Понятие «концептуальные положения нами употребляется для обозначения ведущего замысла, главных ориентиров в целях систематического освещения сущности и содержания духовно-нравственных позиций казахских просветителей.
Сегодня социально-экономические преобразования в Республике Казахстан сопровождаются сложными процессами перемен сознания людей, требуют переосмысления и значительного приращения фундаментальных и универсальных знаний, их реализацию через систему образования, которое должно перейти от традиционной формы обслуживания производства к культурно-творческой.Способом реализации ее выступает гуманитарное образование, ставящее целью демократическое просвещение общества, являющееся многогранным средством его гуманизации, так как предполагает формирование интеллекта, воспитание культуры чувств, эмоций, выработку определенной системы жизненных ценностей и ориентиров.Стратегия государственной политики в области гуманитарного образования проводится с учетом общечеловеческих ценностей и национальных особенностей Казахстана, что весьма тесно, как мы считаем, переплетается с нравственно-этической концепцией казахских просветителей Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева, творческий путь которых выпадает как раз на вторую половину прошлого столетия, когда особенно остро стояла проблема пробуждения самосознания, духовного возрождения науки, приобщения к высотам мировой цивилизации.
О казахских просветителях-демократах сказано и написано немало, особенно об Абае. Но именно сейчас, когда создается новая история независимой Республики Казахстан, необходима корректировка взглядов на их творческое наследие и, прежде всего, — осмысление их общечеловеческой нравственной концепции формирования души молодого поколения, так как социально-экономические и моральные катаклизмы нашего трудного переходного периода самым бедственным образом сказываются на духовно-нравственном облике молодежи.И именно целенаправленная просветительская деятельность Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева дала импульс новому направлению в истории развития педагогической мысли Казахстана — реалистическому осознанию личности и, прежде всего, ее нравственных представлений и позиций, нравственных ценностей и идеалов.
Общество, среда, обстоятельства — вот что определяет нравственное сознание человека. Справедливо полагали они, что «человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники»[1, с.25]. Причем в моральной переоценке личности просветители-демократы исключительное значение придавали роли воспитания и возлагали на него свои надежды.И хотя на сегодня имеется солидная источниковедческая и исследовательская база углубленного изучения наследия казахских просветителей, педагогический аспект их этической мысли остается не вполне раскрытым, что и составляет суть проблемы разрабатываемых нами ее концептуальных положений, предмет: педагогические основы нравственно-этических воззрений казахских просветителей-демократов Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.
Цель разработки данных концептуальных положений составляет вычленение основных ориентиров нравственно-этической позиции казахских просветителей для определения роли и возможностей их эффективного использования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Казахстана в современных условиях гуманитаризации образования.
В связи с реализацией данной цели нами сформулированы следующие задачи:
- Охарактеризовать главные ориентиры концептуальных положений нравственно-этических позиций Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.
- Обобщить основные положения педагогической этики казахских просветителей.
- Выработать некоторые рекомендации по использованию концептуальных положений нравственно-этических позиций казахских просветителей в современной практике воспитания детей и молодежи Казахстана.
Ведущая идея: исследование генезиса этической мысли просветителей-демократов Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева как важной составляющей развития общечеловеческой морали, освоение моральных ценностей прошлого — непреходящее условие нравственного обогащения личности и гуманизации содержания духовно-нравственного воспитания в период рыночных отношений в республике.Итак, остановимся на основных ориентирах духовно-нравственныхпозиций казахских просветителей-демократов.
Этическая мысль в Казахстане во второй половине XIХ века в определенней мере развивалась под влиянием общественно-политического процесса присоединения Казахстана к России, способствовавшего стремлению передовых людей казахской степи переосмыслить существующие нормы нравственности с позиции гуманистического, демократического подхода к этическим вопросам. Критика была направлена против несправедливости, против попрания норм общечеловеческой морали имущими слоями общества.
Это новое направление в духовной и, в особенности, нравственной жизни казахского народа находит отражение в творчестве выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.
Средствами достижения нравственного идеала казахские просветители считали труд и просвещение народа.
- Труд рассматривают как жизненную потребность человека, как основу его нравственности. Люди труда — святые люди.
- Наука — универсальное средство для разрешения всех нравственных проблем. Лишь званием движется век. Идея просвещения своего народа через сближение с общечеловеческой культурой.
- Благоразумная умеренность во всем: Познай во всем меру.
- Совестливость, совесть, стыд — нравственный регулятор поступков и поведения, моральная ответственность перед людьми.
- Постоянная самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание.
- Идея дружбы между народами как естественная потребность всех людей: почтительное отношение к культуре, языку, национальному достоинству других народов, идеи мира, взаимопонимание и согласие между всеми народами, живущими на земле.
- «Люди, вы друг у друга в гостях, все вы гости мира сего. Зачем же вы спорите по пустякам? Зачем же вы враждуете друг с другом? Зачем же вы завидуете друг другу? Разве это достойно вашей натуры?» [1, с.56].
—Живущие всюду народы
Для радости рождены
Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны.
Особо рожденных не было
И нет на этой земле.
Мы друг перед другом с детства
Во всем должны быть равны [2, c. 28].
— «Человек, познавший культуру и язык другого народа, становится вместе с ним равноправным и не будет жить праздно». [1, с.56].
— «Говоря серьезно, киргизский народ принадлежит к числу наиболее миролюбивых и, следовательно, к числу наименее диких инородцев русского правительства»[3,c.308].
Этические суждения Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева основаны на лучших традициях своего народа, на передовых этических учениях прошлого и современников в России и за рубежом.
Этическое кредо просветителей-демократов — борьба со злом, социальной несправедливостью и нравственной испорченностью — сыграло большую роль в формировании и развитии этической мысли теории духовно-нравственного воспитания в Казахстане.
Нравственные идеалы Чокана Валиханова заключались в следующем:
— Борьба против общественного и нравственного зла в казахском обществе.
— Осуждение лживой и «дикой» морали местной знати и царских чиновников, утилитарного использования ими для достижения своих эгоистических целей нравственных понятий «совесть», «справедливость», «долг» и др.
— Борьба против ханжеской религиозной морали, превращающей человека в раба божьего, призванного неизбежно страдать и терпеть: «Татарское духовенство, которому вверило русское правительство наше нравственное воспитание, занималось до сих пор только вашим нравственным растлением, брало взятки, учило ханжеству и обманывало доверчивый наш народ».
Вывод: «Ни в коем случае нельзя доверять духовенству дело нравственного воспитания молодого поколения».
— Представление о возможности предоставления царской Россией равноправия ее «инородческим сыновьям» при условии управления степью справедливым султаном, истинно образованным человеком, полезным и нужным своему народу.
— Разработка «общезначимых» проблем перспектив общественного и нравственного развития казахского народа.
— Уверенность в признании истинно образованных молодых людей, проникнутых патриотизмом, «При уме, силе воли, честности, благородстве и теплой душе», могущих сделать добра сотням, тысячам народа.
— Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему. как ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиями.
— Образование должно быть общечеловеческим.
— Образование должно быть гуманным и народным.
— Идея «эмпирического эгоизма», включающая в себя «действенные и страдательные качества индивидуумов, посвятивших себя пользе близких» [3,c. 404]. Педагогическая этика ИбраяАлтынсарина имела следующее содержание:
— Размышления о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений — основополагающая суть этики ИбраяАлтынсарина, являющейся прежде всего педагогической, так как пронизана мыслями о воспитании высоконравственной личности.
— На свою учительскую деятельность смотрел как на великое нравственное служение своему народу: «Я не отступлюсь от своих коренных убеждений и стремлений быть полезным своим родичам, насколько хватит сил. Дай только бог сил устоять против человеческих интриг и не умереть с тоски от незаслуженных напастей».
— Педагогическая этика И.Алтынсарина — это этика народа, так как устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа, — важный источник его этических воззрений, изложенных в виде наставлений и советов.
— В понятие счастья И.Алтынсарин, наряду со многими компонентами, включает три основных: трудолюбие, умеренность, творить добро.
— Нравственный долг казахской интеллигенции — забота о нуждах своего народа, забота об общественных благах, об умножении богатства и укреплении могущества своей родины, содействовало ее экономическому и культурному развитию — вот те основные задачи гражданина — патриота, выполнение которых составляет нравственный смысл его жизни.
— Нравственные основы семейного и школьного воспитания: главные средства нравственного воспитания — труд и пример родителей, учителей и взрослых.
— Сочетание горячей любви к своей родине с глубокой ненавистью ко всему реакционному, что задерживало духовное развитие казахского народа, чем являлись, наряду с экономической отсталостью, муллы и проповедуемый ими ислам.
— Патриотизм и гуманизм — важные черты высоконравственного человека.
— «Сильный проводник чистых истин нравственности общечеловеческой», — современники об И.Алтынсарине.
Что же касаетсянравственных заповедей Абая,то они, как и взгляды Чокана Валиханова и ИбраяАлтынсарина, явились отражением нравственной жизни казахов второй половины XIX века, а любовь к простому труженику определила гражданское и нравственное кредо просветителя, положенное в основу разработанных им прогрессивных нравственно-этических идей:
— Простолюдин, прославившийся умом — выше царя, вознесенного судьбой. Юноша, предающий труд, достоин старца, торгующего своей бородой.
— Сытый попрошайка — дьявол во плоти, ленивый суфилицанер.
— формирование нравственных принципов и нравственных норм поведения в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о «божественной предопределенности морали».
— Без просвещения нет ни веры, ни блага. Без знаний ни намаз ни посты, ни паломничество не достигнут цели.
— Несмотря на разное социальное положение — богатство одних и бедность других — люди от природы равны: в этом мире рождение и рост, сытость и голод, горе и смерть, строение тела и место, откуда взялся человек и куда он должен отправиться — все это одинаково.
— Но, несмотря на прирожденное равенство, люди в нравственном отношении друг с другом не равны: одни безнравственны, другие — добродетельны, умны, скромны.
— Среда, эпоха: гражданское законодательство и образ жизни людей — источник общих предпосылок нравственности.
Абай осознает прямую зависимость нравственного формирования личности от социальной среды:»Человека формирует эпоха. И если кто стал безнравственным, то в этом виноваты и его современники».
— Счастье как критерий морали. Стремление человека к счастью — важнейший фактор, определяющий смысл жизни, который — в знании труде, благих деяниях на пользу народу.
— Высший этический идеал Абая Кунанбаева выражен в нравственной формуле «Адам бол!» — «Будь человеком», «Адам дегенданкым бар!» — «Я горд тем, что я человек!»
Этический смысл абаевской формулы «Адам бол!» — в высокой оценке роли и назначения человека в жизни, сочетающего в себе разум и гуманность, трудолюбие и образованность, дружбу и любовь.
Абай не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессиональной педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно-этическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа, на творчество предшествовавших ему представителей казахской народной интеллигенции — акынов и композиторов, на достижения общественной мысли народов Востока и Запада.
Казахские просветители-демократы Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и сегодня, когда прогрессивная общественность отметила их полуторастолетние юбилеи, по-прежнему продолжают нравственно воспитывать не только объективным содержанием своего гуманного творчества, но и своей личностной нравственной позицией.Учители, проповедники доброты и гуманизма, истинные Учители молодежи. Учители учителей, так как в центре их миропонимания находится человек, сущность которого рассматривается многопланово: с точки зрения биологической, психологической, философской, социальной, эстетической и педагогической.
Особенно их привлекает нравственный и эстетический облик человека: его образование и воспитание, уровень развития его чувств и интеллекта, его идеалы и цель жизни.Суть нравственно-этических позиций казахских просветителей в том, что исключительное значение в моральной переделке личности придавалось ими воспитанию:
«Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим» [1, с.75].
Итак, можно с полным правом утверждать, что провозглашенные в 60-х годах XIX столетия Ч.Валихановым, И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие, с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, с другой стороны, — вызывающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладении ими каждым, особенно учащейся молодежью.Нравственно-этическая концепция казахских просветителей должна найти свое достойное отражение в учебно-воспитательной работе в вузе: в системе специальных занятий, спецкурсов (примерная программа одного из спецкурсов прилагается) и педагогических чтений, курсовых и дипломных работ студентов – должна быть реализована в разнообразных формах внеучебной и внеаудиторной работы: беседах, диспутах, круглых столах, конференциях, литературно-музыкальных вечерах (примерная тематика прилагается).
Таблица 1
Программаспецкурса «Абай и современная педагогическая мысль Казахстана»
№№ | Тема | Лекции
час |
Семинары, часы |
1 | Педагогическое наследие Абая и современные задачи нравственного воспитания. | 2 | 2 |
2 | Народная педагогика в творчестве Абая. | 2 | |
3 | Абай — учитель казахской молодежи.
Великий просветитель об учителе. |
2 | |
4 | Нравственно-этический смысл «Назиданий» Абая. | 2 | |
5 | Психолого-педагогические взгляды Абая. Психологическое содержание абаевского стиха. | 2 | 2 |
6 | Абай о трудовом воспитании. Эстетическое в творчестве Абая и современные задачи эстетического воспитания. | 2 | |
7 | Педагогическая этика Абая | 2 | 2 |
8 | Дидактические взгляды. Абай о роли науки и образования. | 2 | 2 |
9 | Вклад Абая в развитие родного языка – педагогический аспект. Абай об изучении русского языка как средства межнационального общения. | 2 | |
10 | Абай – великий гуманист, демократ, интернационалист. | 2 | |
Итого: | 20ч. | 10ч. |
Примерная тематикакурсовых и дипломных работ, бесед, докладов, лекций, литературно-музыкальных вечеров, конференций о педагогическом наследии казахских просветителей Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева
1.Педагогическое наследие казахских просветителей Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и современность.
- Казахские просветители об учителе.
3.Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев о трудовом обучении и профессионально-техническом образовании.
4.Идея народности воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского и казахских просветителей.
5.Педагогическая значимость личности Чокана Валиханова – первого казахского ученого, просветителя-демократа.
Список литературы:
1.Кунанбаев А. Избранное. — Алма-Ата: Казгосиздат., 1988. — 340 с.
2.Алтынсарин И. Собр. соч. в трех томах. Т.l — Алма-Ата: Наука,1975. — 359 с.
3.Валиханов Ч. Избранные произведения. — М.: Наука, 1984. -414 с.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-ДЕМОКРАТОВ Ч.ВАЛИХАНОВА, И.АЛТЫНСАРИНА, А.КУНАНБАЕВА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ТЕОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА» author=»Урунбасарова Элеонора Адаловна, Муханова Жанаргуль Айтжановна, Алькеева Сауле Мухамеджановна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]