На лекциях и семинарских занятиях осуществляется теоретическая подготовка студентов по получению и углублению знаний по безопасности и защите человека от чрезвычайных ситуа­ций. Методику преподавания лекций каждый преподаватель выбирает самостоятельно [5, c. 102]. При организации педагогического процесса, связанного с чтением лекционного материала и проведением практических и семинарских занятий широко используются технические средства обучения, позволяющие увеличить информативность, интенсивность и результативность обучения. Сочетание традиционных лекций по классической методике голосом и при помощи объяснения непонятных вопросов на доске и на конкретных примерах из жизни и лекций с применением элементов дистанционного обучения и электронных образовательных технологий (аудио и видео лекции, анимации и симуляции и т.п.) способствует лучшему усвоению учебного материала, который может быть легко использован и доступен каждому студенту для самостоятельного изучения. При таком обучении часть занятий переносится в режим онлайн. У обучающегося наряду с общением с преподавателем  и одногруппниками в учебной аудитории, появляется возможность в любое время общаться и задавать вопросы, используя такие средства общения, как чат, форум и электронная почта, что позволяет делать процесс обучения более насыщенным, гибким, а студентам получить определённую долю свободы в процессе обучения.

Аналогичным образом организуются и семинарские занятия. На семинарах проходит обсуждение самых интересных и важных тем курса, а также отработка практических навыков. На каждом занятии отводится необходимое время для проверки знаний и навыков студентов по пройденному материалу и усвоения изучаемой темы. Текущая оценка успеваемости студентов может проводиться в различных формах. Возможно тестирование, а также выполнение различных, в том числе, групповых проектов, написание докладов и рефератов, выполнение контрольных работ. Текущим контролем охватывается как можно больше студентов.

Особое место в подготовке студентов в области безопасности жизнедеятельности занимают практические занятия, имеющие целью приобретение обучающимися практи­ческих навыков и умений действовать в различных экстре­мальных ситуациях, работать с приборами радиационной и химической разведки, изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты.

Грамотное поведение человека определяется знанием характера и возможных последствий опасностей, правил поведения в данной конкретной обстановке, психологической подготовкой и психической устойчивостью в различных чрезвычайных ситуациях.

Конечно, такие качества, как самообладание, умение принимать решение в короткие сроки, осознание того, что от твоего решения зависит жизнь твоих товарищей – все это требует длительной специальной подготовки. В отведенное время научить умению преодолевать страх, действовать без паники, принимать оптимальное решение в условиях, когда под угрозой жизнь – невозможно. К этому специалисты в этой области деятельности готовятся годами. Но показать хотя бы приближенно возможную обстановку, заставить студента почувствовать это – такое возможно путем приближения обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в этой аудитории, в вашей квартире, в вашем офисе, на улице, в метро, по дороге на учебу, домой и т.д.

Хорошие результаты показывает привлечение к учебному процессу сотрудников сфер безопасности жизнедеятельности (МЧС, МВД и др.); проведение занятий на учебно-материальной базе организаций,  работающих в области безопасности жизнедеятельности, использование наглядных пособий этих организаций, что способствует повышению интереса и, как следствие, качества получаемых знаний и умений.

С целью закрепления и углубления знаний и навыков, получен­ных на всех видах учебных занятий, подготовки к предстоящим за­нятиям, контрольным работам, зачету,  систематизации учебного материала организуется самостоятель­ная работа студентов. В процессе индивидуальной и самостоятельной работы студента рекомендуется написание рефера­тов, проведение научно-исследовательских работ, подготовка док­ладов и выступлений. В часы самостоятельной работы студентов проводятся консультации преподавателей.

Подготовка к учебному занятию включает:

— определение темы, целей, учебных вопросов, места, времени и формы проведения занятия;

— выбор методических приемов и способов раскрытия учебных вопросов;

— уточнение материально-технического обеспечения занятия;

— организация подготовки студентов к проведению занятия.

Задание студентам выдается на предыдущем занятии и является основой для самостоятельной подготовки студентов к предстоящему занятию. Формулировка учебных вопросов должна не только требовать от студентов тщательного изучения учебного материала, но и способствовать развитию творческого мышления, умения изыскивать пути решения и ответы на поставленные вопросы.

Проведение занятий (часть занятий проводится в режиме онлайн).

Практические занятия и групповые упражнения проводятся с целью:

проверки теоретических знаний студентов, полученных, как на занятиях под руководством преподавателя, так и входе самостоятельной подготовки;

освоения и отработки практических действий, различных приемов и основных способов защиты от опасностей.

В начале занятия объявляется тема, цели, учебные вопросы занятия, обосновывается актуальность темы, устанавливается связь материалов данного занятия с темами предыдущих и последующих занятий, проверяется готовность студентов к занятию.

Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть занятия.

На изложение и отработку учебных вопросов отводится максимальное количество времени. На занятие выносится 5-6 вопросов. Каждому студенту предлагается после ответа на вопрос или краткого доклада на поставленную тему, подготовленную самостоятельно, задать аудитории 3-4 вопроса по теме доклада и выбрать отвечающего из числа обучающихся. Если же у аудитории есть вопросы по данной теме, то они могут задавать их докладчику дополнительно. При этом преподаватель оценивает каждого из выступающих. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу занятия.

В заключительной части подводится итог занятия, даются рекомендации по самостоятельной работе студентов.

Также студентам предлагается проведение «ролевых игр» для отработки конкретных учебных вопросов.

Варианты предлагаемых учебных вопросов:

Эвакуация.

Пожар.

Стихийное бедствие.

Чрезвычайная ситуация с выбросом радиоактивных веществ.

Террористический акт.

Первая помощь пострадавшим.

Отработка всех вопросов проводится на фоне конкретной обстановки. Например: «Вы находитесь в квартире на 5 этаже. Начался пожар. Что нужно делать и как спасаться и спасать в данном случае?» и т.д.

При отработке каждого вопроса рассматриваются все основные варианты развития ситуации.

Руководитель коллектива назначается из числа студентов. Руководителю предлагается немедленно организовать работы по спасению людей. Всем остальным студентам предлагается точно выполнять команды руководителя. При этом преподаватель оценивает действия всех студентов. В ходе проведения спасательных работ можно заменить руководителя, он продолжает действия предыдущего или дает свои команды.

Так повторяется несколько раз. Если знаний было недостаточно, то выявляются именно те теоретические разделы, которые студентам необходимо было изучить для решения поставленных задач. После отработки учебного вопроса проводится разбор с анализом характерных ошибок, умелых действий, отмечаются наиболее отличившиеся студенты. При этом максимально используются оценки самих студентов. К тому же, в одной и той же группе могут быть студенты с разным уровнем самостоятельности, что требует от преподавателя применения индивидуального подхода к каждому и организации процесса обучения на основе опыта.

Заканчивается изучение курса «Безопасность жизнедеятельности» сдачей зачета.

Учитывая, что в современных вузах обучается значительное число лиц с ограниченными возможностями здоровья, такая организация учебного процесса позволяет им легко адаптироваться к процессу обучения. У студента нет необходимости ездить в университет каждый день, можно заниматься в любом удобном месте и в любое время. Учебные материалы (учебники, методические пособия, лекционные курсы) используются в печатном и электронном виде. При необходимости задания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением, обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования, предоставляются услуги сурдопереводчиков.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья разработаны адаптированные программы обучения с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Необходимость внедрения новых технологий и методик обучения, постоянное совершенствование учебного процесса требуют непрерывного повышения квалификации преподавателей в области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из вышеизложенного, главная задача преподавателя – выявить задатки, склонность, способность, психофизиологическую готовность к профессиональной деятельности студента, дать студенту знания и умения, которые позволят ему ориентироваться и профессионально действовать в различных ситуациях,  иметь практические навыки и быть подготовленным к решению проблем связанных с его будущей профессиональной деятельностью [6, с. 536].

 

Список литературы:

  1. Мардахаев Л.В., Чемоданова Д.И., Соловьева Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики: учеб. пособие; под общ. ред. Л.В.Мардахаева. М.-Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2007. 503 с.
  2. Михайлов Л. А., Киселёва Э. М., Русак О. Н. и др.: Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности; под ред. Л. А. Михайлова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 288 с.
  3. Мардахаев Л.В., Чемоданова Д.И., Соловьева Л.В., Орлова Е.А. Основы специальной педагогики. М.-Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2010. 334 с.
  4. Ильвовский В.И., Казьмина А.В., Калитина М.А. Вопросы практики в изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». М.: Изд-во РГСУ, 2009. С. 39 – 45.
  5. Жуков В.И. Методика преподавания в вузе. – М.: Изд-во РГСУ, 2006.  202 с.
  6. Казьмина А.В. Методические предложения по вопросам преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в социальном ВУЗЕ. М.: Изд-во РГСУ, Выпуск 7. С. 533 – 540.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» » author=»Калитина Марина Александровна, Яковлева Татьяна Петровна, Казьмина Анна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found