Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В современном мире безопасность дорожного движения продолжает оставаться одной из острейших социально-экономических, демографических проблем, стоящих перед большинством стран. Рост аварийности на дорогах всего мира приобретает угрожающие темпы. Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей или пешеходов). В результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибают 1,2 млн. человек, от 20-50 млн. человек получают увечья или ущерб. Исследователи в области автотранспорта подчеркивают, что человечеству наносятся не только физические и моральные потери, оно несет огромный материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий (PedenM, McGeeK, KrugE., В. Амбарцумян, Ю. Андрианова, Г. Ганчечко, О.Кузнецова, А.К. Глухов и др.). Экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий составил 518 млрд. долларов США. В связи с этим проблема обеспечения безопасности автотранспорта становится решающим фактором его перспективного развития.

Специальными исследованиями также установлено, что во всем мире одной из главных причин смертности среди молодых водителей различных транспортных средств являются травмы, полученные во время дорожно-транспортных происшествий (PedenM, McGeeK, KrugE.).Высокая степень риска, считают MayhewDR, SimpsonHM. объясняется молодостью и неопытностью[2, с.89]. «Превышение максимальной допустимой скорости и несоответствие общей скорости транспортного потока часто являются причинами дорожных аварий с участием молодых водителей» [2, с. 108].

Однако в самом катастрофическом положении среди развитых стран является Россия. «Проблема аварийности … приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения» [3, с. 222-223], [5, с. 156-157]. Сегодня в стране потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных, авиационных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.

В Федеральной целевой Программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 отмечается, что безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации.

Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.

Проблема изучения личности водителя по обеспечению безопасности дорожного движения, развития его профессионально-важных качеств не раз подчеркивалась в научных работах известных отечественных и зарубежных специалистов (Э.Г. Сингуринди, В.А. Бодров, В.Я. Орлов, Е.А. Климов, В.В. Московских, В.Г. Стрелец, А.В. Герасенков, А.А. Кузнецов, В.Н. Зудин, Э.С. Цыганков, D.Klebelsberg, G. Maycock, J. Broughton, H. Ward, H. Cristie).

В современной психолого-педагогической и специальной литературе выделяется несколько отличающихся друг от друга научных и практико-ориентированных подходов к построению модели профессиональных качеств «идеального» водителя, которые наиболее полно, на наш взгляд, представлены А.К. Глуховым.

Согласно первому из них, считает исследователь (М.Б. Афанасьев, Г.И. Клинковштейн, B.C.Волошинов, В.И. Конопляненко, С.В. Рыжков, Ю.В. Воробьев, А.И. Кузьмин и др.) успешность водительской деятельности определяется психическими качествами, связанными с индивидуально-типологическими особенностями организма человека (темперамент, характер, эмоции). В.А. Иларионов, М.В. Кошелев, В.М. Мишурин, В.И. Конопляненко, С.В. Рыжков, Ю.В. Воробьев, О.В. Лукошявичене выделяют «реакции» водителя на световые, звуковые сигналы, т.е. время, которое необходимо водителю,для того чтобы осознать, осмыслить опасность или иную помеху для движения и принять решение о совершении конкретного действия[1, c. 14].

Согласно второму подходу, представителем которого является Г.М. Зараковский, «деятельность водителя автотранспорта относится к классу операторского труда сенсомоторного типа, с преобладанием двигательных автоматизмов».Г.М. Зараковский утверждает, что на деятельность водителя, рассматриваемую в системе «человек – машина», существенное влияние оказывает дорога, привносящая в нее значительные нагрузки[1, c. 15].

Представители третьей группы (М.Б. Афанасьев, В.А. Мелкий, А. И. Белов, B.C.Волошинов и др.) считают, что определяющим в деятельности водителя – как любителя, так и профессионала выступает стаж управления автомобилем, приобретаемый при этом профессиональный опыт[1, c. 17].

Учитывая, что каждый участник дорожного движения находится в определенном социальном окружении и выполняет конкретную социальную роль (пешеход, пассажир, водитель велосипеда, карта, автомобиля), мы обратили внимание на вопросы социализации личности (Л.А. Волович, А.В. Волохов, В.Ш. Масленникова, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Т.М. Трегубова и др.); развития личности и ее саморегуляции (Л.М. Аболин, Е.М. Борисова, B.C.Мерлин, П.Н. Осипов, Л.М. Попов и др.); общие психологические аспекты развития личности, рассматриваемые в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, И.М. Юсупова и др., на вопросы психолого-педагогической поддержки кандидатов в водители по обеспечению безопасности дорожного движения.

Для нас представляет интерес подход Коноплянко В.И., который рассматривает личностные качества водителя через развитие его способностей. К способностям водителя он относит следующие качества:

– быстрое и точное восприятие, которое обеспечивается отличным состоянием органов чувств, в особенности зрения, а также мышечно-двигательного чувства, слуха и др.;

– ловкость, физическая выносливость, хорошая координация движений;

– высокая скорость и точность сенсомоторных реакций;

– широкое распределение, высокая интенсивность, быстрое переключение и устойчивость внимания;

– хорошая сообразительность, инициатива и наблюдательность; хорошая память, особенно зрительная, а также высокая готовность памяти;

– интерес к технике и техническому мышлению, легкое приобретение технических навыков;

– легкое формирование и переделка двигательных и умственных навыков;

–высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисцип­линированность, настойчивость, смелость;

– быстрота и точность определения скорости движения и про­странственных отношений [4, с. 104-105].

В процессе выполнения научно-исследовательской работы по психолого-педагогическому сопровождению подготовки кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения нами было обследовано 150 респондентов. Для определения личностно-профессиональных качеств кандидатов в водители по обеспечению безопасности дорожного движения мы использовали психолого-диагностический инструментарий, включающий в себя пакет классических тестов, основанных на использовании новейших достижений в области современной психодиагностики: тест Айзенка — Экспресс-диагностика-на изучение характерологических особенностей личности, тест Дембо-Рубинштейна – на определение уровня самооценки и уровня притязаний личности, тест Майерс-Бриггс на определение типа личности водителя, диагностический опросник «Человек – Техника» (Ф.Д. Горбов), методика «Определение личностно-характерологических акцентуаций» (К.Леонгард), «Диагностика социальных ценностей личности» (С. С. Бубнова), тест «Влияние внешних факторов на эмоциональное состояние» (А. А. Ханников), тест Люшера – на определение уровня непродуктивной нервно-психической напряженности, тест «Ваша нервно-психическая устойчивость» (методика разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова), методика оценки уровня конфликтности (В.И. Рогов) и др.

На основе теоретического анализа и эмпирического опыта мы выделили следующие личностно-профессиональные качества кандидатов в водители, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения: внимательность, способность прогнозировать ситуации, уравновешенность, профессиональный опыт, самообладание, личная ответственность, чувство долга, психическая устойчивость, психическое и физическое здоровье, дисциплинированность, работоспособность, быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений, оперативность мышления, статическая и динамическая выносливость, зрительная и слуховая память, обязательность, коммуникабельность, целеустремленность, смелость и решительность, надежность.

С учетом вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что развитие у кандидатов в водители выделенных нами личностно-профессиональных качеств, будет способствовать осознанию приоритетности соблюдения правил дорожного движения, формированию опыта выявления и предотвращения опасности на дорогах, повышению уровня готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимо также учитывать, что некоторые неблагоприятные для деятельности водителя качества, при осуществлении психолого-педагогической поддержки могут совершенствоваться и компенсироваться другими положительными качествами. Эти выводы были  положены нами в обоснование структурно-содержательной модели психолого-педагогического сопровождения, ориентированной на формирование готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения.

Список литературы:

  1. Глухов А.К., Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России / А.К. Глухов, 2014. – 64 с.
  2. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 280 с
  3. Золотых Н.В.,Черняева А.В. Оценка биофизической и информационной совместимости человека и системы на примере подготовки водителей. Межвузовский сборник «Известия Волгоградского ГАУ», 2014 г. С 222-227.
  4. Романов А.Н., Автотранспортная психология: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений / А.Н. Романов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
  5. Сергеев А.П., Золотых Н.В. К вопросу об аварийности, связанной с деятельностью труда водителя. Материалы Международной научно-практической конференции «Диверсификация дополнительного профессионального образования в условиях международного образовательного пространства», Волгоград, 2014 года. С 157-162.
  6. Peden M., Mc Gee K., Krug E., eds. Injury: a leading cause of the global burden of disease, 2000. Geneva, World Health Organization, 2002 (https://whqlibdoc.who.int/publications/2002/9241562323.pdf, accessed 30 October 2003).[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» author=»Золотых Наталья Владимировна, Шелестова Людмила Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found