Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования основывается на введении и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Суть Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – применение на практике деятельностного и компетентностного подходов к образованию ребенка дошкольного возраста.
В чём же сущность деятельностного подхода к образованию ребенка дошкольного возраста? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности дошкольника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». На это нас ориентирует и деятельностный принцип коррекции. Это в полной мере относится к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образования, заложенное в основную образовательную программу ДОУ может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка.
Технология деятельностного подхода предполагает умение ребенком извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых дошкольники, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают возникшую проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Например, применительно к сюжетно-ролевой игре деятельностный подход проявляется в активности каждого ребенка при подготовке игрового пространства, в выборе игровых и подручных материалов, из которых дети мастерят необходимые атрибуты, в распределении ролей, в выстраивании игрового сюжета, в объединении сюжетов нескольких игр [3].
Следующим подходом, который лежит в основе образования детей дошкольного возраста, является компететностный подход.
Компетентностный подход возник в ответ на вызовы, которые бросает человеку современность. Для этого воспитателю необходимо передать ребенку основные компетенции: игровые, трудовые, коммуникативные, информационные [2, 3].
Данные подходы достаточно трудны для практиков дошкольного образования. В этой связи необходимо перестроить систему методической работы, которая призвана обеспечить готовность педагога ДОУ к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Актуальность перевода методической работы в инновационную методическую работу диктуется следующими противоречиями:
- между необходимостью введения ФГОС ДО и неготовностью педагогов к радикальным изменениям,
- между новыми требованиями к профессиональной деятельности педагога ДОУ в содержании Профессионального стандарта педагога и актуальным уровнем профессиональной компетентности педагогов.
Особенностями инновационной методической работы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
- отбор содержания методической работы, обеспечивающего переход на ФГОС ДО (организация теоретических семинаров по содержанию образовательных областей стандарта дошкольного образования, создание временных творческих коллективов по проектированию основной образовательной программы ДОУ, организация деятельности временных творческих групп по созданию моделей развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям как направлениям развития ребенка дошкольного возраста) [5];
- обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях введения ФГОС ДО (деятельностный и компетентеностный подходы к образованию детей дошкольного возраста, субъектная позиция ребенка в образовательном процессе);
- подготовка педагогов к реализации деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста через организацию мастер-классов, педагогических мастерских [4,6,7,8].
Содержание инновационной методической работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:
- ознакомление педагогов с нормативно-правовыми документами, (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»,
- создание программно-методического обеспечения введения ФГОС ДО («дорожные карты» на текущий учебный год, основная образовательная программа ДОУ, рабочие программы воспитателя и специалистов),
- управление инновационной деятельностью педагогов по реализации документов Правительства РФ (проектирование программы развития, повышения квалификации педагогов, инновационной деятельности, персонифицированных программ повышения квалификации педагогов) [1,6].
Список литературы:
- Ангеловски, К. Учителя и инновации: кн. для учителя / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159с
- Беляева, Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии / Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко, вып.1. Екатеринбург, 1995. – С.36 – 45.
- Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога/О.Н.гнездилова // Психологическая наука и образование, №.4 (2006): 61-65.
- Гуров, В. Инновационная деятельность педагога / В.Гуров // Дополнительное образование и воспитание. — № 2 (2008): 9-15.
- Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М.Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.
- Калачикова. О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность / О.Н. Калачикова // Вестник Томского государственного университета, №.316 (2008):174-177.
- Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов // Актуальные проблемы управления качеством образования / Сб. науч. статей. Вып. 6. (2001): 136с.
- Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал, №.1 (2007): 42-49.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»в статье в свете введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования описаны особенности методической работы, обеспечивающей готовность педагогов ДОУ внедрять деятельностный и компетентностный подходы стандарта в практику. » author=»Яковлева Галина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]