Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КУЛЬТУРОДИАЛОГОВЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Система обучения в ведомственных заведениях ФСИН всегда была на­правлена на подготовку одновременно офицера и всесторонне образо­ванного человека. Будущий сотрудник уголовно-исполнительной системы призван быть не только гарантом безопасности, но и лицом, которое оказывает позитивное влияние на осужденного, поэтому перед сотрудниками учреждений УИС стоит двоякая задача: с одной стороны, обеспечение изоляции осужденных от общества, а, с другой, – обеспечение их исправление и ресоциализацию.

 Как отмечается в Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетных направлений является «воспитание интеллектуально развитого, стрессоустойчивого, коммуникабельного сотрудника, способного комплексно оценивать и прогнозировать все последствия принимаемых решений,  эффективно работать в новой реабилитационной системе учреждений и органов, действующей на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека»[1, с.3].

В современных условиях видится необходи­мость гуманизации и гуманитаризации профильного высшего образования. Быстро меняющаяся социальная среда, психологический прессинг требуют от человека нашего времени активности, культуры общения, умения вести диалог и хорошо развитых речевых навыков. Необходимость подведения обучаемого к «истинному самопознанию» рассматривается  в современной педагогике и психологии как неотъемлемое  условие организации образовательного процесса. Один из путей такого «поведения» – культуродиалоговый.

В связи с интерпретацией культуродиалогового принципа процесса обучения, по многочисленным исследованиям и педагогов, и психологов, и лингвистов, важно подчеркнуть, что это есть важнейший атрибут общения, в процессе кото­рого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкрет­ной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

Так как обучение есть процесс двусторонний, то, по убеждению Н.М. Зверевой, для преподавателя, который стоит на позиции личностно-ориентированного обучения, важно понимать, что данный процесс  – это целеустремленная и взаимосвязанная деятельность педагога и уча­щихся, направленная на осуществление изменений в знаниях, установ­ках и в самой личности учащегося. Несомненно, одной из главных осо­бенностей обучения является его направленность на достижение по­ставленных перед ним целей [2, с.91].

Другая крайне существенная особенность этого процесса заключается в том, что обучение – процесс двусторонний, поскольку учащийся, будучи объектом воздействия педагога, одновременно является и субъ­ектом, личностью, от воли и интересов которой зависит успешность его учебной деятельности.

Реализация охарактеризованных идей обучения требует использования культуродиалоговой методики обучения, сущность которой пред­ставлена в исследованиях A.M. Кулаги, считавшего, что диалог культур следует понимать не только в качестве дидактического принципа (прин­ципа взаимообучения с целью взаимообогащения личностными смыс­лами), но и способа социальной адаптации в процессе обучения. В этом случае содержание и организационные формы обучения, ориентирован­ные на диалог культур, служат эффективному преодолению у обучаю­щихся психологического дискомфорта в общении друг с другом и с преподавателями [3, с.152 — 153].

Взаимодействие «на равных» в процессе решения какой-либо     по­ставленной на занятии проблемы обеспечивает и личностную, и общую (коллективную) мотивацию постижения той или иной закономерности. В процессе обучения осуществляется взаимодействие не только обучаю­щего и обучаемого, но и обучаемых, а также взаимодействие обучаемого с самим собой.

Применительно к юридическому ведомственному вузу такое обучение – это многогранная система способов деятельности:

– студент выступает в роли педагога, обучая преподавателя, других студентов, себя;

– преподава­тель учится у студентов;

– студент учится у препо­давателя, у других студентов, у себя.

Такой способ обучения рассматривается как способ взаимообучения партнёров (педагога и учащегося) по диалогу культур, осуществляемого ими на базе своего полученного опыта в процессе познания. А с позиций дидактики диалог культур и есть развивающее взаимообу­чение. Культуродиалоговый принцип в настоящее время является фор­мирующейся нормой дидактического поведения.

Совместные поиски истины, а не навязанные педагогом готовые сведения для запоминания, вполне естественно пробуждают не только интерес к процессу работы на занятиях и ее результатам, но и чувство обостренного внимания и интереса к ответу товарища, к уровню его профессиональной и речевой компетенций в сравнении со своей. И уже начинает превалировать полилог, расширяются границы обсуждения проблемы, темы, идеи.

Диалог и полилог становятся классическим способом формирования языковой личности, так как именно они способствуют самоутверждению, самореализации студента.

Культуродиалоговый принцип обучения предполагает, прежде всего, культуру обучающего и культуру обучаемого, то есть имеющиеся зна­ния, свой жизненный опыт, опыт общения, мироощущение. Все эти факторы обусловливают опору педагога на личность учащегося как на субъекта учебной деятельности, равноправного партнера в решении учебных задач.

Традиционная же школьная и вузовская методика, рассматривав­шая и нередко продолжающая рассматривать обучаемого в качестве объекта (в лучшем случае субъекта – объекта), не способна реализовать в учеб­ной деятельности творческие (диалоговые по своей природе) возможно­сти мышления, что не может не сказываться негативно на дальнейшем развитии личности. Поэтому диалог культур рассматривается в совре­менной дидактике в качестве принципа и способа обучения.

В частности, И.Я. Лернер подчеркивает, что метод обучения есть следствие взаимодействия учителя и ученика, результатом которого является «взаимообогащение культурологиче­скими личностными смыслами», что, по мнению учёного, предполагает превращение достижений как совокупности материальных и ду­ховных ценностей, отраженных в содержании образования, в достояние личности [4, 139].

С позиций диалога культур способ обучения, как мы и отмечали,  правомерно рассматривается и как способ взаимообучения партнеров по диалогу культур (преподавателя и студента), осуществляемого на базе произведения культуры.  Следовательно, понятие «культуродиалоговый способ обучения» (или принцип) шире понятия «метод обучения», ибо «превращение дос­тижений культуры… в достояние личности» не под силу одному, пусть и самому прогрессивному, методу обучения.

Подобное превращение обеспечивается взаимообусловленностью общедидактиче­ских методов обучения, то есть их системой, поэтому понятие «культу­родиалоговый способ обучения» можно интерпретировать не только в качестве структурного элемента конкретного метода, но и как культуродиалоговую системообразующую единицу, которая обеспечивает це­лостность системы общедидактических методов обучения.

Понимание метода обучения как способа взаимодействия обучающего и обучаемого характерно и для других авторов современной дидактики. Например, по словам Н.М. Зверевой, метод обучения есть тот способ (путь, средство), с помощью которого осуществляется учебная деятельность преподавателя и учащегося [2, с.86].

Важно отметить, что культуродиалоговый способ обучения – это способ фиксации безграничного речевого самовыражения взаимообучающихся в многоуровневой системе речеведческих форм. Вместе с тем культуродиалоговый принцип обучения – это многомерная система способов деятельности педагога и учащегося. Коллективный и индивидуальный опыт, являясь основой поисковой работы на занятиях, обеспечивает вместе с тем условия объективной самооценки знаний – важного критерия общей культуры личности.

В учебном процессе преподаватель постоянно учится видеть курсанта через призму своих знаний и знаний другого учащегося, передаёт им свой жизненный опыт, знания, умения вести диалог, модели речевого поведения. Такое общение показывает не только уровень культуры речи и общей культуры обучающихся и преподавателя, но и также этику их речевой практики и намерений, обнаруживает личностные черты в поступке слова и чувства. Таким образом, научить человека познавать себя в речи, воспитать будущего офицера, ответственного за свои слова и, более того, отдающего себе отчёт в том, что слово есть поступок, представляется актуальным как с общественных позиций, так и с позиций современных технологий обучения, применяемых в современных реалиях.

Хотелось бы отметить, что именно культуродиалоговый принцип организации умственной и речевой деятельности студентов на занятиях вызывает концентрацию внимания на объекте осмысления и воспроизведения, на выборе действий, создает условия для целенаправленного и углубленного изучения и отбора материала. Каждый учащийся осознаёт, что он не просто человек говорящий, но и человек умеющий действовать словом сознательно.

Список литературы

  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распор. Правительства РФ от 14.10.2010 №1772-р // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 43. – Ст.5544.
  2. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
  3. Кулага А.М. Специфика преподавания лингвистических дисциплин в аспекте диалога культур / Гуманизация и духовность в образовании // Научные труды II Международной научно-практической конференции «Гуманизация и духовность в образовании» (Нижний Новгород, 2000 г.) – Нижний Новгород, 2001. – 390 с.
  4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.[schema type=»book» name=»КУЛЬТУРОДИАЛОГОВЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА» author=»Маслов Вячеслав Васильевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found