Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КОМПОНЕНТЫ РИТМА ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривая дидактическую деятельность преподавателя физической культуры, как и любого преподавателя другой специализации, можно отметить, что общение здесь выступает в качестве главной категории, по законам которой протекает учебный процесс. В этом случае исследование дидактической деятельности преподавателя на первый план выдвигает к анализу проблему общения в обучении как ведущую, поскольку процесс обучения ориентируется на процесс усвоения и, связанный с ним, процесс познания. Реализация последних возможна только в сознании учащегося, результат которой зависит от овладения преподавателем педагогической техникой, что характеризует уровень его педагогического мастерства, где ритм является несущей основой всего построения процесса коммуникации и выражен в соразмерности частей, архитектонике звучащего текста.    

Во всем многообразии исследований проблемы коммуникативной дидактической деятельности преподавателя, аспекту ритмовой основы общения, как показали результаты обширного изучения литературных данных, не уделено достаточного внимания. Следует отметить, что в некоторых источниках, имеющих самое непосредственное отношение к дидактическому общению учителя физической культуры, рассматриваются те или другие компоненты, входящие в состав ритмового фактора данной деятельности, но, как правило, вне ее понятийного контекста.

Обобщение и анализ данных частных научных дисциплин по представленному аспекту из областей теории музыки, литературы, риторики, теории двигательной деятельности и другие позволили выявить наиболее общие характеристики структурных компонентов ритма общения. Дальнейшее их аналитическое проектирование в плане разработки специфических характеристик ритма дидактического общения преподавателя физической культуры позволило синтезировать его основные компоненты, которые распределились в рамках 4-х групп [3]:

  1. Средства выразительности речи – ритм, темп, интонация, динамика, дикция, регистр, тембр, паузы.
  2. Издержки общения – необоснованные паузы, повторы речевых штампов (шаблоны, клише), терминологические ошибки.
  3. Невербальные средства общения – жестикуляция, пантомимика (движения головы и туловища, движения ног и походка), мимика (выражение лица, взгляд) и др.
  4. Координация – рече-двигательная, рече-зрительная, зрительно-двигательная, слухо-двигательная, слухо-зрительная и другие их комбинации.

Как видим, приведенные выше параметры-характеристики представляют собой качественные и количественные показатели, которые в достаточной мере могут обеспечить уровень подготовленности к ритму дидактического общения преподавателя физической культуры.

Важнейшим фактором в профессиональном мастерстве преподавателя физической культуры является умение оперирования устной речью, которая выступает в качестве одного из основных средств педагогической деятельности. По данным исследований дидактическое общение у учителя физической культуры в объеме урока составляет 81,4 % [4], где вербальная сторона превалирует над другими его (общения) формами. К профессионально-педагогической речи предъявляются особые требования, так как помимо коммуникативно-информационной, регулятивной, когнитивной и других функций в ее задачи входит привлечение и удержание внимания [5, 6]. В связи с этим, проблему речи преподавателя физической культуры необходимо рассматривать в аспекте его речевой деятельности во взаимодействии с другими сторонами профессионально-педагогической деятельности.

Речь преподавателя физической культуры должна быть предельно отчетливой, достаточно динамичной, сохраняющей естественность интонаций, правильно расчлененной паузами. В речи необходимо использовать все средства смысловой и эмоциональной выразительности.

В дидактическом общении преподавателя физической культуры координация несет на себе самую ответственную нагрузку. Это выражается не только в правильной демонстрации физических упражнений. Координация проявляется и в умении физически согласовывать эту демонстрацию с дидактической речью. Умение же преподавателя сопровождать методическими указаниями и замечаниями выполнение учащимися физических упражнений представляет собой координацию высшего порядка, поскольку здесь задействована работа одновременно органов слуха, зрения, артикуляции и мыслительного аппарата, который, в свою очередь, должен совмещать одновременно и выдачу информации, и вести внутренний подсчет, чтобы не выбиться из ритма и не потерять темп исполнения движений, а также, соблюсти выполнение заданного количества физических упражнений [2, 8].

Специфика коммуникативной деятельности преподавателя физической культуры отличается особой широтой отношений субъект-объект-субъектного характера, где в качестве объекта выступает двигательная деятельность [7]. И в этом плане особенность ритма дидактического общения выражается строгой обязательностью наложения ритмовой структуры собственно двигательной деятельности на рече-двигательную (текстопорождаемую), зрительно- и слухо-двигательную.

Процессуальный аспект текстовой речедеятельности предполагает оптимальную координацию ритмовых структур на всех ее иерархических уровнях. Выпадение хотя бы одной из этих структур влечет за собой разрушение всего контура данной деятельности. И в этом смысле сложность построения ритма текста общения заключается в том, что наряду с умениями комплексной координации необходимо обладать такими личностными качествами как двигательная координация, чувство ритма и в значительной степени зрительной и слуховой памятью которые все вместе составляют интегральное чувство схожести ритмовых структур [2, 3]. Все эти качества образуют иерархию координационных способностей, умений и навыков, необходимых учителю для полной реализации поставленных перед ним дидактических задач.

Данное положение о координационных способностях преподавателя физической культуры подчинено РИТМУ (рис. 1): ритму урока, ритму речи, ритму исполняемых движений; поскольку само качество – координация основано на чувстве ритма.        

 

Рисунок 1. Концептуальная модель деятельностных ритмоструктур

учителя физической культуры [1]

 

Обобщенные характеристики основных компонентов ритма дидактического общения в представленной здесь интерпретации дают определенное основание утверждать, что разработка проблемы дидактического общения в контексте его компонентно-иерархически построенной координационной структуры на основе интегрального подхода «ритм дидактического общения преподавателя физической культуры – дидактическая система урок» обладает возможностью выявлять операциональные факторы, целенаправленное применение которых дает возможность избирательно воздействовать на эффективность процессуальной стороны дидактического общения.

Список литературы

  1. Афтимичук О.Е. Феномен ритма общения в коммуникативной деятельности учителя: Монография / О.Е. Афтимичук; Гос. ун-т физ. воспитания и спорта. – Кишинев: Valinex, 2011. – 118 с.
  2. Афтимичук О.Е. Обоснование комплекса знаний и умений ритмо-структурной организации дидактического общения учителя физической культуры / О.Е. Афтимичук // Современное образование, физическая культура, спорт и туризм: Материалы 3-й региональной межвузовской научно-практической конференции, г. Сочи, 27-30 ноября 2012 г. / Под общ. ред. д.п.н., проф. В.Ю. Карпова. – Сочи: РИЦ СГУ, 2012. – С. 10-19.
  3. Афтимичук О.Е. Ритм общения в структуре коммуникативной дидактической деятельности учителя физической культуры и методика его формирования. – В кн.: Духовно-физическое воспитание личности в образовательном пространстве физической культуры: Монография / Под обш. ред. Т.Т. Ротерс; авт. кол.: О.Е. Афтимичук; Е.Е. Заколодная, В.Н. Мазин, Е.В. Отравенко; Э.Й. Савко; Н.Ю. Шумакова // Гос. учрежд. «Луган. нац. ун-т им. Т.Шевченко». – Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ им. Т.Шевченко», 2013. – C. 317-365.
  4. Данаил С.Н. Профессионально-педагогическая подготовка учителей физической культуры в контексте разработки проблемы общения и учения / С.Н. Данаил, В.М. Выдрин // Современные проблемы совершенствования системы физкультурного образования: Материалы международной научной конф: Тез. докл.: В 2-х т.т. – Кишинев, 1993. – Т. 1. – С. 75-78.
  5. Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 208 с.
  6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
  7. Aftimiciuc O. Specify of the didactical-communication activity of the teacher’s physical education / O. Aftimiciuc // Education for all and for life: International Scientific Conference. Programmer and abstracts. – Oradea: Univ. din Oradea, 2003. – 41-43.
  8. Gönczi-Raicu M. Competenţe de coordonare complexă în cadrul activităţii didactice integrative a profesorilor de educaţie fizică: Monografia / Maria Gönczi-Raicu, Olga Aftimiciuc, Sergiu Danail. – Chişinău: Valinex, 2014. – 160 р.[schema type=»book» name=»КОМПОНЕНТЫ РИТМА ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» description=»Среди целого ряда составляющих профессионализм преподавателя педагогическое мастерство является одним из ведущих. В первую очередь это относится к дидактическому общению. Для преподавателя физической культуры его воспроизводство имеет свою специфику, заключающуюся в симбиозе вербальной и двигательной деятельностей. Статья обосновывает основные компоненты дидактического общения преподавателя физической культуры, качественные и количественные показатели которого могут обеспечить уровень подготовленности к его ритмоструктурной характеристике. » author=»Афтимичук Ольга Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found