Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЛАДЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТАРИЕМ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Сегодня профессия менеджера получила широкое распространение является востребованной в самых разных сферах деятельности человека. Представители данной профессии являются достаточно востребованными на рынке труда. И несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многие компаниям нуждаются именно в квалифицированных менеджерах.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») будущего менеджера готовят организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности. Квалифицированный менеджер сможет решать задачи в области организационно-управленческой деятельности,  принимать участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий, таких, как маркетинговой, финансовой, кадровой, контролировать деятельность подразделений, команд (групп) работников, организовывать своё дело и т.д [2, с. 3].

Этому будет способствовать успешное освоение дисциплин, предусмотренных стандартом ФГОС и отраженных в учебном плане ВУЗа. Одной из таких дисциплин является «Статистика: социально-экономическая статистика».

«Статистика: социально-экономическая статистика» относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин, она знакомит студентов с научными основами социально-экономической статистики, формулирует у студентов представления о сущности социально-экономической статистики как науки и ее роли в управлении государством, формирует умения пользоваться статистическими методами в  работе с экономической информацией и навыков статистической деятельности. В результате изучения курса студенты должны овладеть основными принципами и методами обработки статистических данных, использовать стандартные статистические программы для обработки данных на ЭВМ, анализировать различные аспекты применения в экономических исследованиях методов социально-экономической статистики.

Одно из требуемых умений — владение измерительным инструментарием уровня жизни населения. Опыт работы филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани. Показывает, что измерять степень владения этим инструментарием целесообразно с помощью социологического исследования, разрабатывая программу которого в соответствии со специальной методикой [1, с. 78], мы составили следующую анкету:

«Вряд ли вы найдете человека, который не хотел бы повысить уровень своей жизни, не хотел бы жить в достатке. А знаете ли вы, какими показателями измеряют уровень жизни? Поучаствуйте в нашем опросе, обведите кружком варианты ответов, которые считаете правильными.

1. Знаете ли Вы, какие показатели входят в измерение уровня жизни?

А) да, знаю хорошо;

Б) да, но знаю не слишком хорошо;

В) нет, не знаю

2. Уровень жизни населения – это…

А) уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах;

Б) уровень и степень удовлетворения потребностей людей в бытовых услугах;

В) уровень и степень удовлетворения потребностей людей в культурных услугах;

Г) это уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных  благах, бытовых и культурных услугах.

3. Реальные доходы населения – это …

А) общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления  с учетом стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению;

Б) все денежные выплаты, включая оплату труда, пенсии, пособия;

В) номинальные располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (ИПЦ);

Г) номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей.

4. Располагаемые доходы – это …

А) общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению;

Б) все денежные выплаты, включая оплату труда, пенсии, пособия;

В) номинальные располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (ИПЦ);

Г) номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей.

5. Коэффициент занятости населения определяется как отношение численности …

А) занятого населения к среднегодовой численности всего населения;
Б) занятого населения к численности экономически активного населения;
В) экономически активного населения к численности трудовых ресурсов;
Г) занятого населения к численности трудоспособного населения.

6. Коэффициент общей безработицы определяется как отношение численности …

А) занятого населения к среднегодовой численности всего населения;

Б) безработного населения к численности экономически активного населения;

В) экономически активного населения к численности трудовых ресурсов;

Г) занятого населения к численности трудоспособного населения.

7. Средняя месячная заработная плата рассчитывается по формуле:

А) месячный фонд заработной платы / среднесписочная численность работников;

Б) месячный фонд заработной платы / годовая численность работников;

В) годовой фонд заработной платы / годовая численность работников;

Г) дневной фонд заработной платы / годовая численность работников;

8. Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по формуле:

9. Коэффициент Джинни показывает:

А) уровень дохода, наиболее часто встречающийся в совокупности;

Б) уровень дохода, который находится в середине ранжированного вариационного ряда;

В) использование доходов населения на покупку товаров, оплату услуг и различного рода платежи;

Г) неравенство в распределении доходов.

10. К денежным расходам населения относят:

А) расходы на приобретение продуктов питания;

Б) расходы на приобретение потребительских товаров длительного пользования;

В) расходы на платные услуги;

Г) все перечисленное выше верно.

Спасибо!»

Представленная анкета апробирована в исследовании и показала свою эффективность. В результате проведенного исследования установлено следующее распределение ответов на вопросы.

Таблица 1.

Вопрос № 1 «Знаете ли Вы, какие показатели входят в измерение уровня жизни?»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 13 100
Б 0 0
В 0 0
ВСЕГО 13 100

Таблица 2.

Вопрос № 2 «Уровень жизни населения – это…»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 0 0
Б 0 0
В 0 0
Г 13 100
ВСЕГО 13 100

Таблица 3.

Вопрос № 3 «Реальные доходы населения – это …»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 0 0
Б 0 0
В 13 100
Г 0 0
ВСЕГО 13 100

Таблица 4.

Вопрос № 4 «Располагаемые доходы – это …»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 0 0
Б 0 0
В 0 0
Г 13 100
ВСЕГО 13 100

Таблица 5.

Вопрос № 5 «Коэффициент занятости населения определяется как отношение численности …»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 0 0
Б 13 100
В 0 0
Г 0 0
ВСЕГО 13 100

Таблица 6.

Вопрос № 6 «Коэффициент общей безработицы определяется как отношение численности …»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 0 0
Б 13 100
В 0 0
Г 0 0
ВСЕГО 13 100

Таблица 7.

Вопрос № 7 «Средняя месячная заработная плата рассчитывается по формуле»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 13 100
Б 0 0
В 0 0
Г 0 0
ВСЕГО 13 100

Таблица 8.

Вопрос № 8 «Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по формуле»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 10 76,92
Б 0 0
В 0 0
Г 3 23,08
ВСЕГО 13 100

Таблица 9.

Вопрос № 9 «Коэффициент Джинни показывает:»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 0 0
Б 0 0
В 0 0
Г 13 100

 

Таблица 10.

Вопрос № 10 «К денежным расходам населения относят:»

№ п/п Количество ответов Процент, %
А 0 0
Б 0 0
В 0 0
Г 13 100
ВСЕГО 13 100

В целом, степень владения инструментарием,представлена в таблицах 11 и 12.

Таблица 11.

Критериии оценки степени владения инструментарием

№ п/п Кол-во правильных ответов Отметка
1 9-10 5 («отлично»)
2 7-8 4 («хорошо»)
3 5-6 3 («удовлетворительно»)
4 0-4, 2 (неудовлетворительно)

Таблица 12.

Степень владения измерительным инструментарием уровня жизни у студентов четвертого курса направления «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом»

№ п/п Отметка Кол-во студентов Кол-во студентов, %
1 5 («отлично») 13 100
2 4 («хорошо») 0 0
3 3 («удовлетворительно») 0 0
4 2 (неудовлетворительно) 0 0
5 ВСЕГО 13 100

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что вопросом, вызвавшим затруднения при ответе, является вопрос № 8 «Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по формуле», поэтому при преподавании дисциплины «Статистика: социально-экономическая статистика» необходимо большее внимание уделить практическим занятиям по расчету данного индекса.

Из всех тринадцати опрошенных  десять человек (76,92%) правильно ответили на все 10 вопросов, 3 человека (23,08%) – на 9, таким образом,   студенты показали хорошее владение измерительным инструментарием уровня жизни населения и их знания оцениваются как «отлично».

Результаты исследования позволяют сделать вывод о  том, что апробированную в нашем вузе методику измерения степени владения измерительным инструментарием уровня жизни населения у студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению «Менеджмент», целесообразно предложить к использованию в других вузах.

Список литературы:

  1. Жук Т.С., Костенко А.М. –  Разработка программы социологического исследования «Степень владения измерительным инструментарием уровня жизни населения у студентов, обучающимся по программе бакалавриата по направлению «Менеджмент» // Евразийский Союз Ученых. ― 2014.  ― № 8. ― С. 76-80.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт

    высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)

    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544).[schema type=»book» name=»МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЛАДЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТАРИЕМ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»» author=»Жук Татьяна Сергеевна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found