В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) заложены новые методологические подходы, одним из которых является метапредметный подход [4]. Исследования, связанные с метапредемтностью в образовании, велись такими учеными как А. Г. Асмолов, Ю. В. Громыко, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др. Все они по разному трактуют данное понятие. Так, У Ю.В Громыко под метапредметностью понимается деятельность, которая не относится к конкретному учебному предмету, а обеспечивает процесс обучения в рамках любой учебной дисциплигы. Основной принцип «метапредметности», согласно Ю.В. Громыко, состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом [1]. А.В. Хуторской [2], [3] характеризует метапредметность как «выход за предметы, но не уход от них… Метапредметность не может быть оторвана от предметности». Согласно исследованиям А. В. Хуторского, главное в метапредметности – выявление и установление внутренних связей между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных наук. Метапредметный подход в процессе обучения предполагает переход от дробления на части к целостному восприятию мира ребенком.
Одной из целей образования становится приобщение к культуре. Сложность решения задачи приобщения к культуре состоит в освоении ее многообразия. У целостного поля культуры есть свои составляющие – визуальное, пластическое, аудиальное. Они отчасти совпадают с референтными системами человека (визуальной, аудиальной, кинестетической) и фиксируют доминанты восприятия окружающего мира (зрительную, слуховую, телесную).
Ученые доказали, что до 80% информации об окружающем мире транслируется и воспринимается органами зрения (М.М. Безруких, Т.Г. Бетелова, В.И. Ткаченко). Исследованию сущности визуальной культуры посвящены работы Л.К. Веретенникова, У. Гибсона, С.С. Зорина, Т.Дж. В. Митчелла, Д. Прециози, В.М. Розина, М.Э. Холи, М.Шапиро.
К развитию сенсорных способностей человека как условия познания мира (в контексте анализа телесности) обращаются М.М. Бахтин, З.К. Бойдулов, Э. Гуссерль, М.К. Мерабшивили, М. Мерло-Понти, В.А. Подорога, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер.
Аудиальная культура и ее значение в формировании целостного миропонимания личности остается на периферии исследовательского интереса, ограничиваясь развитием слушательской культуры в процессе восприятия музыкальных произведений. Обращение к аудиальной культуре позволяет расширить возможности обретения целостного взгляда на мир и гармонии с ним.
Аудиальная культура – интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Важная роль в формировании разных сторон аудиальной культуры младших школьников отводится таким дисциплинам общеобразовательного цикла как русский язык, иностранный язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Одной из основных целей (социокультурная) изучения русского языка является формирование коммуникативных компетенций обучающихся, развитие устной и письменной речи, что предполагает осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
К важным практическим задачам русского языка, как предмета, на котором активно формируется такие компоненты аудиальной культуры как звук и речь, можно отнести: развитие умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования не большого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В процессе изучения русского языка в начальной школе обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Содержание курса «русский язык» содержит такие важные для формирования аудиальной культуры разделы как «Фонетика», «Фонетика и графика», «Развитие речи», «Чтение».
В процессе обучения иностранному языку учащиеся приобретают такие важные умения и навыки, необходимые для формирования аудиальной культуры, как: сообщать; рассказывать, выражая свое отношение; характеризовать, называя качества лица/предмета, читать наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен; пересказывать услышанный/прочитанный текст, составлять собственный текст по аналогии, то есть воспринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую информацию. При этом очень важным является соблюдать нормы произношения звуков языка, использовать правильное ударение, произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. Иностранный язык направлен на формирование коммуникативных умений школьников, которые развиваются через следующие виды деятельности: говорение, аудирование, чтение, фонетический разбор.
В основе программы «Окружающий мир» лежит представление о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка и о взаимоотношениях в системе «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек». ФГОС НОО рекомендует в рамках изучения данных курсов обязательное знакомство со звуковой средой обитания человека, которое позволило бы расширить кругозор учащихся и способствовало бы формированию у них аудиальной культуры. Однако в образовательной практике это реализуется не в полной мере.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника. Содержание данного курса включает такие виды деятельности учащихся на уроках, которые способствуют аудиальному развитию школьников: аудирование (слушание); чтение, предполагающее соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, передача смысловых особенностей текста с помощью интонирования и др., участие в коллективном обсуждении того или иного текста; говорение (культура речевого общения).
Важным компонентом аудиальной культуры, наряду с такими как звук и речь, является музыка. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивают введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение таких важных для становления аудиальной культуры целей как: формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Помимо урочных видов деятельности, направленных на формирование отдельных компонентов аудиальной культуры, огромную роль в аудиальном развитии обучающихся играют внеурочные виды деятельности, представленные работой разнообразных кружков – хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, театр, детский музыкальный театр и т.п. Данные формы внеклассной деятельности позволяют развить культуру звукового восприятия, речевую культуру и музыкальную культуру.
Важной составляющей внеурочной деятельности, направленной на формирование аудиальной культуры младших школьников, может стать специально разработанный учебный курс «В мире волшебных звуков», который включает 9 тематических блоков: «Шумы, звуки, музыка, которые нас окружают», «Шумы, звуки, музыка, которые живут у меня дома», «Шумы, звуки, музыка, которые мы можем услышать в городе», «Шумы, звуки, музыка, которые можно встретить в деревне», «Шумы, звуки, музыка природы» «Шумы, звуки, музыка подводного царства», «Шумы, звуки, музыка космоса», «Шумы, звуки, музыка, которые выражают чувства и мысли человека», «Шумы и звуки, которые живут в мифах, легендах и сказках». Данный курс носит метапредметный характер, он позволяет синтезировать знания обучающихся, полученные на разных дисциплинах в общеобразовательной школе, расширить и углубить их за счет включения ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, сформировать у школьников целостное представление о звуковом мире.
Целью элективного курса «В мире волшебных звуков» является формирование аудиальной культуры младших школьников посредством различных видов искусств.
В основу разработки учебного курса «В мире волшебных звуков», направленного на формирование аудиальной культуры младших школьников, легли три концептуальных идеи: 1. Аудиальная культура позволит адаптироваться учащимся к окружающей звуковой среде. 2. Аудиальная культура сформирует ценностное отношение к звукам и их сочетаниям, что позволит на более высоком уровне осуществлять деятельность по развитию звуковой, речевой и музыкальной культуры школьников. 3. Формирование аудиальной культуры средствами различных видов искусств будет способствовать формированию целостной картины мира у учащихся начальной школы, развитию их художественного и эстетического вкуса.
Обозначенные позиции позволили выделить и сконцентрировать свое внимание на 3-х основополагающих принципах реализации курса: 1) принцип учета ведущей сенсорной системы (аудиальной, визуальной, кинестетической), 2) принцип интеграции – представляет высшую форму межпредметных связей, 3) принцип полихудожественности, сущность которого заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей.
Реализацию поставленной цели мы видим в процессе решения следующих задач: 1) сформировать представления обучающихся о звуковым разнообразии мира, научить школьников различать и понимать окружающие звуки; 2) помочь ученикам адаптироваться к окружающей звуковой среде; 3) формировать ценностное отношение к звукам и их сочетаниям, что позволит на более высоком уровне осуществлять деятельность по развитию звуковой, речевой и музыкальной культуры школьников; 4) способствовать формированию целостной картины мира у обучающихся начальной школы, развитию их художественного и эстетического вкуса.
К планируемым результатам данного курса мы отнесли: 1) готовность «слушать» и «слышать» окружающий мир, умение дифференцировать и характеризовать окружающие звуки, знать об их позитивном и негативном воздействии, понимание значимости звуковой среды в жизни человека; 2) умение различать эмоциональное состояние собеседника по интонациям в разговорной речи; 3) умение выразительно, доходчиво и аргументировано доносить свои мысли и чувства до собеседника; умение управлять интонацией своего голоса, делать смысловые остановки (паузы), грамотно использовать навыки звукообразования, звуковедения, распределения дыхания; 4) умение слышать окружающий мир в различных произведениях искусства; иметь ясное представление о взаимодействии художественных средств; 5) готовность творчески преобразовывать звуковой мир, эстетически его совершенствовать; 6) умение интонационно точно и выразительно исполнить музыкальное произведение, стихотворение, прозу, пластическое движение под музыку; 7) умение передавать свои мысли и чувства в различных видах творческой деятельности, используя разнообразные средства художественной выразительности;
Реализация курса требует применения современных методов, приемов, форм и средств обучения. К ним относятся использование интерактивных (проблемный, частично-поисковый) методов обучения; современных методов музыкального образования – метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод музыкальной импровизации, метод моделирования художественно-творческого процесса; методов аудиального развития – мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования; авторских приемов формирования аудиальной культуры обучающихся – прием «включения» в звуковую среду, прием звуковой импровизации, прием звукового сотворчества, прием гармонизации окружающей звуковой среды; сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации обучения; реализация как традиционных, так и нетрадиционных форм проведения занятий в виде урок-концерт, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-путешествие, ролевая игра, интегрированный урок; включение современных средств обучения – аудиовизуальные и мультимедиа.
Кроме методов, приемов и форм авторская программа курса включает комплекс специально разработанных заданий, направленных на развитие основных компонентов аудиальной культуры обучающихся. Данные задания сгруппированы в тематические блоки, которые имеют сквозное развитие и могут быть использованы в процессе проведения любого занятия, не нарушая основных принципов построения учебной программы курса. Всего в программе курса задействовано четыре блока развития.
Первый блок заданий «Эмоциональный калейдоскоп» (методики С.Д. Давыдова, М.Ю. Самакаевой, Н.Г. Тагильцевой, Н.А. Терентьевой) способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы детей. Этот блок направлен на развитие умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; умения выявить связь между различными видами искусств; умения сравнивать собственные жизненные эмоции с художественными. В него вошли задания: а) на сопоставление жизненных эмоции с художественными, в которых детям предлагается из двух контрастных произведений выбрать то, которое наибольшим образом соответствует их настроению, выразить данное настроение с помощью линий, цвета, орнамента; б) на сопоставление музыки, литературы и живописи, то есть соотнести произведения различных видов искусств, чтобы выявить различия и точки соприкосновения; в) на сопоставление музыки и текста одного и того же музыкального произведения, чтобы выявить сходство и различие средств музыкальной и художественной выразительности и др.; г) на сопоставление музыки и жеста и др.
Второй блок заданий «Звуковое включение» (методики А.Ф. Лобовой, И.П. Манаковой, Г.С. Ригиной, Е.М. Торшиловой ) предполагает развитие таких необходимых для формирования аудиальной культуры учащихся младших классов свойств психики, как внимание, память, воображение, ассоциативных связей, а именно: умение прислушиваться к себе – «Мир – это я…»; умение прислушаться к окружающему миру – «Мир вокруг меня»; умение слушать и слышать музыку, произведения литературы и живописи – «Окружающий мир художественного творчества». В данный блок мы включили задания: а) на концентрацию и устойчивость внимания, которые предполагают зафиксировать как можно больше шумов и звуков, услышанных в классе, дома, на улице; проанализировать собственные чувства и настроения после прослушивания музыкальных и литературных произведений, знакомства с произведениями изобразительного искусства и др.); б) на развитие зрительной и слуховой памяти, а именно: выделить в предложенных произведениях искусства как можно больше средств художественной выразительности и изобразительности; уловить все виды интонаций, встречающиеся в музыкальном произведении или тексте; в) на переключение внимания и увеличение объема памяти, к ним относятся разнообразные ритмические, мелодические и вербальные упражнения.
Третий блок «Творческий марафон» (методики А.Ф. Лобовой, Г.С. Ригиной, А.Н. Савенкова, Н.А. Терентеьевой, Е.М. Торшиловой) ориентирован на развитие творческих способностей учащихся, их поисковой и вербальной активности, а именно: на умение переключаться с одного вида деятельности на другой; на умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; на умение мобилизовать свое внимание и память. В данный блок вошли задания: а) на тембровое фантазирование, например: узнать тембр голоса; создать тембровые импровизации на тему природы; сочинить сказку с характерным озвучиванием главных действующих лиц; составить музыкальную партитуру, отражающую определенные жизненные обстоятельства и др.; б) на ритмическое фантазирование, например: изобразить капли сосульки, капли летнего дождя, моросящий дождик; тембрально и ритмически озвучить знакомую песню и др.; в) на мелодическое фантазирование – придумать мелодию к стихам; сочинить две разнохарактерные песни к одним и тем же стихотворным строчкам; отразить в собственном музыкальном сочинении свое настроение и др.; г) на пластическое фантазирование – выполнить движения под музыку; изобразить с помощью пальчиков движение различных насекомых или животных; показать с помощью разнообразных движений различные образы природы и сказочных персонажей и др.
Четвертый блок заданий «Интеллектуальная зарядка» (методики Н.В. Бабкиной, Т.А. Ратановой, А.Н. Савенкова, Е.М. Торшиловой, Н.Ф. Чуприковой) направлен на развитие основных мыслительных операций, а именно: умение классифицировать и обобщать, умение логически мыслить и выделять главное. В данный блок вошел комплекс заданий: а) на сообразительность и смекалку, в которых детям предлагается придумать соответствующее название к музыкальным произведениям, произведениям литературы и живописи; сочинить сказку или рассказ «по цепочке» или, используя ряд музыкальных слов, придумать наиболее вероятную версию к музыкальным и жизненным событиям и др.; б) на классификацию и обобщение, в которых детям необходимо выделить общие и различные признаки музыкальных, литературных и художественных произведений, выявить логику развития мысли художника, попытаться исполнить или «дорисовать» произведение, изменив его настроение или характер и др.; в) на построение художественных аналогов, а именно: подобрать аналогии к музыкальным произведениям, литературным текстам, изображениям, тембрам музыкальных инструментов; придумать к ним соответствующие характеристики и др.
Таким образом, ценностные ориентиры содержания начального образования, определяемые ФГОС НОО, включают в себя восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур. У целостного поля культуры есть свои составляющие – визуальное, пластическое, аудиальное. Важной составляющей культуры ребенка является его аудиальная культура.
Аудиальная культура – это интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Важную роль в формировании аудиальной культуры обучающихся начальных классов играет метапредметный подход, который направлен на выявление и установление внутренних связей между знаниями разных наук, представленных в школе.
Формированию разных сторон аудиальной культуры личности школьника способствуют такие дисциплины общеобразовательного цикла как русский язык, иностранный язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Помимо урочных видов деятельности, направленных на формирование отдельных компонентов аудиальной культуры, огромную роль в аудиальном развитии обучающихся играют внеурочные виды деятельности, представленные работой разнообразных кружков – хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, театр, детский музыкальный театр и т.п.
Важной составляющей внеурочной деятельности, направленной на формирование аудиальной культуры младших школьников, может стать специально разработанный учебный курс «В мире волшебных звуков». Данный курс носит метапредметный характер, он позволяет синтезировать знания обучающихся, полученные на разных дисциплинах в общеобразовательной школе, расширить и углубить их за счет включения ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, сформировать у школьников целостное представление о звуковом мире.
Список литературы
- Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск: Технопринт, 2000. – 376 с.
- Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2012. – 73 с.
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. №1. https://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.
- Федеральный государственный стандарт начального образования (1-4 классы) https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922.[schema type=»book» name=»Метапредметный подход в формировании аудиальной культуры обучающихся в начальной школе» description=»В статье представлена авторская трактовка понятия «аудиальная культура»; раскрыта суть понятия «метапредметный подход»; обозначено значение метапредметного подхода в формировании аудиальной культуры обучающихся начальной школы; рассмотрено содержание дисциплин, направленных на формирование разных сторон аудиальной культуры младших школьников; представлен метапредметный авторский курс и методика формирования аудиальной культуры младших школьников; обозначено содержание тематических боков заданий, направленных на формирование основ аудиальной культуры учеников младших классов.» author=»Казакова Светлана Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]