Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КОМПЛЕКСНОСТЬ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Проведение тестовых испытаний при оценке физического состояния спортсменов всегда преследует определенную цель, будь то количественные или качественные показатели готовности субъекта к выполнению конкретной двигательной деятельности, либо общая оценка состояния здоровья, либо получение знаний о влиянии тех или иных методик тренировки на организм спортсменов [1]. И в связи с этим каждый раз перед исследователем становится зачастую очень непростой вопрос – насколько рационален тот или иной тест при изучении  данного свойства, либо нужна его глубокая модификация для поставленных задач или же его применение не даст предполагаемых результатов? Управление подготовкой спортсменов подразумевает наличие контроля за состоянием наиболее важных параметров, обеспечивающих достижение поставленной цели (Дмитриев А.В., 2003).

Для проведения большинства исследований составляются батареи тестов, позволяющие объективно оценивать состояние физической подготовленности, включают в себя как правило несколько основных элементов – исследование показателей силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости, и ряда параметров функциональной подготовленности – МПК, МОК, ЧСС, реалгических свойств крови, обмена веществ, морфофункциональных измерений [2]. Также большую группу представляют психологические тесты, направленные на изучение эмоционально-волевой сферы, психических процессов.

Совокупность разнонаправленных методик обусловлена как необходимостью комплексного оценивания состояния организма спортсмена, его резервных возможностей, так и естественным желанием получить информацию о влиянии выбранных методов и средств тренировочного процесса, то есть фактически о подтверждении или опровержении правильности поставленных задач и цели.

Ряд ученых [2] предполагает, что в основе выбора тестовых заданий должны лежать методики, позволяющие объективно оценивать индивидуальные особенности спортсмена, не рассматривая полученные результаты в контексте сравнения со средними значениями данного теста. В основе данного подхода акцент идет именно на индивидуальность роста личных результатов и особенности протекания физиологических процессов, что представляется весьма важным в настоящее время, в условиях все повышающихся тренировочных и соревновательных нагрузок.

Следовательно, совокупность педагогических, медико-биологических, психологических методов и средств позволит в большой степени способствовать корректированию тренировочных планов и позволит оценивать реальные возможности каждого спортсмена, с учетом степени нарушения слуха и индивидуальных особенностей [3].

Получение объективной информации о уровне развития двигательных способностей должно включать в себя  методы многомерного статистического анализа,  методы функциональной диагностики: спирография, тестирование уровня энергообеспечения организма с помощью системы газоанализа, тестирование аэробных и анаэробных возможностей (показатели центральной гемодинамики, биохимические показатели), мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы в режиме реальных физических нагрузок, ЭКГ;  методы тестирования уровня развития физических качеств.

Изучение данного вопроса позволяет определить следующие положения эффективного управления тренировочным процессом на основе комплексной оценки физической подготовленности:

  1. Применение ряда медико-биологических исследований совместно с педагогическим контролем, учитывающих особенности глухих бегунов позволят улучшить эффективность тренировочного процесса, выявить и устранить недостатки, подобрать необходимые для каждого конкретного спортсмена упражнения в какой-либо период подготовки.
  2. Комплексное мониторирование функциональных показателей позволяет в высокой степени оценить уровень физической подготовленности в конкретном периоде тренировочной деятельности, проследить изменения состояния здоровья, и учитывающие индивидуальные особенности. Полученная информация способствовала коррекции недостатков технической стороны подготовки и тренировочного плана в целом для каждого спортсмена.
  3. Систематический контроль, включающий в себя оценивание физических, функциональных, биохимических, психологических и других характеристик, позволяет составить объективное суждение об эффективности применяемых средств и методов тренировки, помогает выявить сильные и слабые стороны подготовки спортсмена, облегчает планирование тренировочного процесса и прогнозирования уровня спортивных достижений.

Список литературы:

  1. Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография. М.: Физическая культура, 2008. – 146 с.
  2. Капилевич, Л. В. Физиологические методы контроля в спорте: учебное пособие / Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова [и др.] / Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 160 с.
  3. Матвеев, Л. П. Теория и практика физической культуры – 3-е изд., перераб. и доп. / Л. П. Матвеев. – М.: Физическая культура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с., ил. (Корифеи спортивной науки).
  4. Селуянов В.Н. Современные подходы в системе физической подготовки: монография. М.: АСТ, 2010. – 254 с.
  5. Смоленский А.В. Спортивная медицина: учебное пособие. М.: Физическая культура, 2011. – 523 с.[schema type=»book» name=»КОМПЛЕКСНОСТЬ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА» description=»Получение объективных данных о текущем функциональном состоянии, физической подготовленности, мотивационной составляющей спортсменов, изменении данных параметров под воздействием тренировочной нагрузки. Включение комплексного подхода к оценке физической работоспособности позволит оптимизировать систему подготовки в целом, предотвратить форсирование спортивной формы и уменьшить перегрузку организма спортсменов.» author=»Морозов Антон Павлович, Чесноков Николай Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found