В настоящее время в связи с переходом высшей школы на многоэтапную организацию образовательного процесса педагогическая наука и практика нуждаются в более детальном осмыслении теоретических и методических основ профессионального становления выпускников.
Вопросы профессионального становления личности рассматриваются в педагогике профессионального образования, в психологии труда, психологии профессионального обучения и воспитания, профори-ентологии и т. д.
Становление человека как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения, рассмотрение условий данного процесса представлены в трудах В. А. Бодрова, Э. Л. Голубевой, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеера, П. А. Климова, Н. В. Кузьминой, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, В. Д. Шадрикова, М. Р. Щукина и др.
Профессиональное становление — развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности [1].
Актуальность обеспечения профессионального становления обучающихся в процессе обучения в вузе обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, как показало проведенное нами исследование, студенты-первокурсники слабо ориентируются в особенностях регионального рынка труда (57,4%); недостаточно осведомлены о специфике будущей профессиональной деятельности (84,1%); у обучающихся низкая мотивация обучения (57,3%); недостаточная культура взаимоотношений (54,9%), равнодушное отношение к проблемам других людей (34,3%). Во-вторых, студенты в силу возрастных ограничений имеют недостаточный богатый жизненный опыт, опыт социального взаимодействия и самостоятельного принятия ответственных решений.
Все сказанное, заставляет задуматься над тем, как в условиях бакалавриата обеспечить формирование целостных социальных представлений и связать их с профессиональным обучением. Кафедра психолого-педагогического образования КГУ им. Н.А. Некрасова осуществляет обучение по направлению подготовки психолого-педагогическое образование, профиль – психология и социальная педагогика. Профессиональная подготовка будущих психологов и социальных педагогов должна учитывать специфику профессиональной деятельности, связанной с умением взаимодействовать с различными возрастными группами людей, оказывать им адресную помощь в решении конкретных социальных и психологических проблем и преодолении личностных затруднений, с представлением интересов несовершеннолетних, семей, их воспитывающих, в различных инстанциях с готовностью выстраивать отношения со специалистами социальных служб, правоохранительной системы, с членами общественных объединений и с благотворительными организациями и фондами различной направленности.
Обеспечение профессионального становления обучающихся в вузе призвано содействовать развитию социально и профессионально значимых качеств личности, накоплению опыта взаимодействия с людьми и предполагает помощь в профессиональном самоопределении и интеграции в новую среду.
В нашей повседневной практики такое обеспечение базируется на принципах системности, комплексности, культуросообразности, диалогичности, практической целесообразности и предполагает, во-первых, ценностно-смысловое ориентирование, проявляющееся в формировании и развитии социального интереса, чувства эмпатии, готовности к сотрудничеству в интересах других, созидательного отношения к окружающей действительности через создание ситуаций, требующих осмысления сущности социально-педагогической деятельности, миссии психолога и социального педагога в учреждении, регионе, усиление блока предметов, помогающих познакомить бакалавров с правами, обязанностями, путями их реализации, с рыночными реальностями, протекающими процессами в семье, молодежной среде, жизни российского общества; привлечение их к социальным проектам и социальным акциям.
Во-вторых, создание комфортной безопасной эмоционально насыщенной образовательной среды за счет уклада жизни, трансляции традиций, согласования видов деятельности и педагогических влияний. Такая среда Института педагогики и психологии (ИПП) Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова (КГУ им. Н.А. Некрасова) представляет собой социальное пространство, посредством которого обучающиеся активно включаются в социальные связи общества. Она включает в себя следующие компоненты: ценностно-целевой, предметно-пространственный, информационный, событийный, отношенческий, правовой.
Остановимся на некоторых из этих компонентов подробнее. Так, ценностно-целевой компонент, основывается на том, что основной задачей Института педагогики и психологии является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Декомпозиция целей высшего профессионального образования, отраженных в государственных стандартах, законодательстве РФ, позволяет выделить основные направления воспитательной работы в КГУ им. Н.А. Некрасова в целом и в Институте педагогики и психологии в частности: освоение студентами общечеловеческих ценностей, гуманистических ориентаций, формирование ценностного отношения к явлениям действительности; формирование мировоззрения и миропонимания, соответствующего реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки; организацию самопознания и самореализации студентов; формирование патриотизма, гражданской позиции, толерантности, коммуникативной и правовой культуры, поведения, адекватного нравственно-этическим принципам и социальным нормам; формирование опыта участия в социально-значимой деятельности, проведение досуга; формирование профессионально-значимых качеств личности, профессиональной направленности личности, уточнение социального смысла осваиваемой специальности; формирование здорового образа жизни; формирование эстетической культуры личности, приобщение к наследию мировой художественной культуры; развитие творческого мышления, усиление мотивации к участию в научно-исследовательской деятельности. Представленные направления являются взаимодополняющими и в практической деятельности реализуются комплексно.
Отличительной особенностью предметно-пространственного компонента социокультурной среды ИПП КГУ им. Н.А. Некрасова является наличие собственной инфраструктуры: библиотека, читальный зал, компьютерные классы, блоки образовательной и социально-педагогической служб, учебные аудитории, актовые зала, тренинговый зал, который оборудован современной аудио. Видео и мультимедиа техникой. Социально- педагогическая служба, которая является организатором внеурочной деятельности студентов и преподавателей имеется свое помещение для студенческого театра «Угол зрения»; информационного центра ИПП; костюмерной; выставочной площадки.Информационный компонент социокультурной среды ИПП включает в себя следующие блоки: ресурсный центр, периодическое печатное издание — студенческая газета «Ремарка», информационные стенды, сайт, странички. Ресурсный центр является структурным подразделением Института педагогик и психологии.
В-третьих, использование на каждом курсе обучения системы социальных и профессиональных проб, направленных на осознание студентами собственных возможностей (потенциалов), готовности к их реализации в социально- педагогической деятельности, на развитие социальных навыков (умение говорить понятно, умения порождать отклик, побуждать к помогающему поведению) на формирование способности устанавливать соответствующие связи с другими людьми с целью достижения социально-педагогических целей.
В настоящее время Институт педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова имеет долгосрочные контакты в различных областях деятельности, установленных для прохождения практики студентов, проведения методических обучающих семинаров с учреждениями образования, дополнительного образования, социальной защиты населения г. Костромы и Костромской области. В их числе — с департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства, центрами социального обслуживания населения, образовательными учреждениями, социально-реабилитационными центрами («Родничок», «Надежда», Костромской социально-реабилитационный центр «Добрый дом»), детскими домами и интернатами (Волжский детский дом, специализированный дом ребенка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики, Ченцовский детский дом), центр психотерапии и практической психологии, областная психиатрическая больница, областной психодиспансер, ЗДОЦ и домами отдыха Костромской, Ярославской, Московской области («Юбилейный», «Сахарсж», «Черная речка», «Козловы горы», «Костромской», «Поречье», «Синие дали», «Волжский прибой», «Электроник» и др.), КООО РСМ, общественным движением «Сталь», организацией молодых инвалидов «Белый дельфин», общественным благотворительным фондом Марии Гутерман.
Кафедрой психолого-педагогического образования, в частности, и Институтом Педагогики и психологии, в целом, накоплен опыт включения будущих психологов и социальных педагогов в социально значимую деятельность. В частности, на протяжении последних нескольких лет силами студентов были организованы и проведены праздники с участием Деда Мороза и других сказочных персонажей для детей, оставшихся без попечения родителей на базе социально-реабилитационного центра «Добрый дом», областного Дома ребенка г. Кострома, семинары с элементами тренинга для замещающих родителей и их приемных детей, мастер-классы: «Волонтеры для детей- сирот» и «Дети-сироты для волонтеров» где участники делились своими творческими умениями на базе Ченцовского детского дома Костромской области и многое другое.
В-четвертых, понимание педагогической деятельности как содействия в приобретении опыта социальных отношений на основе перехода от однокритериальных к многокритериальному выбору. Для такой деятельности возможна совокупность нескольких стратегий: дескриптивной, прескриптивной и рспроспективной, первая их которых инициирует осуществление личностью выбора линии социального поведения в условиях неопределенности, вторая строится на основе декларируемых знаний и демонстрируемых процессуальных элементов, третья опирается на контекст смыслового образа, преемственных связей. Ретроспективный путь обеспечивает переход от дескриптивного к прескриптивному и в своей совокупности они способствуют формированию персональной картины экзистенциальных представлений личности о мире, человеке, жизни, свободе, ответственности, сущности профессиональной деятельности.
Накоплению такого опыта помогает участие студентов в комплексной программе «Палитра фестивалей», целью которой является социально-педагогическое обеспечение развития их социального творчества. В зависимости от направления, участие студентов в фестивалях может быть как индивидуальным, групповым, так и коллективным. Главными организаторами фестивалей становятся сами студенты, тем самым приобретая опыт организаторской деятельности. Преподаватели и специалисты выступают консультантами и координаторами работы.
В течение учебного года организуются следующие события.
«Фестиваль специальностей». Задачи фестиваля: презентация студентами направлений подготовки Института педагогик и психологии и своей будущей профессии; презентация ресурсов Института, обеспечивающих профессиональное становление будущих специалистов, презентация основных направлений социально- педагогической деятельности Института педагогики и психологии различным образовательным и социальным учреждениях г. Костромы и Костромской области.
«Фестиваль лета». Задачи фестиваля: популяризация деятельности педагогических отрядов; творческий отчет педагогических коллективов ЗДОЦ; предъявление образцов деятельности педагога-организатора (вожатого) ЗДОЦ; презентация результатов научных исследований.
«Фестиваль творчества». Задачи фестиваля: актуализация и развитие творческого потенциала студента; формирование представлений о значимости художественного творчества для профессионального становления и будущей профессиональной деятельности; презентация форм культурно- досуговой деятельности, отчет творческих объединений Института (вокальная, танцевальная студия, театральное объединение).
Фестиваль социальных акций. Задачи фестиваля: включение студентов социально-значимую деятельность; активизация взаимодействия в рамках социального партнерства; предъявление образцов волонтерской деятельности; формирование опыта организаторской и социально-проективной деятельности; презентация социально-педагогических проектов ИПП.
Фестиваль «Студенческая весна». Задачи фестиваля: формирование опыта участия в художественном творчестве; предъявление образцов корпоративной культуры ИПП; участие в конкурсной программе КГУ им. Н.А. Некрасова; творческий отчет о результатах социального и художественного творчества ИПП.
Фестиваль науки. Задачи фестиваля: формирование представлений о научно-исследовательской деятельности как средства профессионального становления; презентация новых направлений исследования; подведение итогов и оформление результатов исследовательской деятельности студентов, аспирантов.
Педагогическое обеспечение профессионального становления студентов, как свидетельствует ретроспективный анализ многолетнего опыта подготовки будущих социальных педагогов, будет эффективным, если содержание образовательно-воспитательных программ предусматривает прямое обучение (приобретение исходных социальных информационных сведений, освоение приемов аналитико-синтетической деятельности), научение (формирование умений и навыков решения конкретных проблем), включение в социальную практику (наращивание знаний о действительности, расширение пространства индивидуального опыта личности, необходимого для принятия продуктивных решений, повышение уровня личной ответственности); направлено на обнаружение и анализ проблем, поиск путей их преодоление и способов предупреждения, осуществляется при помощи использования методики дилемм, коллизий, стратегического планирования, дебатов; через выстроенный событийный ряд, участником которого является каждый студент и член профессионального сообщества; через информирование, групповую работу, включение обучающихся в совместную деятельность с профессионалами еще на ранних стадиях обучения (мастер-классы, педагогические мастерские, гуманитарные проекты и др.).
Следовательно, более успешному протеканию процесса профессионального становления будущих психологов и социальных педагогов, будет способствовать педагогическое обеспечение, которое направлено на освоение студентом требований, предъявляемых к нему профессиональным сообществом, усвоение базовых и инструментальных ценностей такого сообщества, обеспечивает развитие позитивного отношения личности к своей будущей профессиональной деятельности и к самому себе как ее реальному и потенциальному субъекту.
Список литературы:
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://current_pedagogy.academic.ru/1241/
- Зеер Э. Ф. Психология профессий, М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2003.- 336 с.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье анализируется опыт подготовки бакалавров направления подготовки «психолого-педагогическое образование», включение их в социально-значимую деятельность, организацию профессиональных проб.» author=»Захарова Жанна Анатольевна, Коровкина Татьяна Евгеньевна» publisher=»АСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]