Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Требования руководящих документов определяющих образовательную деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации свидетельствует о необходимости использования в образовательной деятельности прогрессивных форм и методов обучения, современной учебно-материальной базы. Для повышения качества подготовки и воспитания военных специалистов с высшим образованием, способность творчески использовать в практической деятельности полученные знания, новейшие достижения научно-технического прогресса, обеспечивается военно-научной работой обучаемых. Одной из основных целей при обучении курсантов является овладение ими методами научного познания на основе использования информационных и коммуникационных технологий[1], разработки актуальных вопросов и содействие техническому прогрессу [3, с. 80].

Квалификационные требования к уровню военно-профессиональной (специальной) подготовки выпускников по направлению подготовки (специальности) 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения» специализации №1 «Военные гусеничные и колесные машины» предполагают формирование у обучаемых общекультурных[2], общепрофессиональных[3], профессиональных[4], военно-профессиональных[5] и профессионально-специализированных компетенций[6], освоение которых непосредственно связано с ИКТ. Так, исходя из требований федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, освоив ОПК-2 курсант способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения; ОПК-7 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности; ПК-7 способен разрабатывать с использованием информационных технологий конструкторско-техническую документацию; ПСК-1.2 способен к профессиональной деятельности на всех стадиях производства военных гусеничных и колесных машин с использованием передовых информационных технологий; ВПК-37 способностью организовывать изобретательскую и рационализаторскую работу в подразделении, службе.

Под информационными и коммуникационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность методов и средств сбора, обработки и передачи данных (первичной информации), для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта), а также для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности [1, с. 28].

Рисунок 1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Применение информационных и коммуникационных технологий на кафедрах факультета технического обеспечения активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и курсанта. Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационных и коммуникационных технологий [4, с. 37].

В образовательной деятельности военного вуза также используются информационно-социальные технологии, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию курсантов и научно-педагогического состава, на уровне, позволяющим решать основные задачи обучения [2, с. 41].

В процессе обучения на факультете технического обеспечения широко используются универсальные прикладные программы и средства ИКТ: анимация, программы подготовки презентаций, имитационное моделирование (3D моделирование) (имитация реальных объектов), управление базами данных, системы автоматизированных методов для сбора и обработки информации, слайды, графические пакеты и т.д.

Применение современных технологий в образовательной деятельности стало намного шире и разнообразнее, в связи с этим возникают некоторые трудности, как у преподавательского состава, так и у обучаемых. Что касается деятельности преподавателей, то им приходится постигать азы новых технологий самостоятельно, что не дает гарантию качественного усвоения и использования получаемой информации, а также незначительный временной ресурс, решение этой проблемы мы видим в систематизации применения ИКТ, а также организации непрерывной подготовки офицерского состава в области ИКТ. Нецелесообразно полностью компьютеризировать образовательную деятельность, так как для обучения будущих офицеров – специалистов служб технического обеспечения не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Формируя компетенции, обогащая новыми знаниями, развивая логическое мышление, компьютер ограничивает развитие диалогической и монологической способности курсанта. Исходя из этого, использование информационных и коммуникационных технологий необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности [5, с 122].

Таким образом, применение ИКТ не подменяет привычные методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе обучения. Использование моделирования, анимации способствует улучшению усвоения материала, а эксперименты с моделированием открывают новые возможности для обучения будущих офицеров – специалистов служб технического обеспечения. Только рациональное использование информационных и коммуникационных технологий приведет к наиболее продуктивному обучению.

Список литературы:

  1. Бобонец С.А., Костюк А.В. Основы информационных технологий: учебник. Санкт-Петербург, 2013. – 231 с.
  2. Лавина Т.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе педвуза: ученый совет. Чебоксары, 2005. – 98 с.
  3. Стрельцов Р.В. Об актуальности подготовки офицерского состава в области информационных и коммуникационных технологий: Наука и бизнес: пути развития. Москва, 2014. № 4 (34). – 202 с.
  4. Федоров Р.Ю. О роли задач в структуре балльно-рейтинговой системы для технических дисциплин в вузе: Перспективы науки, 2014. № 12 (63). –132 с.
  5. Osborn J., Dillon J. Good practice in science teaching. What research has to say. Second edition, 2010. – 347 p.

[1] далее — ИКТ

[2] далее — ОК

[3] далее — ОПК

[4] далее — ПК

[5] далее — ВПК

[6] далее — ПСК[schema type=»book» name=»ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ» description=»Цель данной статьи заключается в раскрытии значимости использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности высшего военного учебного заведения. Интеграция данных технологий в процесс обучения курсантов факультета технического обеспечения: имитационное моделирование, управление базами данных, системы автоматизированных методов для сбора и обработки информации. В статье раскрыты формируемые компетенции у курсантов, а также определены роль и место непрерывной подготовки в области информационных и коммуникационных технологий преподавательского состава. » author=»Стрельцов Роман Вячеславович, Федоров Роман Юрьевич, Казиханов Шамиль Тельманович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found