Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Коррекция нарушений зрительных функций в условиях школы-интерната III, IV видов

Одно из важнейших направлений всей реабилитационной работы в специальных школах III, IV видов – коррекция нарушений зрительных функций, охрана зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на I и II ступенях обучения. Сформированность свойств зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции обеспечит наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения слабовидящих и частичновидящих  к общественно-полезному труду, к жизни в обществе.

Главная задача – помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде.

Одним из аспектов решения данной задачи является коррекционная деятельность по охране и развитию остаточного зрения. Часы по данному виду коррекции предусмотрены учебным планом  ГКОУ РО школы-интерната  III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области для  детей с остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше) с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю, а в 5-6 классах – по одному часу в неделю. Данная возрастная группа обучающихся наиболее мобильна к восприятию и развитию остаточного зрения. Уровень умений школьников, приобретенный во время коррекционных занятий, показывает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.

Нами разработана специальная авторская программа «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», получившая гриф Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Допущено».

 Данная программа  составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А.И. Каплан и  предусматривает введение в коррекционный курс новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии.

     Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» — развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. В этом аспекте основные задачи курса состоят в следующем:

— стимулировать познавательные действия с целью формирования у обучающихся способов и приемов восприятия объектов, адекватных познавательной задаче;

— интеллектуализировать познавательные задания с целью обогащения их содержания, повышения уровня осознанности перцептивных действий, фиксации сенсорного опыта обучающихся;

— актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у обучающихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении новых учебных задач;

— развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

 Занятия проводятся с детьми начальных классов и обучающимися 5-6 классов, обладающими остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше), которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.

 Главная цель этой работы — выяснить целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного вос­приятия. Реализация этой цели возможна только при условии междисциплинарного подхода к решению проблемы, включающего медико-биологические и социальные факторы. Лечебно-коррекционное воздействие на соматический дефект должно сочетаться с компенсацией отклонений в развитии психических процессов.

Дифференцированный подход к организации специального про­цесса развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в зависимости от тяжести зрительного де­фекта [5]. По степени снижения остроты зрения целесообразно выделить следующие группы детей:

— с остаточным зрением;

— слабовидящих (легкой, средней, тяжелой степени); — с остротой зрения до 0,2 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии;

— с остротой зрения от 0,2 до 0,4 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии;

— с остротой зрения выше 0,4 на амблиопичный глаз.

Актуальность ведения коррекционного курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» для детей с дефектами зрения очнвидна.

Основы развития остаточного зрения и зрительного восприятия составляют психофизиологические и  педагогические методики, методы и приемы работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия и др.

К психологическим основам управления развитием остаточного зрения и  зрительного восприятия школьников с нарушением зрения следует отнести, во ­первых, ведущие положения психологии о сенсорном развитии ре­бенка и, во-вторых, экспериментальные данные, раскрывающие осо­бенности зрительного восприятия детей, имеющих зрительный де­фект [1, с. 97].

Отечественными психологами (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. П. Усова и др.) разработана теория сенсорной организации человека, в которой определено место сенсорного развития ребенка. Выделение ведущих идей этой теории в свете задач специального обучения детей с нарушением зрения по­зволяет использовать положения общей психологии для обоснования направленности, выбора содержания и методов и приемов коррекци­онно-педагогического процесса по охране зрения и  развитию зрительного восприятия детей, имеющих различные степень и характер зрительного дефекта [4].

Решая задачи охраны зрения и  развития зрительного восприятия детей с наруше­нием зрения функционального характера, необходимо исходить, пре­жде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептив­ная организация ребенка — это единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития. Это единство обеспечивает целостность отражения объективной действительности. Поэтому процесс управления развитием зрительного восприятия у де­тей с нарушениями зрения нельзя рассматривать вне задач развития других анализаторных систем и вне задач целостного психофизиче­ского развития ребенка [2,с.12].

К педагогическим основам развития остаточного зрения и  зрительного восприятия де­тей с нарушениями зрения можно отнести ведущие положения педа­гогики, определяющие подходы к управлению развитием ребенка школьного возраста [3,с.29].

      Психофизиологические методики излагаются в той последовательности, которая наиболее целесообразна для коррекции нарушений основных зрительных функций [4,с.37]. При описании каждой методики вначале излагаются простые, затем более сложные и в конце контрольные задания. Почти все методики могут быть реализованы и с помощью фотостимулятора, и с помощью персонального компьютера.

В соответствии с современными взглядами на диагностическую работу по оценке уровня готовности к школьному обучению и на своеобразие психического и личного развития ребенка  с отклонениями в развитии, диагностическая работа в указанном направлении должна опираться на ряд важнейших принципов:

Диагностическая работа в школе-интернате имеет следующую последовательность:

Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия показал, что  у воспитанников существенно улучшалась:

  1. кон­стантность зрительного восприятия, причем, в большей степени у слабовидя­щих, чем у частичновидящих обучающихся (рис. 1).
  2. наглядно-образное мышление: до занятий слабовидящие правильно опознавали 67,5% перевернутых изображений, а после курса занятий – 98,6 %, частичновидящие правильно опознавали соответственно 60% и 93,2% (рис 2,).
  3. В течение трех лет занятий у всех постепенно развива­лась и существенно улучшилась кратко­временная память (рис. 3).
    1. Средний % показателей возрос (таблица 1):

Таблица 1.

Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия

   

Психофизические познавательные процессы

Слабовидящие обучающиеся Частичновидящие обучающиеся
   начало конец  начало конец
  Зрительное восприятие 67,5% 98,2% 60% 93,2%
  Наглядно-образное мышление 48,6% 100% 45,4% 97,4%
  Зрительная кратковременная память 49,1% 81.5% 18,2% 30,6%


Изучив уровень развития зрительного восприятия в ходе коррекционных занятий, наглядно-образного мышления и зрительной  кратковременной памяти группы слабовидящих и частичновидящих обучающихся в течение трех  лет  коррекционной работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия (рис.1-5)  рекомендуется дальнейшая работа учителя на коррекционных занятиях по охране зрения и развитию зрительного восприятия:

— по развитию зрительного восприятия со  слабовидящими обучающимися  Толиком З., Зоей И., Эльвирой Ш. и частичновидящими обучающимися  Эльдаром А., Любой  Б., Аленой Р.;

— по развитию наглядно-образного мышления у частичновидящих обучающихся  Эльдара А., Любы Б., Алены Р., Алисы Ш.;

— по развитию зрительной кратковременной памяти   у слабовидящих обучающихся Вадима Н., Толи З., Пети П. и у частичновидящих обучающихся  Любы Б., Алисы Ш., Эльдара А., Алены Р.;

— рекомендовать учителям общеобразовательных дисциплин на своих уроках планировать работу с по развитию зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти у обучающихся;

— с целью закрепления достигнутого уровня нормализации зри­тельных функций и развития операциональной стороны восприя­тия, необходимо обязательное использование психологического ме­тода.

Говоря о результативности коррекционной работы, необ­ходимо иметь в виду, что к положительным результатам  сле­дует относить не только случаи полного восстановления зрительных функций, но и случаи стабилизации зрительных возможностей детей, автоматизации функций зрения. Педагогические мероприятия долж­ны ориентировать педагога на создание полисенсорной компенсатор­ной основы формирования у ребенка чувственного опыта и на разви­тие зрительного восприятия как одного из элементов полисенсорной основы познания ребенком окружающего мира.

В процессе коррекционной работы со слабовидящими и частичновидящими детьми мы пронаблюдали улучшение в  развитии константности зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти.

Исследования показали, что глубокие нарушения зрения приво­дят к отставанию развития образных форм познания и наруше­ниям вербализации чувственного опыта. Онтогенетическое станов­ление охраны зрения и  зрительного восприятия слабовидящих и частичновидящих обучающихся школы-интерната за­держано, в разной степени нарушены его основные свойства. В ходе обучения с опорой на зрение развиваются свойства восприя­тия и его мыслительные компоненты, не достигая, однако, уровня возрастной нормы. У слабовидящих воспитанников школы-интерната, обучающихся с использованием метода Брайля, что исключает зрительную ак­тивность, становление восприятия задержано в большей степени. У частичновидящих воспитанников в период школьного обучения наблюдается постепенный регресс всех свойств восприятия и связанных с ним образных форм познания. Эти данные продемонстрировали необ­ходимость введения в учебно-воспитательный процесс школы-интерната для детей с нарушениями зрения системы специальных коррекционных занятий по охране зрения и  развитию зрительного восприятия.

Коррекционная работа начинается сразу же при поступлении ребенка в школу-интернат, проводиться в начальных классах и закрепляться в 5-6 классах, обес­печивая преемственность и устраняя пробелы в охране зрения и развитии зритель­ного восприятия, связанные с неудовлетворительным дошкольным воспитанием. Разработанный специальный коррекционный курс охраны зрения и развития зрительного восприятия имеет серь­езное экспериментально-теоретическое обоснование. Его сущ­ность — системное формирование зрительных образов, обеспечи­вающее в единстве развитие чувственного и речемыслительного отражения внешнего мира. Системное формирование зрительных образов осуществляется с помощью психофизиологического и пси­хологического методов.

Адекватные психофизиологические методики улучшают фун­кциональное состояние нейронных сетей за счет активизации их адап­тивных свойств. Адекватное афферентное воздействие формирует в анализаторном корковом центре специализированную микросеть нейронов, являющуюся нейрофизиологической основой опознания объектов. Повторная, ритмичная, адекватная стимуляция реально варьирующими изображениями улучшает состояние нейронных се­тей зрительной системы.

Применение психофизиологических методик связано с использо­ванием новых информационных технологий (специальные фото­стимуляторы, персональные компьютеры). Это позволяет разнооб­разить способы и формы предъявления визуального материала, в большой степени расширяет возможности получения информации поврежденной сенсорной системой, мобилизуя ее сохранные сен­сорно-специфические механизмы. Экспериментальная апробация этих методик выявила существенное улучшение показателей опознания изображений слабови­дящими и частичновидящими обучающимися школы-интерната. Психо­физиологические методики преимущественно способствуют коррек­ции и компенсации нарушений сенсорных процессов, т. е. опреде­ленному улучшению функциональной стороны зрительного воспри­ятия.

Психофизиологическое и психологическое направления охраны зрения и развития  зрительного восприятия реализуются в комплексной системе, так как они взаимосвязаны и изменения в одном направ­лении требуют изменений в других. Комплексная система охраны зрения и разви­тия зрительного восприятия — это система взаимодействующих факторов, имеющих различную значимость, но в совокупности ис­пользующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга. Реализация системы охраны зрения и  раз­вития зрительного восприятия осуществляется тифлопеда­гогикой, но с обязательной конкретной помощью психофизио­логии, психологии и офтальмологии.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что данная тема актуальна т.к. основными методами и приемами управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение способам видения. В процессе специального обучения учитель использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет учителю решать те или иные коррекционные задачи.

В процессе  систематической работы  по коррекции зрения  с обучающимися, воспитанниками мы выявили положительную динамику:

— значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения;

— свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением;

-прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы    (в среднем 3-5%).

Следовательно,  целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного вос­приятия очевидна.

Учителя  распространяет накопленный опыт по проведению коррекционных занятий среди коллег путем публикаций,  организовывает и проводит семинары, выступает на  педсоветах и конференциях. Тимофеевой Т.Б. разработана и апробирована авторская коррекционная программа для школ III, IV видов «Охрана и развитие остаточного зрения», которой  присвоен гриф «Допущено министерством общего и профессионального образования Ростовской области» (приказ № 205 от 12.09.2005), программа опубликована в Сборнике авторских программ для специальных (коррекционных) школ III, IV видов  в 2006 году; выступала с докладом  «Использование новых информационных технологий на коррекционных занятиях по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате III вида № 33

г. Новочеркасска  Ростовской области» на областной августовской конференции и  V научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании в рамках международного конгресса конференций», материалы опубликованы в сборниках «Августовская конференция 2005-Ростов-Дон» и  «Информационные технологии в образовании ИТО — РОСТОВ-2005» (часть II, стр. 174-176); статья  «Некоторые особенности коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате  III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области» опубликована в журнале «В помощь учителю» издательства института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Ростовской области, учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ III вида  «Основы коррекционной работы по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия в школах  III вида»  учителя Тимофеевой Т.Б. вошло в сборник «Организация коррекционных занятий в специальной  (коррекционной) школе-интернате III – IV вида», издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону» (из опыта работы  педагогического коллектива ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области) , «Коррекционные занятия по охране и развитию остаточного зрения — обучение здоровьесбережению и способам видения детей — инвалидов по зрению»  https://festival.1september.ru/articles/504719/, «Охрана зрительного восприятия в школе-интернете III, IV  видов»

Общаясь с незрячими и слабовидящими выпускниками, достигшими определенных успехов в жизни, всякий раз поражаешься богатству их внутренней жизни, стойкости личности, удивительной трудоспособности, а самое главное, уверенности в возможности инвалидов по зрению принимать активное участие в жизни общества. Все они очень ясно видят, что важнейшим фактором обучения и воспитания незрячих, их социализации и успешной трудовой деятельности во взрослой жизни является связь с обществом и помощь людей, живущих рядом с ними. А это значит, что усилия коллектива школы-интерната не пропадают даром.

Главное мы видим в том, чтобы помочь слепому или слабовидящему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Мы стараемся создать атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придать уверенность в своих силах. Организационно-правовые, научно-методические, педагогические и психологические основы для этого есть.

Литература

  1. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения: психологический журнал. М.: 1988,т.9, №2. 97-107с.
  2. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия. Дефектология- 1988, №6. с.10-17.
  3. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. О коррекционном курсе развития зрительного восприятия в школах для слепых детей. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие. М.: 1990. – 29с.
  4. Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001. – 37с.
  5. Тюменцева М. А. Программа по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия. type=»book» name=»Коррекция нарушений зрительных функций в условиях школы-интерната III, IV видов» description=»Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» — развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. Главная задача – помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Выявлена положительная динамика. Целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного вос¬приятия очевидна.» author=»Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found