Современный этап развития системы подготовки командных кадров для ракетных войск и артиллерии отличается сложностью и разнонаправленностью происходящих процессов. Основными противоречиями современного педагогического процесса являются:
- необходимость комплексного подхода к воспитанию личности будущего офицера, активное участие в нем всех субъектов воспитания;
- попытки формирования и развития целостной личности военнослужащего по элементам, в отрыве друг от друга;
- осознание командным и профессорско-преподавательским составом необходимости перехода от знаниевой парадигмы к компетентностому подходу в образовании;
- требование индивидуализации образовательного процесса и преобладание групповых методов обучения и воспитания и другие.
Все возрастающие требования к выпускникам вузов, сложности перехода на компетентностный подход в обучении, отставание практики подготовки курсантов от педагогической теории обуславливают необходимость поиска новых подходов к организации образовательного процесса в академии. И важным источником получения для поиска, анализа и определения новых подходов к совершенствованию образовательного процесса в академии является исторический опыт, под которым понимается опыт освоения действительности людьми прошлого, нашедший свое отображение в различных источниках и результатах человеческой деятельности. На его основе можно реконструировать события, строить умозаключения, предположения и т.д. Неповторимость этих прогнозов определяет невозможность использования исторического опыта как готового сценария действий. Но учет таких представлений, изучение их и сопоставление с существующими в современности позволяют использовать такой опыт как базис для прогнозирования вероятных сценариев будущего [1].
Подготовка командных кадров для артиллерии началась фактически с момента создания русской регулярной армии. Так, еще в 1698 г. при бомбардирской роте Преображенского полка была создана артиллерийская школа. Однако артиллерийским учебным заведением действующей на постоянной основе можно считать школу, открытую в 1712 г. при артиллерийском полку [2]. Учениками школы становились солдаты лейб-гвардии Преображенского полка, которым после окончания обучения присваивалось звание «бомбардир» с последующей возможностью производства в офицеры.
В последующем система подготовки командных кадров активно развивается: в 1721 г. открывается особая артиллерийская школа; в 1730 г. при ней начинает работу Артиллерийская арифметическая школа для подготовки писарей, сыновей мастеровых; в 1758 году в результате объединения начинает функционировать Соединенная Артиллерийская и Инженерная школа, к которым присоединяется Арифметическая школа; в 1762 г. на базе соединенной школы открывается Артиллерийский и Инженерный шляхетный кадетский корпус (сперва на 146, а с 1784 года на 400 человек [3])., переименованный в 1800 г. во 2-й Кадетский корпус. В связи с открытием Михайловского и Константиновского, Одесского и Николаевского артиллерийских училищ происходит окончательный переход на подготовку командиров-артиллеристов в специализированных военно-учебных заведениях рода войск [4]. После 1917 года сеть артиллерийских учреждений после непродолжительного закрытия вновь разворачивается для подготовки командного состава артиллерии Красной Армии и достигает своего максимального развития в начале Второй мировой войны.
Как видно, из приведенного краткого исторического обзора подготовка отечественных артиллерийских кадров имеет богатый опыт и традиции, которые представляют несомненный интерес как источник эффективных, но забытых форм и методов воспитания и обучения будущих офицеров. Рассмотрим их более подробно.
Анализируя исторический опыт, можно сказать, что большая часть форм и методов подготовки командных кадров находит применение в современных образовательных технологиях академии (См.табл.1).
Таблица 1.
Формы и методы обучения и воспитания кадетов и курсантов XVIII—XX вв. | Современные формы и методы обучения и воспитания офицеров и курсантов |
Исполнение обязанностей унтер-офицеров, капралов и рядовых в ходе полевых занятий. | Работа курсантов номерами расчетов при проведении занятий по боевой работе |
Введение изучения иностранных языков | Учебная дисциплина «Иностранный язык» включена в учебный процесс |
Основываются музей, библиотека, типография, лазарет | Активное использование в учебном процессе |
Вручение золотых и серебряных медалей | Вручение золотых медалей лучшим выпускникам академии |
По итогам ежегодных экзаменов отправка слабоуспевающих унтер-офицерами в войска | Отчисление слабоуспевающих курсантов |
Отслеживание судеб выпускников — георгиевских кавалеров, а также погибших при защите Отечества | Открытие в 2013 г. Зала воинской славы академии |
Издание учебников и методических пособий в собственной типографии | Активно используется |
Высокая доля преподавателей и офицеров из расчета на общее количество обучающихся (4,9÷8,4 кадета на одного педагога) | Данная норма почти соблюдается – один педагог на 10 курсантов |
Введены консультации преподавателей | Активно используется |
Активное применение средств наглядности [5]. | Активно используется |
Переход с индивидуально-групповой формы обучения на классно-урочную | Активно используется |
Зарождение групповых упражнений при обучении тактике | Активно используются |
Постепенное изучение вооружения от макета, чертежа до самостоятельной разработки, обоснования, оформления чертежа и изготовления образца вооружения | Выполнение курсового и дипломного проектирования выпусками академии |
Для повышения наглядности процесса обучения стены парка в корпусе были расписаны афоризмами, пословицами | Применение средств наглядной агитации |
Введена практическая стрельба из пушек [6]. | Активно применяется |
Привлечение из войск наиболее опытных командиров для преподавания специальных дисциплин [7]. | Активно применяется, но требует технология отбора офицеров на преподавательскую работу требует совершенствования для исключения попадания слабо подготовленных в педагогическим плане командиров |
Вместе с тем, в ходе исследования нами обнаружен целый ряд неиспользуемых на сегодняшний момент и фактически незаслуженно забытых форм и методов обучения и воспитания. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Формы и методы обучения и воспитания кадетов и курсантов XVIII—XX вв. | Современные формы и методы обучения и воспитания офицеров и курсантов |
Присвоение воинских званий дифференцировано по итогам обучения от поручика до рядового артиллерии [8]. | Целесообразно введение, но требует изменения существующей нормативно-правовой базы процесса обучения и прохождения воинской службы |
Проведение итоговых ежегодных публичных экзаменов в присутствии высокого начальства | Применяется только при сдаче выпускных экзаменов и защите дипломных проектов Государственной аттестационной комиссии. Целесообразно введение в виде аттестации |
Заводская практика для изучения процесса производства | Нецелесообразно применение многодневной практики. Возможно как разовые посещения предприятий-изготовителей вооружения и военной техники, военных складов, баз хранения |
Издание литературных журналов с публикацией статей курсантов, в т.ч. переведенных ими произведений иностранных авторов | Целесообразно введение для развития компетенций владения иностранным языком и компенсации нехватки переводной литературы |
Применение телесных наказаний | Нецелесообразно |
Подготовка кадетов по индивидуальным планам с возможностью досрочной сдачи учебных дисциплин | Затруднительно в связи с особенностями организации образовательного процесса в военно-учебном заведении |
Экстернат | Нецелесообразно в связи с отсутствие этой формы подготовки в требованиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) |
Запрещен отрыв курсантов от обучения | Целесообразно свести к минимуму процент отрыва курсантов от образовательного процесса |
Дополнительные занятия вместо каникул у отстающих кадетов [9]. | Нецелесообразно в виду нарушения требований ФГОС ВО |
Индивидуальные беседы директора корпуса по выявлению индивидуальных особенностей кадетов | Целесообразно |
Совместное проживание отечественных и иностранных кадетов для улучшения практики владения иностранным языком | Целесообразно при проведении совместных мероприятий, групповых занятий и т.д. |
При изучении тактики практиковалось самостоятельное чтение военно-исторических трудов | Целесообразно при изучении военной истории, оперативного искусства и тактики использовать мемуары военачальников прошлого и современности, аналитических материалов, описывающих практику применения армий иностранных государств |
Поочередное исполнение обязанностей командного состава в своем классе [10]. | Целесообразно в виде дополнительной практики, начиная со 2-го курса обучения |
Исполнение обязанностей командного состава курсантами старших курсов на младших курсах | Целесообразно в виде дополнительной практики, начиная со 3-го курса обучения |
Ежегодное прохождение практики в войсках, начиная со 2 курса, на должностях командиров орудий, помощников командиров взводов, командиров взводов | Целесообразно в войсковой практики на 4 курсе обучения в должностях командира взвода, заместителя командира батареи, командира батареи |
Курсантов, не прошедших военную службу, отправляли на 9-10 мес. в войска для практики | Нецелесообразно ввиду увеличения сроков подготовки и наличия практики |
Бригадно-групповой метод подготовки | Нецелесообразно ввиду отсутствия индивидуального подхода в обучении |
Самостоятельная работа по индивидуальным планам [11]. | Условно целесообразно, но при выполнении основных принципов планирования |
Формирование цельной военно-учебной пирамиды: артиллерийские школа, военные училища, военная академия [12]. | Целесообразно для профориентационной работы ввиду сложности последующего обучения курсантов по артиллерийским специальностям |
Подводя итог, можно сказать, что изучение исторического опыта подготовки командных кадров дает исследователям и практикам неоценимый материал для изучения, анализа, выработки рекомендаций и последующего внедрения в образовательный процесс академии.
Список литературы:
- Костякова Ю.Б. Исторический опыт: от понимания сущности к определению термина. // Грамота. – 2012. – №12 (26). – С.98-105.
- Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. – СПб.: ВИМАИВВС, 1998. – С.17.
- Добряк С.Ю., Дьяков С.И. Поздняков С.В., Тарасов А.В. Обучение и воспитание личного состава для подразделений артиллерии до создания артиллерийского училища. – Сборник IV международной научно-практической конференции «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Часть 2. №4. 2014. С. 21-24. Россия, г. Екатеринбург, 7-8 ноября 2014 года.
- Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С.158.
- См.: Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. – СПб.: ВИМАИВВС, 1998. – С.130-139.
- См.: Харламов В.И. Чему и как учили русских офицеров в XVIII веке // Военно-исторический журнал. – 1999. – №3. – С.76-86.
- См.: Лушников А.М. Советская военная школа в 1921-1941 гг.: социально-политические аспекты развития. – Ярославль: Яросл.гос.тех.ун-т, 1997.
- См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
- См.: Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. – СПб.: ВИМАИВВС, 1998. – С.130-139.
- См.: Харламов В.И. Чему и как учили русских офицеров в XVIII веке // Военно-исторический журнал. – 1999. – №3. – С.76-86.
- См.: История отечественной артиллерии. Под ред К.П.Казакова. Том III. Книга 8.
- Лушников А.М. Советская военная школа в 1921-1941 гг.: социально-политические аспекты развития. – Ярославль: Яросл.гос.тех.ун-т, 1997. – С.42.[schema type=»book» name=»ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНЫХ КАДРОВ АРТИЛЛЕРИИ » author=»Кисин Константин Алексеевич, Дьяков Сергей Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]